Один мой день: Сигирия и Дамбулла

Oct 27, 2015 08:49

Этот пост написан в формате дневника, для тех, кто хочет почитать подробно о каждом упомянутом в посте месте, имеются отдельные довольно детальные очерки, содержащиеся по тегу Шри-Ланка. Тут скорее лайт-версия прошедших за день событий, без исторических, этнографических и прочих "-ических" подробностей. Милости прошу - угощайтесь. :)

06:00
Подъём в этот день у нас был ранним. Нам предстояло посетить Сигирию, Львиную скалу, визитную карточку Шри-Ланки. Место, в котором разыгрывались первосортные исторические драмы, и которое окутано ореолом легенд, вымыслов и былей. Кто теперь разберёт где что?

№1. Наш номер. Бедно, но чисто и близко к Сигирии.

06:45
Приведя себя в порядок и позавтракав, мы отправляемся на экскурсию. Короткая прогулка приводит нас к заветной цели. Природа на Шри-Ланке буйная, как в фильме "Аватар", чувствуется близость экватора. Нам предстоит подъём на гору, ну, а пока мы наслаждаемся видом дворцовых прудов, вырытых полторы тысячи лет назад.

№2. У подножия горы раскинулся королевский парк, окружённый искусственными водоёмами.

07:15
Это место лучше посещать рано утром. Уже к 9 часам оно будет наводнено туристами со всего света, которые также хотят приобщиться к красотам сингальских руин. Но мы то - хитрее!

№3. А вот и Сигирия.

07:25
По обе стороны от дороги устроена сложная система фонтанов и бассейнов. Поразительно, но когда шёл дождь, древний город "расцветал" фонтанами, которые работали без единого механизма. Кстати, часть этой системы действует до сих пор!

№4. Пруды-купальни. Сантехника у древних сингалов была на высшем уровне!

07:50
Подойдя вплотную к скале, мы начинаем подниматься по вырубленным в скале лестницам. Парковый дизайн сменяется ландшафтным. Часть сооружений просто вписаны в имеющийся рельеф местности.

№5. Вначале пути лестницы широкие и комфортные.

08:20
По мере подъёма начинают открываться живописные виды на окружающие джунгли. Среди пышной тропической растительности тут и там торчат инзельберги - горы-острова, вулканические образования в результате выхода кристаллических пород на равнине. Сама Сигирия также является инзельбергом.

№6. Оглянемся назад

08:40
Мы дошли до участка, где маленькая винтовая лестница позволяет подняться к нише в скале, на стенах которой сохранились уникальные фрески. Лестница маленькая узкая, ограждённая сеткой-рабицей, прибита прямо к скале и висит над пропастью. У меня началась паника на почве боязни высоты и замкнутого пространства одновременно. Но, как оказалось, что в ограниченном пространстве панику деть некуда, поэтому пришлось нести её с собой до конца, т.к. снизу уже напирали новые любители сисег любопытные туристы.

№7. Мужчины оценят размеры мастерство и точность кисти.

09:00
Некоторое время мы полюбовались уникальными фресками. Единственными уцелевшими произведения сингальского изобразительного искусства со светскими мотивами. По времени написания, стилю и способу нанесения они очень близки к фрескам в индийском храме Аджанты, что говорит о тесном взаимопроникновении культур.

№8. Сюжеты этих фресок также являются предметом споров.

09:20
После осмотра фресок мы продолжили подъём и пришли к площадке, которая и дала название Сигирии - Львиная скала. Здесь начинается подъём на вершину. Лестница ведёт сквозь останки колоссальной статуи льва, от который, увы остались одни лапы. Лестница, нужно заметить, весьма хлипкая на вид, и совсем не радует странствующих акрофобов вроде меня. Некоторое время мне понадобилось на медитацию и молитву, чтобы пересилить себя и снова двинуться в путь. Основным мотивом послужило чувство, что я никогда не смогу простить себя, если не поднимусь на Сигирию, будучи так близко от вершины. Другим мотивом послужил вид немощной японской старушки, бодро поднимающейся по лестнице. Неужто мы, армянско-русские витязи, хуже?

№9. Увы, статуя не сохранилась...

№10. Коготки

9:40
Перекрестясь, тронулись с молитвой дальше. Где-то на полпути мой церковно-славянский сменился ненормативно-славянским, которым я щедро поливал сингальских зодчих древности и современных устроителей лестницы. Лестница в ответ издевательски скрипела и раскачивалась.

№11. Жаль, фото не передаёт моего ужаса и запаха адреналина...

9:50
Вот она - долгожданная вершина. Нужно заметить, что вид, открывающийся сверху, стоит заплаченных денег пережитого страха.

№12. Внизу видна дорога, по которой мы пришли.

10:50
Примерно час мы тратим на созерцание древних руин и фотографирование расстилающихся внизу видов. Признаюсь честно: уходить с вершины не хотелось. (Хотя бы потому, что предстоял спуск по проклятой лестнице обратно). Красота острова завораживает. Это одно из тех мест, куда действительно хочется возвращаться.

№13. Без комментариев.

№14. Погостили - пора и честь знать.

11:25
По дороге любуемся упущенными при подъёме деталями. Напрягаем гида расспросами. Комплекс на самом деле огромен и уникален. За время своего существования Сигирия успела побывать и королевской резиденцией и монашеской обителью. Эти стены помнят много интересного.

№15. В скале прорублены ступени. Очевидно с помощью верёвок туда залезали.

