XII
Но поскольку многие люди не знают, что именно в Святом Писании обозначается под термином все, мы воистину говорим, что в целом понятием все определяются вещи благие и духовные, но этот термин также употребляется и в другом значении: когда имеется в виду только зло и грехи. Мы считаем, что Апостол имеет в виду вещи благие и духовные, говоря: «Ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:19-21). Но не следует верить в то, что все, что есть на этой земле, будет умиротворено Христом и во Христе, ибо все это, как представляется, почти всегда существовало в чрезвычайном несогласии.
Подобно этому, Господь пожелал определить под «всеми» только благое и духовное, когда сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан.12:32). Ибо Господь, вознесясь от земли, не привлекает к Себе все, что есть в этом мире: там есть множество нечистого, чего следует полностью отвергаться и избегать. Господь говорит в другом месте: «Все предано Мне Отцем Моим (Матф.11:27); и Иоанн в Евангелии: «Все чрез Него начало быть, и без Него начало быть nihil (ничто) (Иоан.1:3). Это показывает, что здесь говорится о речах благих и духовных, поскольку тут же добавляется следом: «Только то, что было в Нем, было Жизнью» (Иоан.1:3-4). Точно так же, понятием все обозначается всякое зло и все грехи, согласно тому, что говорит Апостол: «Да и все почитаю тщетою (то, что прежде признавалось как преимущество)… и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8). И также согласно тому, что говорит Соломон: «Суета сует, - все суета!» (Еккл.1:2), и вновь: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа! (Еккл.1:14). И еще :«Потому что все - суета!
(Еккл.3:19,20). Итак, есть свидетельства тому, что в божественных Писаниях omnia (все вещи) может означать как вещи вечные, так и временные, и, вследствие этого, понятие все (omnia) имеет двойное значение, и это согласовывается с тем, что говорится в Книге Премудрости: «Все они - вдвойне, одно напротив другого» (Сир.43:25).
XIII
Но то, что в этом мире, то есть, в мире, который может быть назван ничто (nihil), Апостол прекрасно объясняет, говоря: «Мы знаем, что идол в мире ничто (он есть «ничто» в мире) (1Кор.8:4)
[1] И если я имею, - говорит он еще, дар пророчества, и знаю все тайны; и имею всю веру, так что могу и горы переставлять, но не имею любви, то я не являюсь ничем (то я ничто) (1Кор.13:2). И если очевидно, что даже Апостол без любви - ничто, то и все существующее без любви - ничто. Вот почему Исайя говорит также: «Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него (Ис.40:17). И Псалмопевец: «Но Ты взираешь на все народы, как на ничто
[2] (Пс.58:9). И в другом месте: «Тот, в глазах которого злодей словно ничто…
[3]» (Пс.14:4) У Иезекииля говорится о князе Тира: «ты изничтожишься
[4], и не будет тебя во веки» (Иез.28:19). Исайя заявляет также: «Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас» (Ис.41:24). И Иоанн в Евангелии: « Без Него стало быть ничто (nihil )» (Ио. 1:3).
Таким образом, все духи злобы (mali spiritus), злые люди и все, попавшее в этот мир, с этой точки зрения, являются ничем, потому что они без любви, то есть, созданы без Бога. Бог не создавал их, потому что nihil (то есть, ничто) «без Него стало быть» (Ио. 1:3); и Апостол свидетельствует об этом: «Если… не имею любви, - то я ничто (то я - «ничто») (1Кор.13:2).
