Святая Гора Афон: монастыри, паломники и чайки

Mar 14, 2012 11:37


Одна мудрая поговорка гласит: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь». И ведь на самом деле - сколько монастырей, столько и уставов. В Греции, к примеру, есть место, которое, пожалуй, лучше всего иллюстрирует эту поговорку. Речь идёт, как вы уже могли догадаться, о горе Афон, на которой располагается единственное в мире православное монашеское государство. При упоминании этого места часто используется собирательный термин «Святая Гора», который также обозначает всю автономную область.

Афон невероятно самобытен. Достаточно упомянуть, что ни одна женщина и даже животное женского пола не имеет права ступать на землю Святой Горы, и за нарушение подобного запрета предусмотрен тюремный срок. Однако для куриц сделано исключение. При полном отрицании женщин, Афон является, как ни парадоксально, Земным Уделом Богородицы. Ещё один противоречивый факт - православным монахам тяжелее попасть на Святую Гору, чем обычным мирянам-туристам. И есть ещё немало интересных фактов, но, как говорится, - обо всё и по порядку.




Гора Афон расположена на одноимённом полуострове, который является северным зубцом полуострова Халкидики, напоминающего трезубец. Существует два пути посещения горы Афон. Конечно, наиболее интересный и правильный из них - оформить разрешение на въезд, своеобразную «визу» и отправиться туда на экскурсию или в паломничество - тут уж каждый решает для себя сам, как к этому относиться. Стоит это не дёшево - около 360 евро с человека, по крайней мере, такую цену называл нам наш отельный гид, предлагая поездку.



Гора Афон собственной персоной.

Второй путь более прост и доступен. Можно купить билет на прогулочный катер, который ежедневно отправляется в небольшой вояж вдоль побережья полуострова. За несколько часов проведённых на экскурсии вы сможете послушать лекцию об истории этого места, насладиться видами моря, гористого берега, а также восьми афонских монастырей.



Продвинутые батюшки катаются на продвинутых катерах.

Круиз начинается от пристани маленького уютного городка - Уранополиса, куда стекаются со всего света христианские монахи. Узкие улочки, приморские кафе и суета на пристани создают приятную умиротворяющую атмосферу. Катер отплывает от причала, и его провожают чайки. Они уже давно научились следовать за кораблями, зная, что всегда найдётся паломник или турист, который кинет им что-нибудь, чем можно поживиться.



На причале. В ожидании катера.

Так как женщинам вход на Святую Гору был закрыт, то практически на каждом вояжном катере набиралась группа монашек, считающих своим долгом поклониться Земному Уделу Богородицы хотя бы издалека. На нашем судне тоже имелась подобная группа. Возглавлял её молодой священник, к которому монашки относились трепетно, считая видимо духовным авторитетом.



Одна из монашек.



Руины монастыря. Судя по тому, что он не числится в справочниках, - монастырь недействует.

Первый из действующих монастырей, мимо которого мы проплыли, называется Дохиар. Он был основан преподобным Евфимием, учеником святого Афанасия. Название «Дохиар» экзотически звучащее для русского уха означает «Келарев», т.е. основанный келарем. Слово «келарь», так же звучащее необычно, обозначает монастырскую должность, ответственную за распределение и хранение припасов в погребах. Полагаю, английское слово «cellar» (погреб) так же имеет тот же корень. В иерархии афонских обителей Дохиар занимает десятое место. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божьей Матери, известная как «Скоропослушница». С ней связана легенда, о монахе по имени Нил, служившим в монастыре трапезником. Однажды случайно тот закоптил лучиной образ Богородицы и услышал голос, просящий не коптить рядом с иконой. Нил подумал, что его разыгрывают другие монахи и начал специально каждый день коптить рядом с иконой. После этого вторично монах услыхал голос, укоряющий его. Но укор - укором, а воспитание - воспитанием. Чтобы Нил снова не стал сомневаться, что с ним говорит Богородица, на него была наслана слепота. Тогда монах осознал свой грех и стал просить у Богородицы прощения, за что был, в конце концов, исцелён. Такая вот поучительная история.



Дохиар.

