Первоеνангеліе Іакова «Рожденіе Маріи Святой Богородицы».

Jan 05, 2014 11:32



Апокрифическія такъ называемыя Еνангелія важны́ не только сами по себѣ, какъ памятники Хрiстіанской древности съ ея́ Преданіями, съ образомъ ея́ воззрѣній и чувствованій, но и какъ пособіе къ изъясненію принадлежностей Церковнаго Богослуженія, народныхъ вѣрованій, произведеній искусства въ вѣка́хъ послѣдуюшихъ. Священникъ П. Преображенскій.

О Первоеνангеліи Іакова.       Первымъ по древности и внутреннему достоинству изъ апо- крифическихъ писаній признается такъ называемое Первоеνангеліе Іакова [такое названіе дано этому апо́крифу Восточными хрiстіана- ми]. Это названіе объясняется изъ того, что извѣстное подъ нимъ сочиненіе содержитъ сказаніе о событіяхъ, непосредственно пред- шествовавшихъ Еνангельской Исторіи. Разнообразныя же надписа́- нія, данныя ему въ рукописныхъ Кодексахъ [таковы напримѣръ: «Исторія о томъ, какъ Родилась Пресвятая Богородица для нашего спа- сенія»; «Историческое слово о зачатіи и Рожденіи Пресв. Богородицы»;       

«Св. Ап. Іакова Архіепископа Іерусалимскаго, брата Господня повѣствованіе о Рожденіи Пресв. Богородицы и Приснодѣвы Маріи», и т.д.], по бо́льшей части указываютъ на Рожденіе Пресвятой Дѣвы Маріи Богородицы, которое, съ обстоятельствами предшествующими и послѣдующими (до Рождества Хрiста Спасителя включительно), составляетъ главную часть книги (гл. 1-20); далѣе же кратко и почти словами Каноническихъ Еνангелій описывается пришествіе Волхвовъ для поклоненія родившемуся Спасителю и бѣгство Св. Семейства въ Егνпетъ (гл. 21 и 22), и наконецъ прибавлено чудесное спасеніе отъ Иродовой ярости Праведной Елизаветы съ младенцемъ Іоанномъ и подробно изложенное убіеніе отца Крестителева, священника Захаріи (гл. 23 и 24).
       Древность Первоеνангелія Іакова можно видѣть изъ свидѣтельствъ древнихъ Отцевъ и Учителей Церковныхъ. Начиная съ IV вѣка находимъ непрерывный рядъ указаній на него у Св. Григорія Ни́сскаго (†394), Св. Епифа́нія Ки́прскаго (†403), въ толкованіи на Шестодневъ, приписываемомъ Евста́ѳію Антіохійскому, у Св. Андрея Критскаго и другихъ. Св. Григорій Нисскій въ словѣ на Рождество Хрiстово, упоминая о томъ, что Родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвамъ своимъ получили Дочь, ссылается на то, что онъ «слышалъ нѣкоторую апокрифическую исторію, предлагавшую такія сказанія о Ней (Маріи)». Св. Епифаній, опровергая доведенное у коллиридіа́нъ до суевѣрнаго обожанія почитаніе Дѣвы Маріи, говоритъ: «если Исторія Маріи и Преданія и сообщаютъ, что Іоакиму, Ея́ отцу, сказано въ пустынѣ, что жена твоя зачне́тъ, то это было не безъ сѣмени му́жескаго». Но слѣды извѣстности его восходятъ къ III-му и даже ко II-му вѣку Хрiстіанства. Если Кли́ментъ Александрійскій неопредѣленно указываетъ на описанное въ 20 главѣ Первоеνангелія обстоятельство, то нѣкоторые признаки довольно ясно свидѣтельствуютъ, что это писаніе было извѣстно Св. Іустину Мученику (II-го вѣка). А ученикъ Кли́мента Оригенъ (1-й пол. III в.), въ толкованіи на Еνангеліе Матѳея, говоритъ о книгѣ Іакова, какъ книгѣ извѣстной, ставя ее рядомъ съ апокрифическимъ Еνангеліемъ Петра. Все это даетъ основаніе относить Первоеνангеліе ко 2-й половинѣ II-го вѣка. Этому не противорѣчитъ и самое́ содержаніе его. Религіозное чувство Хрiстіанъ, съ благоговѣніемъ обращаясь отъ лица Богочеловѣка къ ли́цамъ, его окружавшимъ, прежде всего встрѣчалось съ чистымъ образомъ Его Матери, безсѣменно зачавшей отъ Св. Духа. Какъ естественно то, что оно, для удовлетворенія своему любопытству, прибѣгало къ устнымъ преданіямъ и даже собственнымъ гаданіямъ, такъ естественно съ другой стороны благочестіе могло подвигнуть писателя изложить о Богоматери сказанія, обращавшіяся въ народѣ, особенно въ опроверженіе современныхъ ему клеветъ невѣрующихъ іудеевъ, а также лже-ученія евіони́товъ и гно́стиковъ, которые отрицали воплощеніе Іисуса Хрiста отъ Св. Духа.
       Кто же писатель Первоеνангелія?
       Авторъ его въ концѣ своего сказанія (гл. 25) называетъ себя Іаковомъ, написавшимъ эту исторію въ Іерусалимѣ.