XIV
По поводу благого творения, Апостол говорит евреям: «А устроивший все [есть] Бог» (Евр.3:4). И Соломон: «Все вообще создал Живущий вовеки…» (Сир.19:1). Апостол говорит Колоссянам: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит… и так далее» (Кол.1:16-17). То, что речь идет о делах духовных, не стоит даже и сомневаться, ведь Апостол уточняет: «Престолы ли, и т.д.» А то, что один и тот же род дел называется видимым и невидимым, с очевидностью исходит из слов самого Апостола, поскольку он говорит: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). И в Евангелии сказано: «Всё чрез Него стало быть, а без Него ничто стало быть» (nihil стало быть) (Ио. 1:3-4). То, что Иоанн желает говорить о творениях благих и духовных, доказывается словами, которые следуют дальше: «Что начало быть в Нем, было жизнью» (Ио. 1:4). И это благие творения Павел описывает такими словами: «Ибо всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Если всякое творение Божие хорошо, и если мир, как некоторые воображают, является творением Божьим, как же тогда все это понимать, и по какой причине его нельзя любить? А ведь Иоанн нам запрещает его любить. Если же не стоит любить мир, и не стоит любить то, что в нем, то не надо тогда говорить, что мир - от Бога. Ибо всё, что исходит от Бога, является благим, и его должно любить. Разве этот мир не является видимым? Что мы называем «миром», как не небо, землю, воздух, море и все, что в них? Но разве всё, что в мире, не является «похотью плоти и похотью очей» (1Иоан.2:15,16)? Что может быть похотью очей, если не видимое? И что может быть увидено, кроме видимого?
О, знатоки без понимания, «кто прельстил вас не покоряться истине» (3 Гал.1), «о, исполненные всякого коварства и всякого злодейства, дети диавола» (Деян. 13, 10), «враги креста Христова» (3 Фил. 18) и всякой праведности, почему бы вам не прекратить противостоять истине? «Слепые вожди слепых» (15 Мф. 14), на которых так ясно указывает Священное Писание! Но почему я должен так утомлять себя, увещевая еретиков? Разве не учили меня, что Христос придет на суд, в то время, как вы, у которых есть глаза, не видите, а вы, у которых есть уши, не слышите?
[5] Все это я прекрасно знаю. И потому я так отчаялся в вашем обращении.
XV
Но, по крайней мере, те из вас - хотя столь же слепые и увязшие в грехе - которые имеют еще уши, чтобы слушать, слышат, что Дух говорит о благих творениях, которые полностью есть от Бога. Ведь сказано в Псалмах: «Господь создал мир; потому мир тверд, не подвигнется» (Пс.92:1)
[6]. По поводу благого мира Апостол заявляет Евреям: «Ибо Бог не ангелов, а Христа, Сына Своего, поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:2)
[7]. О такой земле Апостол говорит еще, опираясь на пророчество Псалмопевца Давида: «В начале Ты, Господи, основал землю» (Евр.1:10). И именно на этой (божественной) земле тот же Пророк, заброшенный на нашу землю, полную несчастий и тьмы, желает видеть благость Господа, - на земле живых (Пс. 26:13). Этим он показывает, что благость Господа совершенно не может быть увидена, кроме как на земле живых. И он же говорит в другом месте: «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых» (Пс.141:5). И еще: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (Пс.142:10); и вновь: «Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней…
(Пс.23:1).
И совершенно не представляется возможным, что эти слова относятся к земле, о которой сам Давид отождествляя себя с народом Израилевым, заявляет: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой? (Пс.136:4) - или к миру, где обитает больше зла, чем благ, и где «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс.2:2). Таким образом, очевидно, что цари и князья, и фарисеи, и все те, кто сговариваются против Господа и Его Христа, не от Него, поскольку Христос сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня (Лук.11:23); и еще: «Вы потому не слушаете (слов Моих), что вы не от Бога (Иоан.8:47). Если они были не от Бога, то они и не жили в Божьем мире. Но евреи, которые не слушали слов Господа, разве они не жили в этом мире? Воистину, они жили. Поэтому этот мир - не тот, о котором говорит Пророк; эта земля и то, чем она полна, по всей видимости, не принадлежит Господу - поскольку грех правит здесь более, чем Добро - но наоборот, кажется, принадлежит дьяволу. Но та земля, о которой говорит Давид - она воистину от Господа, и Христос Сам сказал о ней: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф.5:5). И это та земля, о которой говорит Иов: «Камни ее - место сапфира, и в ней песчинки золота» (Иов.28:6).