Следующим нашему вниманию представился Ксенофонт - монастырь, занимающий шестнадцатое место в святогорской иерархии, был, также как и Дохиар, основан в X веке н.э. Назван он в честь своего основателя - греческого вельможи Ксенофонта. Как и все афонские монастыри, этот пережил периоды подъёма и запустения. В XIX веке на территории обители был возведён собор - самый большой греческий собор на Афоне. Среди многочисленных достопримечательностей Ксенофонта хочется упомянуть редчайшую икону Преображения Господня, написанную на стеарине восковыми красками, а также две уникальные мозаичные иконы Св. Георгия и Св. Димитрия. Также в монастыре имеется часть Животворящего Древа Креста Господня.



Ксенофонт.



Собор Ксенофонта.

После того как мы миновали Ксенофонт, я заметил на носу катера оживление - оказалось, что нас сопровождают дельфины, и туристы наперебой снимали их своими камерами. У меня стоял длиннофокусный объектив, а дельфины были настолько близки, что даже не помещались мне в кадр целиком. В этот момент по левому борту показался русский монастырь. Народ оказался на перепутье - молодёжь увлечённо снимали дельфинов, набожные паломники - внимали речам гида и снимали монастырь. Молодой батюшка, окружённый монашками, тоже терзался смутными сомнениями. Его окликнула монашка:

- Батюшка пойдём. - Поманила она его в сторону левого борта. - Там Пантелеймоновский монастырь показался!

- Да так-то оно так, - батюшка смущённо замер посередине палубы. - Только вот там, говорят, - дельфины. - И он кивнул в сторону правого борта и увлечённой молодёжи. - А я никогда не видел дельфинов живьём.

- Ну, ничего, - утешила его монашка. - Даст Бог - увидим на обратном пути, а не даст - по телевизору посмотрим. Пойдём слушать, что про русский монастырь расскажут.

- Да, так-то оно так, - жалобно протянул батюшка. - Но ведь монастырь будет стоять и на обратном пути.

- Бог даст, и дельфины будут, - настаивала монашка.

- На Бога надейся, а сам не плошай, - решился батюшка и убежал с фотоаппаратом наперевес в сторону дельфинов. Монашка укоризненно покачала головой, и пошла слушать про наш монастырь.



Фрагмент дельфина - поменять объектив на широкоугольный не успел. :)

Россикон, как видно из его названия, - русский монастырь. В русской традиции он называется монастырём святого Пантелеймона, чьи мощи в нём и хранятся. Гиды любят говорить и подчёркивать, что из всех монастырей Афона, этот - самый красивый. Однако, несмотря на красоту и размеры, в святогорской иерархии Россикон занимает гордое девятнадцатое место (всего правящих монастырей - двадцать).



Монастырь Святого Пантелеймона.

История пребывания русской монашеской общины длится уже более тысячи лет.

Сейчас монастырь активно восстанавливается на деньги российских и украинских меценатов. Там работают реставраторы из Санкт-Петербурга, Киева и Владимира. Общая численность монахов выросла до сорока человек.

В монастыре имеется одна из богатейших на Афоне библиотек (свыше 20 000 книг), а также мощи многочисленных святых: стопа Андрея Первозванного, мощи апостолов Петра, Фомы, Филиппа, Варфоломея и Варнавы. Также к реликвиям монастыря относят чудотворные иконы: Иерусалимской Божьей Матери и св. Пантелеймона.



Чайки сопровождали нас всю дорогу.

Четвёртый монастырь, мимо которого мы проплыли, назвался «Ксиропотам». Его название переводится с греческого как «сухой источник» или «высохшая река». Есть мнение, что это древнейший из Афонских монастырей. По одной из легенд его основала царевна Пульхерия, сестра императора Феодосия II. Затем к VIII веку монастырь опустел.



Ксиропотам.

Позже в Сухом Источнике появился царевич Павел. Он поселился там, за что и получил прозвище «Ксиропотамит», т.е. «живущий в Сухом Источнике». Павел заново основал обитель. Тогда монастырь и стал называться «Ксиропотам» - от прозвища его основателя. Он же явился и первым игуменом, что подтверждено в уставе Святой Горы.