       Это имя ближайшимъ образомъ указываетъ на Іакова, брата Господня, такъ какъ этому лицу, по его семейному положенію, весьма легко было знать подробности событій, излагаемыхъ въ Первоеνангеліи. Апостоломъ Іаковомъ, братомъ Господнимъ называется онъ и въ надписаніяхъ бо́льшей части Кодексовъ. Но Церковь въ древности не признавала этой книги дѣйствительно происшедшею отъ озна́ченнаго лица. И въ заглавіяхъ нѣкоторыхъ Кодексовъ, а также въ свидѣтельствахъ древнихъ Отцевъ Церкви, сказаніе о Рожденіи Богоматери приписывается просто Іакову или нѣ́коему древнему мужу Іакову. Притомъ достойно примѣчанія то усиленное желаніе, съ какимъ писатель хочетъ сказать, что онъ Іаковъ: здѣсь видна преднамѣренность, какой вовсе не встрѣчается въ нашихъ Каноническихъ Книгахъ, гдѣ писатели умалчиваютъ о себѣ или упоминаютъ только по требованію необходимости. По этому ученые критики, не признавая Первоеνангелія произведеніемъ Ап. Іакова, приписываетъ его какому нибудь хрiстіанину изъ Іудеевъ. Впрочемъ есть основаніе думать, что оно вышло изъ подъ пера хрiстіанина изъ язычниковъ. Такъ при чтеніи его нельзя не замѣтить, что писатель, самы́мъ предметомъ и источникомъ своихъ сказаній перенесенный на почву Еврейской жизни, чувствуетъ себя какъ бы не твердымъ на ней, боится впасть въ грубую ошибку, и потому довольствуется неопредѣленными выраженіями (напр. Великій день Господень, Первосвященникъ, священникъ) и обходится безъ точныхъ указаній мѣстности событій. Это особенно замѣтно въ разсказѣ о путешествіи Іосифа и Дѣвы Маріи въ Виѳлеемъ и о мѣстѣ Рожденія Хрiста-Спасителя. Къ тому же заключенію ведетъ слѣдующее обстоятельство. На пути въ Виѳлеемъ Богоматерь Марія представляется то [грустной], то [веселой], и на вопросъ Іосифа о причинѣ этого Она отвѣчаетъ: я вижу очами моими два народа - одинъ плачущій, другой радующійся, - чтó ясно указываетъ на народъ Іудейскій, отвергнутый Богомъ за невѣріе во Хрiста, и на язычниковъ, ставшихъ близкими къ Господу чрезъ Вѣру въ Спасителя. Трудно представить, чтобы хрiстіанинъ изъ іудеевъ въ то время, когда еще не кончилась борьба, существовавшая въ началѣ между іудее-хрiстіанами и хрiстіанами изъ язычниковъ, рѣшился вложить въ уста Богоматери, въ многознамена́тельную минуту предъ Рожденіемъ Хрiста Спасителя, предсказаніе о бѣдственной судьбѣ своихъ единоплеменниковъ.
       Чтó касается достоинства и Церковнаго употребленія Первоеνангелія, то по отзыву ученыхъ оно по языку своему (Греческому) чище и проще, по содержанію многозначительнѣе и менѣе показываетъ пристрастія къ чудесному, по тону благороднѣе и возвышеннѣе, нежели другія апокрафичесскія писанія того же рода. По этой причинѣ, а главнымъ образомъ по древности Первоеνангелія, не смотря на его апокрифическое происхожденіе, многія изъ описанныхъ въ немъ обстоятельствъ вошли въ кругъ Церковныхъ Преданій. Таковы: имена Родителей Пресвятой Дѣвы (Іоаки́мъ и А́нна), зачатіе, Рожденіе и введеніе Ея во Храмъ, обрученіе Іосифу, бывшему уже въ преклонныхъ лѣта́хъ [по сказанію апокрифической исторіи объ Іосифѣ древодѣ́лѣ ему было 90 лѣтъ во время Рожденія Хрiста Спасителя, и онъ уже умеръ ко времени вступленія Хрiста въ общественное служеніе], Рожденіе Іисуса Хрiста въ пещерѣ. Особенно же оно пользовалось уваженіемъ хрiстіанъ потому, что вѣра въ Величіе и Чистоту Приснодѣвы Маріи находила въ немъ живое выраженіе и какъ бы осязательное подтвержденіе.
       Многія сказанія, изложенныя въ Первоеνангеліи, внесены въ Церковныя службы (8 и 9 Сентября, 21 Ноября, 9 и 25 Декабря) и въ поучительныя творенія Отцовъ и Учителей Церкви Восточной: Германа, Патріарха Константинопольскаго, Іоанна Дамаскина́ (VIII в.), Фо́тія и Георгія Никомидíйскаго (IX в.), который въ своихъ словахъ на Богородичные Праздники бралъ изъ Первоеνангелія нѣкоторыя изреченія (какъ бы тексты) и дѣлалъ изъ нихъ нравственное назиданіе. Отдѣльными частями они встрѣчаются въ нашихъ Четьи́-Мине́яхъ Митрополита Макарія и Святит. Димитрія Ростовскаго, а превосходное описаніе Рускихъ и Словенскихъ рукописей Румянцевскаго музе́ума даетъ видѣть, что по крайней мѣрѣ значительная часть Первоеνангелія, приписываемаго Іакову, была переведена на Церковно-Славянскій языкъ [кромѣ того оно существуетъ въ Арабскихъ и Ко́птскихъ рукописныхъ переводахъ. Есть еще два Латинскихъ, очевидно позднѣйшихъ, редакціи Первоеνангелія]. Въ рукописи конца XV вѣка оно начинается: Влѣтописа́нія о двунадеся́тъ колѣ́ну сыно́въ Изра́илевъ бѣ Iакы́мъ бога́тъ зѣло́.