11:40
Я специально не пишу подробно о Сигирии, чтобы не нарушать формата "Один мой день". Но тем, кому действительно интересно, могут почитать об этом в моём блоге в очерке "Сигирия. Игра престолов по-шриланкийски". А мы вернёмся к нашему дню. ;)

№16. Фундаменты дворцовых сооружений. :)

12:00
Кидаем прощальный взгляд на гору. К полудню прибыло много народу, вокруг суета. Здорово, что мы успели посмотреть Сигирию по холодку и без давки. Что ж - пора в путь. Впереди ещё много интересного. И в том числе наш обед. :)

№17. Шриланкийский Эребор :)

13:00
Но прежде чем вкусить пищи земной, нам предстоит ещё одна порция пищи духовной. Мы подъезжаем к Дамбулле, где находится один из древнейших буддийских храмов в мире. Как и Сигирия, этот объект внесён в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

№18. Вначале туристам показывают новый храм. Он красивый и фотогеничный. :)

13:20
Об этом месте я ещё не писал подробного очерка. Всё как-то руки не доходят. Так что это своего рода анонс к будущему посту. :) Место стоит отдельного очерка и я обязательно его напишу. :)

№19. 80 монахов пришли поклониться к Будде.

13:40
Поднявшись немного выше, мы подходим к пещерам и часовням примыкающим к горе. Этому храмовому комплексу более двух тысяч лет. Внутри системы пещер располагается самая обширная коллекция древних изображений и статуй Будды в мире. Одних скульптур только более ста пятидесяти.

№20. Вход в одну из пещер.

13:50
Возле этого изображения я остановился и обратил внимание на позу Будды. Как видите, он опустил правую руку, коснувшись пальцами земли. Это канонический жест - бхумиспарша-мудра. Сюжет этого изображения следующий: демон иллюзий Мара, пытался сбить с толку Будду, убеждая, что всё вокруг него, включая клочок земли, на котором он медитирует, - иллюзия, созданная Марой, и не принадлежит ему. Тогда Учитель опустил руку, и коснувшись почвы, призвал саму Землю в свидетели, что он своей праведной жизнью заслужил того, чтобы сидеть на ней сидеть. И пристыженный демон отступил.

№21. Обратите внимание, что пальцы у Будды разной длины. В более позднем каноне они ОБЯЗАТЕЛЬНО одинаковые.

14:00

№22. Знатоки и ценители буддийского искусства впадают в этом месте в экстаз. Коллекция действительно уникальная.

14:20
Дамбулла находится совсем недалеко от Сигирии. Можно насладиться шикарными видами прямо из храмового комплекса. Думаю, что не ошибусь, если скажу что между Сигирией и Дамбуллой расстояние превышает двадцать пять километров. Ну, а мы отправились дальше - в Канди, последнюю столицу сингалов.

№23. Гору с "лысиной" было видно на фото №13.

15:20
По дороге в Канди мы остановились пообедать на плантации специй. Саму еду я снимать не стал, так как не думаю, что рис, овощи, курица и чай вызовут хоть у кого-нибудь интерес. Зато походил-пофотографировал как растут специи для моего будущего очерка. Вот некоторые из фото.

№24. Так растёт кофе.

№25. Ваниль.

№26. Чёрный перец.

17:00
На пути мы периодически останавливаемся. Кто-то хочет сфотографировать виды, кто-то размять ноги, кто-то покурить.

№27. Пару раз встречали гигантских белок - большехвостых ратуф (Ratufa macroura).

№28. Бродячих собак на удивление мало.

№29. Зато полно ничейных цейлонских макак (Macaca sinica).

№30. Животины приспособились выпрашивать у людей милостыню, отираясь возле туристских маршрутов .

№31. Помогите матери-одиночке. :)

18:00
Приехали в Канди. Впереди ждал ужин и культурная программа. Несмотря на усталость, силы ещё имелись и душа требовала праздника. Никто из нашей группы так просто сдаваться не собирался. :)

№32. Остановились у колоритного индуистского храма. Да-да, в Шри-Ланке имеется не только буддизм, но и индуизм, ислам, и христианство.

18:15
Заселились в наш отель. Побросали вещи, привели себя в порядок, и отправились смотреть культурную программу, которую нам "сосватал" гид.

№33. Вид из окна номера. Колоритненько!

19:00
На "десерт" на было приготовлено шоу национальных народных танцев. Умом это простому русскому человеку не понять, зато было весело и красочно. Хотя с музыкой и танцами я бы это назвал с натяжкой. Скорее пляской святого Витта в сопровождении Большого Шриланкийского Какофонического Оркестра.

№34. Мальчики-зайчики барабанили.

№35. Девочки-зажигалочки отжигали.

№36. Можно полюбопытствовать как это было.

21:00
Вернулись в отель совершенно измождённые ментально и физически. Народная самодеятельность вызвала в нас чувство неодолимого голода и мы пошли кушать. Я не стал фотографировать еду: мясо, рис, картошка, пиво.

№37. Зато сфотографировал вид из номера ночью.

23:00
Сытный ужин и гора впечатлений сделали своё дело. Нас начало морить в сон. Вялые мы добрались до своего номера и повалились спать. Ведь завтра снова предстоял ранний подъём и обширная краеведческая программа.

№38. Наш номер. Видны ноги вырубившейся дочери и нога вырубающейся жены. :) Да и мне уже пора было вырубаться. Такие дела. :)