Книга о Двух Началах. Продолжение 1

Jul 03, 2011 19:40



Как возможно человеку служить Богу.

Из этого проистекает теория того, что мы созданы истинным Богом, и каким образом нам возможно служить и совершать дела Его, или скорее, творить предначертанное Им, то, что Он Сам желает делать через наше посредство 1. Так Он смог спасти народ Свой через Господа Нашего Иисуса Христа, хотя Христос не совершал ничего благого Сам от Себя, и тем более «по свободной воле», ибо Он говорит о Себе: «Я ничего не могу творить Сам от Себя». (Иоан.5:30), и еще: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан.14:10).


Таким образом, мы говорим, что служим Богу, когда исполняем Его волю с Его помощью; но это абсолютно не значит, что мы можем творить с помощью свободной воли какое-либо добро, если Он не является ни началом, ни причиной его: так Иаков говорит в своем Послании: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). И в Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан.6:44). И еще Он говорит о собственной миссии: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу» (Иоан.5:30), и еще: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан.14:10). И Апостол обращается с теми же словами к Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9); и он же заявляет Римлянам: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16); и Филиппийцам: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1:6); и также: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13). И в своем Втором Послании к Коринфянам он говорит: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3:4-6). И Иоанн Креститель говорит: «Не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.» (Иоан.3:27); и Давид: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1); и Иеремия: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». (Иер.10:23). Мы читаем в Послании Павла к Коринфянам: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1Кор.15:10); и в Притчах Соломоновых: «У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прит.8:14-16).; и еще: «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Прит.20:24). Христос говорит в Евангелии от Матфея: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». (Матф.11:27); и в Евангелии от Иоанна Он говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6). И в Евангелии от Луки Христос говорит: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук.13:24).

О том, что следует убрать понятие свободы воли

Из этих разнообразных свидетельств совершенно очевидно, что мы не можем служить Богу по свободной воле, совершая какое-либо Добро, за которое Он был бы нам признателен, как если бы оно проистекало из нашей собственной силы и мощи, то есть, если бы сам Бог не был причиной и началом этого Добра. И тогда становится еще очевиднее, как уже было продемонстрировано выше, что мы имеем только ту силу в нас, которая приходит от Бога. Святой Петр говорит в Деяниях Апостолов, относительно исцеления хромого: «Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» И Петр дальше поясняет: это не мы сотворили чудо. «Бог Авраама и Исаака и Иакова» (Деян.3:12,13) совершил это.

Таким образом, очевидно, что все, что ни есть доброго в созданиях Божьих, происходит непосредственно от Него и через Него. Это Он дает Добру Свое бытие и является его причиной, как мы уже установили. Но зло, если оно встречается в народе Божьем, не происходило от истинного Бога, и не было Им явлено: это не Бог позволил ему существовать, потому что Он не является причиной зла, и никогда не был. Как говорит Иисус, сын Сирахов: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить». (Сир.16:20) - вслушайтесь: это говорится прямо и непосредственно - ибо никогда зло не могло бы произвольно происходить от создания благого Бога, самого по себе благого, если бы не было причины Зла 2. Господь говорит устами Иезекииля: «Жезл вырос, гордость разрослась. Восстает сила на жезл нечестия; ничего [не останется] от них, и от богатства их, и от шума их». (Иез.7:10,11). Разве не говорит Он о других властях? Господь говорит еще в Евангелии от Матфея: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Матф.13:24,25). И Давид: «Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» (Пс.78:1). И Господь говорит устами пророка Иоиля: «Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы. Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее» (Иоил.1:6,7).

Таким образом, все эти свидетельства ясно дают нам понять, что гордыня, беззаконие и безбожие, «плевела» и «осквернение святого храма Божьего», и «разорение» Его виноградника не могут никоим образом происходить - собственно и изначально - ни от благого Бога, ни от Его благих творений, которые зависят от Него во всех своих свойствах. Отсюда следует, что существует иное начало, начало Зла, которое является причиной и источником всякой гордыни, всякого беззакония, всякой скверны в людях, и, в общем, всех других зол.

Возражение, которое выдвигают наши противники, а именно: что Бог не желал создавать Своих ангелов совершенными

Теперь я предлагаю обсудить утверждения, следующие из тезисов наших противников - уже приведенных выше - согласно которым Бог не желал создавать Своих ангелов совершенными, то есть: не желал дать им такого совершенства, что они всегда могли бы делать только Добро, и никогда Зло - или наоборот, всегда творить Зло, и никогда Добро - а создал их имеющими такую природу, что они бы могли вершить Добро или Зло по собственной воле.

Прежде всего, я полагаю, что если они считают, что Богу не было угодно создать ангелов такими, чтобы они могли всегда совершать Добро и никогда Зло, - но такими, чтобы они обладали способностью совершать по своему выбору Добро или Зло, то следует уточнить, что эти ангелы не могли бы применять эту способность в одно и то же время. Ибо невозможно, чтобы ангелы могли бы получить от Бога такую природу, которая бы позволяла им совершать Добро и Зло одновременно, сразу, в одно и то же время. Потому что, если бы у них на самом деле и была бы такая природа, как учат наши противники, то из этого со всей необходимостью следует, что они могли бы совершать и Добро, и Зло: не так - Добро или Зло - но именно Добро и Зло. Но представляется очевидным, что тогда эти ангелы никоим образом и никогда не имели бы возможности избегать зла, по причине природы, которую они получили от Господа. В таком случае, Бог оказывается причиной и источником Зла. Но невозможно и глупо допускать и поддерживать подобное.

Но быть может, в этом месте, наши противники - говоря вначале спокойно, а затем срываясь на крик 3 - выявляя свое негодование в следующих словах: «Нет ничего невозможного в том, чтобы эти самые ангелы всегда были бы способны совершать только Добро или только Зло, по своему желанию, поскольку они имеют от Бога свободную волю, то есть, точнее выражаясь, свободу распоряжаться этой способностью или силой по своему выбору, совершая Добро или Зло». Тем самым они стали бы утверждать, что их Бог не является первопричиной зла, поскольку, если ангелы согрешили, то сделали это по собственной воле, дарованной им, то есть, вследствие собственного выбора.

1

Во всей этой фразе чувствуется ясность мысли святого Павла. Чтобы действовать в мире смеси двух натур, где люди по необходимости покоряются закону Сатаны, Бог нуждается в человеке, но, конечно, не в его «свободной воле» (которой нет), но в его свободе. Эту свободу человек не может открыть, пока Бог не пошлет ему благодать познания и преображения (что-то вроде нового творения). Таким образом, если Бог нуждается в том, чтобы спасать людей, борясь посредством их с Демоном, то и они могут добровольно служить Богу, только получив спасение.

2 Без благого Бога нельзя было бы творить Добро, но без дьявола никто бы не «изобретал» Зла.

3 Dicentes ante et retro vociferantes.

теология, источники, liber de duobus principiis

Previous post Next post
Up