Первоеνангеліе Іакова.
Рожденіе Маріи Святой Богородицы и Преславной Матери Іисуса Хрiста.       I. Въ исторіи двѣнадцати колѣнъ Израилевыхъ былъ Іоаки́мъ, человѣкъ весьма богатый, который приносилъ отъ себя сугу́бые дары́ Богу, говоря: «да будетъ богатство мое всему народу и прощеніе мое предъ Господомъ въ умилостивленіе мнѣ». Насталъ Великій день Господень, въ который сыны́ Израилевы приносили дары́ свои, (Іоакимъ также принесъ свои́ дары́). И противуста́лъ ему нѣкто Рувимъ, говоря: «непозволительно тебѣ, чтобъ ты первый принесъ дары́ свои, потому что ты не сотворилъ сѣмени во Израили». И горько опечалился Іоакимъ и обратился къ родословіямъ двѣнадцати племенъ народа, говоря: «посмотрю въ двѣнадцати колѣнахъ Израиля, одинъ ли я не сотворилъ сѣмени во Израили». И развѣдалъ и нашелъ, что всѣ Праведные возста́вили сѣмя Израилю. Вспомнилъ и о Патріархѣ Авраа́мѣ, что въ послѣдніе дни Богъ далъ ему сына Исаа́ка. Итакъ горько опечалился Іоаки́мъ, и не показался женѣ своей, но ушелъ въ пустыню (на гору), и тамъ водрузилъ свой шатеръ, и постился сорокъ дней и сорокъ ночей, говоря въ себѣ: «не сойду (въ домъ свой) ни для пищи, ни для питья до тѣхъ поръ, пока при́зритъ на меня Господь Богъ мой; но будетъ мнѣ пищею и питіе́мъ молитва».
       II. Жена же его Анна плакала сугубымъ плачемъ и рыдала сугубымъ рыданіемъ, говоря: «буду оплакивать вдовство́ мое, буду оплакивать и мое безчадство». Между тѣмъ насталъ Великій день Господень, и сказала Іуди́ѳь, служанка ея́: «доколѣ ты будешь удручать свою душу скорбію? Вотъ насталъ Великій день Господень, и не до́лжно тебѣ плакать, но возьми эту головну́ю повязку, которую дала мнѣ госпожа за работу: мнѣ не прилично повязаться ею, и́бо я служанка, а она имѣетъ знакъ Царственный». Анна же сказала: «отойди отъ меня, я не хочу этого сдѣлать; Господь весьма смирилъ меня. Не лукавый ли внушилъ тебѣ это, и ты пришла, чтобъ сдѣлать меня сообщницею грѣху твоему». И отвѣчала Іуди́ѳь: «что я буду упрашивать тебя (когда ты не хочешь, слушать моего голоса)? Вотъ Господь заключилъ утробу твою, чтобъ не дать тебѣ плода́ во Израили». Горько опечалилась Анна, но совлекла́сь печальныхъ одеждъ своихъ, украсила голову свою и облеклась въ брачныя одежды свои, и около девятаго часа вышла въ садъ для прогулки, и увидѣвши лавро́вое дерево сѣла подъ нимъ, и начала́ молить Господа, говоря: «Богъ отце́въ моихъ, благослови меня, и услышь молитву мою, также, какъ благословилъ ты матерь Сарру и далъ ей сына Исаака».
       III. И обративъ взоръ на небо, увидѣла на этомъ лавро́вомъ деревѣ воробьиное гнѣздо, и восплакала въ себѣ, говоря: «горе мнѣ, кто родилъ меня? какая утроба произвела меня? Ибо я сдѣлалась клятвою предъ сына́ми Израиля, я осмѣ́яна, и съ поношеніемъ отринули меня отъ Храма Господня. Горе мнѣ, кому уподобилась я? не уподобилась я и птицамъ небеснымъ, и́бо и птицы небесныя плодородны у Тебя, Господи. Горе мнѣ, кому уподобилась я? Не уподобилась я и звѣря́мъ земнымъ, и́бо и звѣри земные плодородны у Тебя, Господи. Горе мнѣ, кому уподобилась я? Не уподобилась я симъ вода́мъ, и́бо и во́ды сіи́ плодородны у Тебя, Господи. Горе мнѣ, кому уподобилась я? не уподобилась я и землѣ, и́бо и земля приноситъ во время плоды́ свои и благословляетъ Тебя, Господи».
