Jul 07, 2006 11:36
Однажды в Красном Павильоне зашёл спор о великой войне с сюнну в годы правления У-Вана.
Мудрый даос Чжи Би произнёс речь о том, что, отведя войска за Великую Стену, У-Ван мог бы устроить там оборону, которую сюнну не преодолели бы и за десять тысяч лет: так недеяние одолело бы деятельность. Но, говорил мудрый Чжи, поскольку У-Ван этого не сделал, он собирался первым напасть на сюнну.
- Чжи прав! - отвечал Учитель, - У-Ван был мудр, он никогда бы не заставил войско защищать неподготовленную местность!
Тогда вскочили несколько других учеников и, перебивая друг друга, рассказали, что У-Ван, за недостатком больших и малых колесниц, и не мог помышлять о нападении на сюнну, а в неудачном для обороны расположении войск виновны дурные советники, неблагоприятное положение светил и эпоха Куй.
- И вы правы! - отвечал Учитель, - У-Ван был человеколюбив, он даже на варваров не напал бы первым!
- Как же два мнения, исключающие друг друга могут быть верны, Почтенный Учитель? - недоумённо спросил Му Да.
- Му Да, Му Да! Только низкие людишки стараются, чтобы их ложь выглядела правдоподобно. Благородные мужи имеют истину в сердце, а речи их, хоть и неказистые, хоть и противоречивые, верны и мудры.
- Но благородный муж, действуя, руководствуется примером предков. Что же ему считать примером в этом случае? - спросил Мэн Да.
- Знания благородного мужа обширны, а поступки сообразны: из многих известных ему примеров он выбирает лучший, сообразуясь с обстоятельствами.
Му Да