Расцвет экономического подъёма монастыря пришёлся на IX - XII века. В 1204 году, после того как четвёртый крестовый поход установил в Византии власть крестоносцев, монастырь пережил серьёзный кризис. И лишь с приходом к власти императора Михаила Палеолога и при его поддержке, монастырь смог очередной раз возродиться. Было ещё несколько падений и взлётов в истории этой обители. Сейчас монастырь действует и является восьмым в иерархии афонских монастырей. В его ризнице имеется большая библиотека, содержащая около четырёхсот манускриптов и пяти тысяч книг. В Ксиропотаме хранятся мощи многих известных христианских святых, а также стоящие отдельного упоминания две части Животворящего Древа Креста Господня, одна из которых значительного размера и содержит отверстие от гвоздя.



Монах-паломник.

На этом предлагаю остановиться, немного отвлечься и сделать небольшое отступление от описания увиденных мной монастырей.

Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что многие из читателей Живого Журнала знакомы с бессмертным произведением А. Дюма «Три мушкетёра». А кто не читал, то уж почти наверняка видел кинофильм с участием М. Боярского, В. Смехова, И. Старыгина и В. Смирнитского, и ещё целой плеяды замечательнейших советских актёров. Многим мальчишкам (а в том числе и мне) больше остальных импонировал герой Вениамина Смехова - мушкетёр Атос. Вы, конечно, помните, что Атос - это псевдоним героя, настоящим именем же было Оливье де ла Фер. А кто же такой или что же такое этот загадочный «Атос»? Ответ на этот вопрос знал стражник Бастилии, который, услышав прозвище мушкетёра, воскликнул: «Но, это не имя человека, это - название горы». И действительно, в написании горы имеется буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Эту букву в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф» и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове.

Откуда бедному стражнику было знать, что «Атос» появился не от названия греческой горы, а от имени прототипа героя - Армана де Силлег д’Атос д’Отевьель, реального человека, чьей родиной была коммуна Атос-Аспис, что в Нижних Пиренеях? Впрочем, название «Атос-Аспис» (что переводится с греческого как «Щит Афона») вполне могло подразумевать именно ту самую гору. Так что стражник, может быть, наоборот - оказался хорошо осведомлённым о сюжетных планах своего автора.



Вдоль побережье снует много различных катеров.

Пожалуй, самый живописный и выделяющийся своим колоритом монастырь - это Симонопетра. Семиэтажный монастырь, вписанный в скалу, являет собой уникальный образец монашеского зодчества на Афоне. Обитель была основана в XIV веке н.э. отшельником Симоном. Согласно преданию во сне он увидел огонёк на склоне горы и после этого основал там скит, который назвал Новым Вифлеемом, очевидно по аналогии светившего в вещем сновидении огня с Вифлеемской звездой. Позже скит стал монастырём и был переименован в Симонопетру - скалу Симона (от греческого «петра» - скала).



Вначале показывается монастырская пристань.



Вид монастыря издали.

Монастырь имеет тринадцатую позицию в иерархии афонских монастырей. Эта обитель известна, прежде всего, своей уникальной библиотекой. Также одной из выделяющих его особенностей является хор этого монастыря, известный во всём мире.



Более близкий ракурс.

Ещё немного времени спустя, показывается у подножия гор небольшой уютный порт Дафни. Это маленькое поселение насчитывает всего несколько десятков человек. Но, несмотря на это, Дафни был и остаётся главным транспортным узлом соединяющий Афон с остальным миром. Ежедневно сюда прибывают и уплывают обратно многочисленные лодочки и паромы, доставляющие паломников в земной удел Богородицы.



Порт Дафни.

Тут я снова предлагаю отвлечься и вернуться на наш катер. Я не сказал об этом в начале, но с нами на катере плыла также группа женщин - фанатично настроенных мирянок. Всю дорогу они пели гимн «Богородица-Дева радуйся!» Всё бы ничего, если бы не тот факт, что обрывок их гимна по длительности составлял около 20 секунд. Таким образом, послушав его тридцать раз за десять минут, я начал тоскливо озираться, ища место, куда бы не проникли звуки их пения. Ещё одной особенностью исполнения было то, что они пели не в унисон. Их голоса находились в хроматическом отношении друг другу, так что люди с музыкальным образованием понимают весь ужас акустической атмосферы воцарившейся на катере. Для людей не знающих о музыкальных интервалах скажу, что это было неописуемо мерзко. Я убежал на корму и снимал там чаек, пока не показался следующий монастырь.