       IV. И вотъ предсталъ ей Ангелъ Господень и сказалъ: «Анна, Анна, Господь услышалъ молитву твою, и ты зачнешь и родишь, и о сѣмени твоемъ будутъ говорить во всей Вселенной». И сказала Анна: «живъ Господь Богъ мой; если я рожу - му́жескій ли полъ или женскій, принесу его въ даръ Господу Богу моему, и будетъ служитъ Ему всѣ дни жизни своей». И пришли два вѣстника и говорятъ ей: «вотъ Іоаки́мъ мужъ твой, идетъ съ своими стада́ми. Ибо Ангелъ Господень явился и ему, и сказалъ: «Іоаки́мъ, Іоаки́мъ, Господь Богъ услышалъ молитву твою. Ступай отсюда; и́бо вотъ жена твоя Анна зачне́тъ во чревѣ». И сошелъ Іоаки́мъ и приказалъ пастухахъ своимъ, сказавъ: «приведите мнѣ сюда десять чистыхъ и непорочныхъ а́гницъ, и будутъ (въ жертву) Господу Богу моему; и приведите мнѣ двѣнадцать молодыхъ тельцо́въ, и будутъ священникамъ и старѣйшинамъ; и сто козловъ для всего народа». И вотъ Іоакимъ пришелъ съ стада́ми своими, а Анна стояла у воротъ, и увидѣла идущаго Іоаки́ма, и подбѣжавъ, бросилась на шею его, и сказала: «теперь знаю, что Господь Богъ щедро благословилъ меня; и́бо вотъ, бывши вдовою, я уже не вдова, и безчадная зачну́ во чревѣ!» И успокоился Іоакимъ въ тотъ же день въ дому́ своемъ.
       V. На утро же онъ приносилъ свои дары́, говоря въ себѣ: если Господь Богъ умилосердился надо мною, то дщи́ца священника [златая дщи́ца, которую на которой были изображены слова: Святыня Господу, и которая возлагалась на переднюю сторону Кида́ра, или Ми́тры] покажетъ мнѣ это. И принесъ Іоакимъ свои дары́, и внимательно смотрѣлъ на дщи́цу священника, приступивши къ Жертвеннику Господню, и не видѣлъ грѣха въ себѣ. И сказалъ Іоаки́мъ: нынѣ знаю, что Господь уми́лостивился и оставилъ всѣ грѣхи мои, - и вышелъ изъ Храма Господня оправданъ, и пошелъ въ домъ свой. Между тѣмъ исполнились мѣсяцы ея́, и въ девятый мѣсяцъ родила Анна, и спросила бабку: «что я родила?» она отвѣчала: «Дочь». И сказала Анна: «возвеличилась душа моя въ сей день», - и положила Ее. По исполненіи же дней, Анна оправилась и дала грудь Дитя́ти и назвала Ее Марія.
       VI. Со дня на день Дитя укрѣплялось, и когда исполнилось Ей шесть мѣсяцевъ, мать поставила Ее на́земь, чтобъ испытать, будетъ ли Она стоять, и Она, сдѣлавъ семь шаговъ, возвратилась въ объятія матери Своей. Мать взяла Ее на руки и сказала: «живъ Господь Богъ мой, Ты не будешь ходить по сей землѣ, доколѣ я не введу Тебя въ Храмъ Господень». И устроила святое мѣсто въ спальнѣ Ея, и все мірско́е и нечистое возбранено́ было отъ входа къ Ней: и созва́ла (Анна) непорочныхъ Еврейскихъ дочере́й, и онѣ ходили за Нею. Исполнился Дитя́ти первой годъ, и Іоакимъ сдѣлалъ большой пиръ, созвалъ священниковъ, книжниковъ и старѣйшинъ и весь народъ Израильскій. И поднесъ Іоакимъ Дочь свою священникамъ, и они благословили Ее, говоря: «Богъ отцовъ нашихъ, благослови сіе́ Дитя, и дай Ему имя славное, вѣчное во всѣхъ рода́хъ». И сказалъ весь народъ: «да будетъ, да будетъ, аминь». Потомъ поднесъ Ее къ Архіереямъ, и они благословили Ее, говоря: «Боже славы, призри на Дитя сіе́ и благослови Его послѣднимъ благословеніемъ, которое не имѣетъ прее́мства». И взяла Ее мать Ея въ святое мѣсто спальни Ея и дала Ей грудь. И составила Анна пѣснь Господу Богу, говоря: «воспою пѣснь Господу Богу, и́бо Онъ призрѣ́лъ на меня и снялъ съ меня поношеніе враговъ моихъ, и дарова́лъ мнѣ Господь Плодъ правды Своей, единственный, многоцѣнный предъ Нимъ. Кто возвѣститъ сына́мъ Руви́ма, что Анна кормитъ грудью? Слышите, слышите двѣнадцатъ колѣнъ Израилевыхъ, что Анна кормитъ грудью». И успокоила Дитя въ освященной спальнѣ Ея, и вышла и служила гостямъ. По окончаніи пира они разошлись [и дали имя Дитяти Марія, потому что имя Ея́ не истребится], радуясь и хваля Бога Израилева.