XVI
И в книге Иезекииля Господь утверждает: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу» (Иез.36:24), - в ту самую землю, о которой Иов говорит, что «Камни ее - место сапфира, и в ней песчинки золота» (Иов.28:6). Но вот мы читаем еще у Иезекииля: «Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых.Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные, павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые распространили собою ужас на земле живых… Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле живых. Не должны ли [и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых…(Иез.32:22-24, 26-27). И еще немного дальше: «Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными, быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными, пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу… (Иез.32:30). «Увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его, говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит Господь Бог (Иез.32:31,32) И Господь говорит еще: «Так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей…(Иер.5:19).
Итак, вот говорится о чужом боге, вот о нашей земле, а вот о той, которая не наша. Об этом же говорит Господь в том же тексте: «Так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их…(Иез.34:12-13). Об этой самой земле Господь говорит в Книге Исайи:«Земля - подножие ног Моих…»(Ис.66:1), и еще: «Я создал землю и сотворил на ней человека…» (Ис.45:12); и в другом месте: «Ибо вот, Я творю…новую землю…» (Ис.65:17). И это та земля, о которой еще писано у Исайи: «Да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это» (Ис.45:8). И Спаситель говорит устами Пророка Иеремии: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли… и отдал ее, кому Мне благоугодно было (Иер.27:5).
XVII
И поскольку мы привели достаточно свидетельств о «благой земле», которую Бог сотворил изначально, то теперь мы в меру того, что сам Бог приуготовил для нас, сосредоточимся на предоставлении тех многочисленных и истинных свидетельств, которые относятся к небесам, на которых обитает правда, и где Бог по Своему благому решению, поместил Свой престол. Ибо сам Отец говорит нам: «Небо - престол Мой…» (Деян.7:49); как и Сын, в Святой Молитве: «Отче Наш, Который на небесах». И вновь Отец говорит в Книге Исайи: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и… имя ваше…(Ис.66:22). И Петр в своем Послании: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). И Господь через своего пророка: «Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис.45:12); и еще, в том же тексте: «Ибо вот, Я творю новое небо…(Ис.65:17), и другой раз: «Слушайте, небеса, и внимай, земля…(Ис.1:2). Давид говорит Господу: «Небеса - дело Твоих рук…(Пс.101:26). Но, поскольку они многочисленны - те, которые вследствие ослепления своего сердца считают, что эти слова могут применяться к нынешним небесам, ведь Пророк добавляет: «Они погибнут», - мы, кто черпает аргументы только из глубины «благой сокровищницы» нашего сердца, утверждаем, что более истинно и правдоподобно полагать, что здесь говорится о лучших небесах, тех, которые совсем не будут уничтожены. Ибо о нынешних небесах говорит Петр: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых…» (2Пет.3:7). И о том же говорится чуть далее: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3:10)». «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (2Пет.3:11-12). И вновь о тех же небесах Господь говорит устами Пророка : «Небеса исчезнут, как дым» (Ис.51:6). И Христос имеет в виду именно нынешнее творение, когда говорит: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится…» (Матф.15:13) Если всякое растение, без исключения, которое Отец не насадил, искоренится, значит, все, что Отец насадил, искорениться не может. Как же можно верить, что эти слова означают небеса, созданные рукой Божьей, - ведь все дела Божии сохранятся в Вечности? Также о небесах, созданных рукой Божьей, о которых заявляет Давид, что они погибнут, потом обветшают, и, наконец, изменятся (Пс.101:27); невозможно говорить, что это нынешние небеса, о которых говорится выше словами самого Господа и Петра. Ведь когда нынешние небеса прейдут с шумом, и когда они разрушатся, и растают, как дым, о них нельзя помыслить, что они обветшают, а затем, обветшав, изменятся. Но небеса, которые должны «погибнуть» - именно о них Господь говорит устами Исайи: «Слушайте, небеса, и внимай, земля (Ис.1:2). Эти небеса имеют уши, чтобы слышать. Ибо если бы они не могли слышать, Господь не сказал бы им: слушайте. И, разумеется о тех, которые погибли, Апостол говорит в Первом Послании к Коринфянам, что они: «…погибли от истребителя» (1Кор.10:10). И Господь говорит в Книге Иезекииля: «Потерявшуюся отыщу… » (Иез., 34: 16). И Он же говорит о том, что отыщет: «…ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10). И в другом месте, Своим ученикам: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.10:5,6) Он же провозглашает еще: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15:24) Это о тех самых взысканных овцах написано в псалмах: «Небеса проповедуют славу Божию…» (Пс.18:2).