Чайка: вид сбоку.

Григориат занимает 17-е место в иерархии афонских монастырей. Как можно догадаться из его названия, он был основан св. Григорием Синаитом, который поселился на Афоне в XIV веке н.э. Из-за праведного образа жизни святой обрёл большое количество последователей, селившихся рядом. Это явилось поводом для строительства монастыря. Вначале монастырь был именован в честь св. Николая, и лишь позже получил имя своего основателя. В обители имеется внушительная церковная библиотека, состоящая из нескольких сотен манускриптов и более шести тысяч книг.



Григориат.

Пятым в иерархии афонских монастырей является Дионисиат. Обитель весьма компактна, так как все здания и постройки пришлось разместить на узкой полоске земли. Среди реликвий монастыря имеется икона «Приветствие Богородицы», по преданию написанная самим евангелистом Лукой. Ещё одной достопримечательностью монастыря является трапезная - с красочными картинами Апокалипсиса пророческого характера. Здесь также хранятся части мощей евангелиста Луки и Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа.



Дионисиат.

Впереди оставался ещё один монастырь, а хор фанатичных паломниц пропел свой юбилейный двухсотый раз: «Богородица-Дева радуйся!» Я так и не смог понять, почему фальшивое хоровое пение должно радовать Богородицу. Кое-кто может возразить, что в молитве важна не красота пения, а искренность. И это - правда. Но и сильной искренности в их пении тоже не было - они пели на автопилоте, попутно фотографируя всё подряд и переговариваясь иногда друг с другом.



Сводный хроматический хор.

Последним мы увидели монастырь святого Павла. Своё название обитель получила в честь царевича Павла, основавшего также Ксиропотам. Монастырь расположен в очень живописном месте, будучи вписан в рельеф горы - с одной стороны строения «прислонены» к Афону, с другой к Диафону (т.е. Афонёнку, внуку Афона) - маленькой горе, примыкающей к «деду». Здесь также хранится множество реликвий, среди которых крест и вериги Павла Ксиропотамского, часть злата, ладана и смирны, подаренных волхвами на рождение Иисуса Христа, а также несколько чудотворных икон Богородицы.



Монастырь Павла.

На юге полуострова часто встречаются одиночные поселения - кафисмы, а также исихастерии в которых проживают монахи-аскеты, стремящиеся к полному уединению.



Как-то так и жувут.

Итак, мы проплыли последний монастырь. Наш безумный хор умолк, а его предводительница начала громко и драматично молиться. Речь её вполне сгодилась бы для предвыборной речи политика - она просила у Богородицы мира во всём мире, всеобщего равенства, и т.д. и т.п. Произносилось это с таким апломбом, что было видно, что предводительница действительно считает сей экскурсионный вояж большим духовным подвигом, и ей за это Богородица обязательно воздаст миром во всём мире.



"Художественный руководитель" священного хора.

В этот момент пролетавшие в небе самолёты оставили два перекрещенных инверсионных следа, которое лидер хроматического хора имени Св. Какофонии сочла знамением.



Знамение.

- Смотрите! - закричала она. - Это Богородица нас встречает! - Она обернулась к умолкшему было хору, и скомандовала: - Ещё сто раз «Богородица-Дева радуйся!» Пассажиры катера вздрогнули…

Спас всех священник, тот самый, который выбирал между живыми дельфинами и давно усопшим Пантелеймоном.

- С чего вы решили, - спросил он, - что можно любому человеку совершать прилюдно церковные песнопения?

- А почему нет, Батюшка? - смиренно спросила руководительница хора.

- Потому, что вы фальшивите так, что у меня мурашки по коже идут, - признался батюшка.

- Так, а если душа просит?

- Если душа просит - пойте дома, - священник был категоричен.

Хор смиренно замолчал. Катер облегчённо вздохнул. А я улыбнулся, представляя, как буду писать эти строки, вспоминая солнечную и гостеприимную Грецию.



Другие очерки о Греции:
Кали мера, Эллада!
Под эгидой богини.
Путевые заметки: Приди и возьми!
Олимпийские зарисовки
Парящие в небесах




Греция, путешествия

Previous post Next post
Up