       VII. Прилага́лись Дитя́ти мѣсяцы и Дитя стало двухъ лѣтъ. И сказалъ Іоакимъ (женѣ своей Аннѣ): «отведемъ Ее въ Храмъ Господень, чтобъ отдать обѣтъ, который мы обѣщали (Господу Богу), да́бы какъ нибудь Господь не отвергъ насъ, и даръ нашъ не сдѣлался непріятнымъ». И сказала Анна: «подождемъ до третьяго года, чтобы Дитя не взыска́лось отца или матери». И сказалъ Іоаки́мъ: «подождемъ». И достигло Дитя трехъ лѣтъ, и сказалъ Іоакимъ: «призовите непорочныхъ дще́рей Еврейскихъ, и пусть онѣ возмутъ по свѣтильнику, и будутъ стоять съ возженными, чтобъ Дитя не обратилось назадъ, и чтобъ сердце Ея плѣнилось Храмомъ Господнимъ». И сдѣлали такъ, пока пришли въ Храмъ Господень. И принялъ Ее священникъ, и, лобыза́въ, благословилъ Ее, и сказалъ: «возвеличитъ Господь имя Твое во всѣхъ рода́хъ, на Тебѣ Господь въ послѣдніе дни покажетъ сына́мъ Израилевымъ Свое Искупленіе». И посадилъ Ее на третьей ступени Жертвенника, и осѣнилъ Ее Господь Богъ благодатію, и Она отъ радости прыгала на ногахъ своихъ, и возлюбилъ Ее весь Домъ Израилевъ.
       VIII. И пошли Родители Ея́, дивясь и хваля Господа Бога за то, что Дитя не обратилось назадъ. Пребывала же Марія въ Храмѣ Господнемъ, какъ прика́рмливаемая голубица, и принимала пищу отъ руки Ангела. Когда же Она достигла двѣнадцати лѣтъ, было совѣщаніе между священниками, которые говорили: «вотъ Марія достигла двѣнадцати лѣтъ во Храмѣ Господнемъ; итакъ, чтó сдѣлаемъ съ Нею, чтобы какъ нибудь не нарушила Святыни Господней?» И сказали Архіерею: «ты стоишь у Жертвенника Господня, войди и помолись о Ней, и чтó я́витъ тебѣ Господь, тó и сдѣлаемъ». И вошелъ Архіерей, прія́въ додекадо́нонъ [Первосвященническая одежда съ 12 позвонка́ми], во Святая Святыхъ, и молился о Ней. И вотъ предсталъ Ангелъ Господень, и сказалъ ему: «Захарія, Захарія, поди и собери вдовствующихъ изъ народа, и пусть они принесутъ по же́злу, и кому Господь покажетъ Знаме́ніе, того будетъ Она женою (въ соблюденіе дѣвства)». И пошли глашатаи по всей окрестности Іудейской, и возгласила труба Господня, и всѣ сбѣгáлись.
       IX. Іосифъ, бросивъ сѣки́ру, также пришелъ въ ихъ сборное мѣсто. И собравшись пошли къ Архіерею, неся же́злы. Онъ же, взявъ у всѣхъ же́злы, вошелъ во Святилище и молился. Окончивъ молитву, онъ взялъ же́злы, вышелъ и роздалъ ихъ каждому свой, но Знаме́нія не было на нихъ. Послѣдній жезлъ при́нялъ Іосифъ: и вотъ голубь вышелъ изъ же́зла и взлетѣлъ на главу Іосифа. И сказалъ священникъ Іосифу: «ты и́збрань жребіемъ принять къ себѣ въ соблюденіе Дѣву Господню». Но Іосифъ возразилъ, говоря: «я имѣю сыновей и уже старъ, а Она юная; да не буду посмѣшищемъ у сыно́въ Израилевыхъ». И сказалъ священникъ Іосифу: «убойся Господа Бога твоего, и вспомни, чтó сотворилъ Богъ Даѳа́ну, Авиро́ну и Коре́ю, какъ разве́рзлась земля и они поглощены́ ею за свое сопротивленіе. И ты, Іосифъ, бойся теперь, чтобъ не случилось сего на твоемъ домѣ». И убоявшись, Іосифъ при́нялъ Ее къ себѣ въ соблюде́ніе. И сказалъ Iосифъ Маріи: «вотъ я при́нялъ Тебя отъ Храма Господня, и теперь оставляю Тебя въ моемъ домѣ; и́бо отхожу заниматься моими пло́тничными работами, и возвращусь къ Тебѣ (когда угодно будетъ Господу): Господь да сохранитъ Тебя!»
       X. Между тѣмъ было совѣщаніе священниковъ, которые говорили: «сдѣлаемъ Завѣсу для Храма Господня». И сказалъ священникъ: «призовите мнѣ чистыхъ дѣвъ отъ племени Давидова». И пошли слу́ги и искали, и нашли семь дѣвъ. И вспомнилъ священникъ объ Отроковицѣ Маріи, что Она была отъ племени Давидова, и чиста́ предъ Богомъ. И пошли слуги и привели Ее. И ввели ихъ въ Храмъ Господень; и сказалъ священникъ: «киньте жребій, кому достанется прясть золото и аміа́нтъ, бумагу и шелкъ, гіаци́нтъ, че́рвлень и настоящую багряни́цу». И досталась Маріи настоящая багряни́ца [пряжа (пурпуроваго) цвѣта] и че́рвлень [шелкъ темнокраснаго цвѣта], и взявши ихъ, Она отправилась въ Свой домъ. Въ это время Захарія пребывалъ нѣмъ, его замѣнялъ Самуилъ (пока не сталъ говорить Захарія). Маріамь же, взявши че́рвлень, начала прясть.