И сказано еще: «Небо - небо Господу» (Пс.113:24), и вновь: «Хвалите Его, небеса небес!» (Пс.148:4). Но о небесах, которые погибли прежде, чем обветшали, мы читаем у Иеремии: «Что это значит, Израиль, что ты…состарился… в чужой земле…?» (Вар.3:10). Давид, говоря от имени всего Израиля, так же возглашает: «Око мое…обветшало от всех врагов моих» (Пс.6:8). И, наконец, если они изменятся, то это так, как Апостол пишет Коринфянам: «Не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15:51), и еще он говорит: «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). И это изменение - «изменение десницы Всевышнего» (Пс.76:11).
XVIII
Ибо Христос говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15:24) И апостолам Он говорит: «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.10:6). И, у Иезекииля: «Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны» (Иез.34:12). И вновь: «Потерявшуюся отыщу» (Иез.34:16). И Он же, Который ищет, говорит: « Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10); и в другом месте: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:56); и еще, обращаясь к Иерусалиму: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Матф.23:37). И написано у Иезекииля: «и соберу вас из всех стран» (Иез.36:24).
XIX
Сказано: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:8). И у Псалмопевца: «Возврати мне радость спасения Твоего…» (Пс.50:14). И этот пассаж у Иеремии: «Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!» (Плач.5:16); и другие подобные цитаты…(Начиная с этого места Liber contra Manicheos, Дюрана из Уэски не содержит более цитат из Анонимного трактата).
[1] 1. Святой Августин называет идолом грешника, который, будучи отделен от Слова, не становится, конечно, полным ничто - у него остается материальное тело - но становится «ничем» по отношению к Духу и Вечности (в своей виртуальной вечности): «У них есть глаза, которые не видят, уши, которые не слышат, и тд.), то есть, уподобляется статуе. Катары были очень близки к нему в этом плане.
2. Для катаров, как и для святого Павла, творения не основывались на истинном бытии, если они не участвовали в Благодати. Для святого Августина они имеют бытие только в той степени, в какой они едины со Словом, которым все было создано, но без которого было создано ничто nihil (которым они являются, будучи отделенными от Слова). Говорить, что ничто (nihil) было создано без Него, означает, что оно стало возможным без Него; и что Бог не играл никакой роли в его «появлении».
3. Начало зла для катаров - и есть это самое nihil В этом же смысле и св. Августин употребляет этот термин: Nihil est quod ad nihilum ducit : « Ничто - это то, что приводит к ничто.» Начало зла метафизически представляет собой отрицание (бытия и Истины), а физически - во времени - преходящесть, поскольку, раз преходящесть и тление приводят к ничто, то очевидно, что она исходит из ничто. (« Тление ведет к ничто», говорит святой Августин). Во многих местах святой Августин говорит об изничтожении злом, как если бы он был катаром: « Мои грехи, - говорит он - ведут меня к ничто» (ad nihilum duxerunt me)... ad nihil redactus sum... nihil factus sum... nihil fiebam, etc. Всякое существование завершится, в себе самом, отрицанием и разрушением. Вот почему в Каббале Бог определяется в очень глубоком смысле как отрицание (аутентичное и высшее, онтическое) всех отрицаний (недостатка и дурного). (примечания Рене Нелли).
[2] В синодальном переводе «Но Ты посрамишь все народы» - прим. пер.
[3] В синодальном переводе «тот, в глазах которого презрен отверженный» - прим. пер.
[4] В синодальном переводе «сделаешься ужасом» - прим. пер.
[5] Cм. Деянияf 28:26, а также слова святого Августина об «идоле» {Soliloques, V), «который имеет глаза и не видит, и т.д».
[6] В синодальном переводе: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется». - Прим. пер.
[7] В синодальном переводе: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». - Прим. пер.