       XI. И взявши водоносъ, вышла Она почерпну́ть воды́; и вотъ слышится Ей голосъ, говорящій: «радуйся Благодатная, Господь съ Тобою, Благослове́нна Ты въ жена́хъ». И озиралась Она направо и налѣво, (чтобъ видѣть), откуда сей голосъ. И, бу́дучи въ страхѣ, возвратилась въ Свой домъ, и поставила водоносъ, и, взявши багряни́цу, сѣла на своемъ сѣда́лищѣ и начала́ прясть ее. И вотъ предсталъ ей Ангелъ Господень и говоритъ: «не бойся, Марія, и́бо ты обрѣла благодать предъ Господомъ всѣхъ, и зачне́шь по слову Его». Она же услышавъ разсуждала въ Себѣ, говоря: «неужели и зачну отъ Господа Бога Живаго, и рожу, какъ раждаетъ всякая жена́?» И сказалъ Ангелъ Господень: «не такъ, Марія; но Сила Господа осѣни́тъ Тебя: потому и Раждаемое отъ Тебя Святое назовется Сыномъ Вышняго. И Ты дашь имя Ему Іисусъ: и́бо Онъ спасетъ народъ Свой отъ грѣховъ». И сказала Марія: «Я раба Господа предъ Нимъ. Да будетъ Мнѣ по слову твоему».
       XII. И окончила Она багряни́цу и че́рвлень, и отнесла священнику. Священникъ благословилъ Ее и сказалъ: «Марія, Господь Богъ возвеличилъ имя Твое, и ты будешь Благословенною во всѣхъ рода́хъ земныхъ». Исполнившись радости, Марія отправилась къ сродницѣ Своей Елисаветѣ. И постучалась у двери́, Елисавета же услышавъ бросила че́рвлень, подбѣжала къ двери́ и отворила, и, увидѣвъ Марію, благословила Ее и сказала: «откуда мнѣ это, что пришла Матерь Господа моего ко мнѣ? Ибо вотъ находящееся во мнѣ взыграло и благословило Тебя». Марія же не постигала Таинъ, о которыхъ возвѣстилъ Ей Архангелъ Гавріилъ, и устремила взоръ на небо и сказала: «кто Я, Господи, что всѣ ро́ды земные благословляютъ Меня?» И провела у Елисаветы три мѣсяца. Между тѣмъ чрево Ея́ со дня на день становилось полнѣ́е: и Марія въ страхѣ отправилась въ Свой домъ, и скрывала Себя отъ сыно́въ Израилевыхъ. Была же Она шестнадцати лѣтъ [по другимъ Кодексамъ 14, а по инымъ 15 лѣтъ], когда совершались сіи́ Тайны.
       XIII. Былъ уже Ей шестой мѣсяцъ, и вотъ Іосифъ возвратился отъ пло́тничныхъ работъ своихъ, и вшедши въ домъ свой, замѣтилъ Ее имѣющею во чревѣ. И ударилъ себя въ лицо и палъ на врети́ще до́лу и горько плакалъ, говоря: «какимъ лицомъ буду я взирать къ Господу Богу моему, какъ буду молиться о Сей Отроковицѣ, и́бо я при́нялъ Ее изъ Храма Господня Дѣвою и не соблю́лъ? Кто улови́лъ меня (коварствомъ), кто сдѣлалъ это зло въ дому́ моемъ и опорочилъ Дѣву? Не повторилось ли со мною то, что было съ Адамомъ? Ибо какъ въ тотъ часъ, когда Адамъ занимался славословіемъ своимъ, пришелъ змíй и засталъ Еνу одну и прельстилъ, такъ случилось и со мною». И всталъ Іосифъ отъ вре́тища и призвалъ Маріа́мь и сказалъ Ей: «удостоенная попеченія Божія, чтó это Ты сдѣлала и забыла Господа Бога Твоего? Для чего Ты уничижи́ла душу Твою, Ты, Которая воспиталась во Святомъ Святыхъ и принимала пищу отъ руки Ангела?» Она же горько заплакала и сказала, что Я чиста́ и не знаю мужа. И сказалъ Ей Іосифъ: «откуда же имѣющееся во чревѣ Твоемъ?» Она же сказала: «живъ Господь Богъ Мой, что Я не знаю, откуда это у Меня».
       XIV. И весьма убоялся Іосифъ, и успокоенъ былъ отъ Нея, и размышлялъ о томъ, какъ поступить съ Нею. И сказалъ Іосифъ: «если я скрою грѣхъ Ея, то окажусь противникомъ Закону Господню, а если объявлю о Ней сына́мъ Израилевымъ, боюсь, можетъ быть, обрѣта́ющееся въ Ней есть Свято, и я сдѣлаюсь предаю́щимъ неповинную кровь на осужденіе смерти. Итакъ что мнѣ сдѣлать съ Нею? Отпущу Ее отъ себя тайно, [день Господень я́витъ, что Ему угодно]». И застигла его ночь. И вотъ Ангелъ Господень является ему во снѣ и говоритъ: «не страшись за Отроковицу сію́; и́бо находящееся въ Ней есть отъ Святаго Духа: Родитъ Сына, и ты дашь Ему имя Іисусъ. Ибо Онъ спасетъ народъ Свой отъ грѣховъ». И возсталъ Іосифъ отъ сна и прославилъ Бога Израилева, давшаго ему сію́ благодать, и сохранялъ Ее.
       XV. Тогда пришелъ къ нему А́нна книжникъ и сказалъ ему: «почему ты не явился въ наше собраніе?» И отвѣчалъ ему Іосифъ: «потому, что я утомился отъ пути и захотѣлъ отдохнуть первый день (въ домѣ своемъ)». И обратился Анна и увидѣлъ Марію беременную. И побѣжалъ къ священнику и сказалъ ему: «Іосифъ, о которомъ ты свидѣтельствуешь (что онъ праведенъ), поступилъ весьма беззаконно». И сказалъ священникъ: «что такое?» И онъ отвѣчалъ: «Дѣву, Которую при́нялъ отъ Храма Господня, онъ опорочилъ, окра́лъ бракъ и не объявилъ сына́мъ Израилевымъ». И отвѣчалъ священникъ: «Іосифъ это сдѣлалъ?» И сказалъ Анна книжникъ: «пошли слугъ и узнаешь, что Дѣва беременна». И отправились слуги, и нашли, какъ онъ говорилъ, и привели Ее вмѣстѣ съ Іосифомъ въ судилищѣ. И сказалъ священникъ: «Марія, что Ты это сдѣлала? Зачѣмъ унизила душу Твою и забыла о Господѣ Богѣ Твоемъ? Обитавшая во Святомъ Святыхъ, принимавшая пишу отъ руки Ангела, слышавшая [таинства] изъ устъ его и ликовавшая предъ нимъ, чтó Ты это сдѣлала?» Она же, горько заплакавъ, сказала: «живъ Господь Богъ Мой, что Я чиста́ предъ Нимъ и мужа не знаю». И сказалъ священникъ Іосифу: «чтó, ты это сдѣлалъ?» И сказалъ Іосифъ: «живъ Господь Богъ [и Хрiстосъ Его и Свидѣтель Его Истины], что я чистъ отъ Нея́». И сказалъ священникъ: «не лжесвидѣтельствуй, а говори истину. Ты окра́лъ бракъ Ея и не объявилъ сына́мъ Израилевымъ, и не подклони́лъ главы́ своей подъ Державную руку Господа, чтобъ благословилось сѣмя твое». Іосифъ же молчалъ.
       XVI. И сказалъ священникъ: «отдай Дѣву, Которую ты при́нялъ отъ Храма Господня». И прослезился Іосифъ. Тогда священникъ сказалъ: «напою васъ водою обличенія Господня, и Богъ объявитъ грѣхи ваши предъ очами вашими». И взявъ (воду), священникъ напоилъ Іосифа и послалъ его на гору, и возвратился онъ цѣлъ. Напоилъ также и Марію, и Ее послалъ на гору; и Она возвратилась невредимою. И удивился весь народъ, что не явилось грѣха въ нихъ. И сказалъ священникъ: «если Господь Богъ не явилъ грѣховъ вашихъ, то и я не осуждаю васъ». И отпустилъ ихъ. И взялъ Іосифъ Марію и пошелъ въ домъ свой, радуясь и славя Бога Израилева.
       XVII. Между тѣмъ вышло повелѣніе отъ Аνгуста Царя переписать всѣхъ въ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, [въ Іудеѣ, и по всей Вселенной]. [Прину́жденъ былъ Іосифъ отправиться изъ Назарета въ Виѳлеемъ] и сказалъ Іосифъ: «сыновей моихъ я запишу; а съ Се́ю Дѣвою чтó сдѣлаю? Какъ запишу Ее? Женою моею? стыжусь. Дочерью? но всѣ сыны́ Израилевы знаютъ, что Она не Дочь моя. Самы́й день Господень покажетъ, какъ угодно Господу». И осѣдлалъ осла и посадилъ Ее, и повелъ его сынъ его, а Іосифъ съ другимъ сыномъ послѣдовалъ за ними. И приблизились на три мили [миля (μίλιον) - 1.000 шаговъ]. И обратился Іосифъ и увидѣлъ Ее печальною, и сказалъ въ себѣ: «можетъ быть находящееся въ Ней печалитъ Ее». Потомъ опять обратился Іосифъ и увидѣлъ, что Она улыбается, и сказалъ Ей: «Марія, чтó это значитъ, что я вижу лице Твое то улыбающееся, то печальное?» И Марія сказала Іосифу: «то, что Я вижу Моими очами два народа, одинъ плачущій и рыдающій [т.-е. Еврейскiй, - прим.], а другой радующійся и веселящійся [т.-е. Хрiстiанскiй, - прим.]». [И достигли они Виѳлеема], и сказала ему Марія: «ссади Меня съ осла, и́бо Находящееся во Мнѣ побуждаетъ Меня идти [т.-е. рожать, - прим.]». И онъ ссадилъ Ее съ осла и сказалъ Ей: «куда я отведу Тебя и прикрою стыдъ твой? Ибо мѣсто пусто».
       XVIII. И нашелъ тамъ пещеру, и ввелъ Ее, и приставилъ къ Ней сыновей своихъ, и пошелъ искать повивающей [т.-е. акушерку, - прим.] въ странѣ Виѳлеемской.
       И вотъ я Іосифъ шелъ, и не шелъ; и взглянулъ на воздухъ и видѣлъ воздухъ оцѣпенѣвшимъ, взглянулъ на сводъ небесный, и видѣлъ его остановившимся, и птицы небесныя остановились въ полетѣ; посмотрѣлъ на землю, и видѣлъ чашу поставленную (съ пищею) и дѣ́лателей возлежащихъ и руки ихъ у чаши, и вкушающіе не вкушали, и берущіе (пищу) не брали, и приносящіе къ устамъ своимъ не приносили, но лица всѣхъ обращены были къ небу. И видѣлъ гонимыхъ овецъ, но овцы стоя́ли. И поднялъ пастухъ [посохъ] свой, чтобъ погнать ихъ, но рука его оставалась поднятою. И посмотрѣлъ на потокъ рѣки, и видѣлъ, что уста козловъ прикасались къ водѣ, но они не пили, и все въ это мгновеніе задержано было въ своемъ теченіи.
       XIX. И увидѣлъ я сходящую съ горы женщину, которая сказала мнѣ: «человѣкъ, куда ты идешь?» Я отвѣчалъ: «ищу бабки евре́янки». Въ отвѣтъ на это она спросила меня: «ты изъ Израиля?» И я сказалъ ей: «точно такъ». Она же сказала: «а Кто такая Рождающая въ пещерѣ?» Я отвѣчалъ: «обруче́нная мнѣ». И она сказала: «Она не жена твоя?» Тогда сказалъ я ей: «это Марія, воспита́вшаяся въ Храмѣ Господнемъ, и я получилъ Ее по жребію въ жену, но Она не жена мнѣ, а имѣетъ зачатіе отъ Святаго Духа». И сказала ему бабка: «правда ли это?» И сказалъ ей Іосифъ: «пойди и посмотри». И пошла съ нимъ бабка. И стали они на мѣстѣ пещеры, и вотъ свѣтлое облако осѣня́ло пещеру. И сказала бабка: «возвеличилась нынѣ душа моя, и́бо очи мои увидѣли чудное, и́бо Роди́лось Спасеніе Израилю». И то́тчасъ облако устранилось отъ пещеры, и явился въ пещерѣ Великій Свѣтъ, такъ что очи не могли выносить его, и немного спустя Свѣтъ тотъ удалился, пока явился Младенецъ и вышелъ и взялъ грудь Матери Своей Маріи. И воскликнула бабка и сказала: «Великъ для меня нынѣшній день, и́бо я увидѣла новое сіе́ зрѣлище». И вышла бабка (удивляясь) изъ пещеры, и встрѣтившись съ Саломíей, сказала ей: «Саломíя, Саломíя, я хочу тебѣ разсказать новое зрѣлище: Родила Дѣва (Сына), [и Дѣва пребыва́етъ Дѣвою]». И сказала Саломія: «живъ Господь Богъ мой, если не простру́ перста́ моего и не изслѣдую естества Ея, то никакъ не повѣрю, что родила Дѣва».
       XX. И едва просте́рла Саломія перстъ, какъ воскликнула и сказала: «горе беззаконію и невѣрію моему, и́бо я дерзнула искушать Бога Жива́го. И вотъ рука моя отъ огня отпадаетъ у меня». И преклонила колѣна свои предъ Господомъ, говоря: «Боже отце́въ моихъ, воспомяни́ обо мнѣ, что я сѣмя Авраа́ма, Исаа́ка и Іа́кова; не посрами́ меня предъ сына́ми Израилевыми, но пощади меня для бѣдныхъ: и́бо Ты знаешь, Господи, что я во имя Твое совершала мое служеніе, и отъ Тебя желала прія́ть мзду». И вотъ предсталъ Ангелъ Господень и сказалъ ей: «Саломíя, Саломíя, Господь услышалъ тебя; поднеси руку твою къ Младенцу, и подержи Его, и будетъ тебѣ спасеніе и радость». И подошла Саломія и взяла Его на руки, говоря: «буду поклоняться Ему, и́бо это Великій Царь Родился Израилю». И то́тчасъ исцѣлѣ́ла Саломія, и вышла изъ пещеры оправданною. И вотъ голосъ говоритъ ей: «Саломія, Саломія, не разглашай о дивномъ, чтó ты видѣла, доколѣ не войдетъ Сей Младенецъ во Іерусалимъ».
       XXI. И вотъ Іосифъ приготовился идти во Іудею. А въ Виѳлеемѣ Іудейскомъ произошло великое смятеніе, потому что пришли Волхвы и говорятъ: «гдѣ находится Рожденный Царь Іудейскій? Ибо мы видѣли Звѣзду Его на Востокѣ и пришли поклониться Ему». И услышавъ Иродъ смутился и послалъ слугъ за Волхвами. Потомъ призвалъ Архіеревъ, и спрашивалъ ихъ, говоря: «какъ написано о Хрiстѣ, гдѣ Онъ Раждается?» Говорятъ ему: «въ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, и́бо такъ написано»; и отпустилъ ихъ. Потомъ спрашивалъ Волхвовъ, говоря имъ: «какое видѣли вы Знаме́ніе о Рожденномъ Царѣ?» И Волхвы отвѣчали: «мы видѣли весьма Великую Звѣзду, сіяющую между си́ми звѣздами и помрача́ющую ихъ, такъ что сіи́ звѣзды (почти) не видны́ были, и такимъ образомъ мы узнали, что Родился Царь Израилю, и пришли поклониться Ему». И сказалъ Иродъ: «ступайте и ищите, и когда найдете Его, извѣстите меня, чтобъ и я могъ идти поклониться Ему». И вышли Волхвы. И вотъ Звѣзда, которую они видѣли на Востокѣ, предшествовала имъ, доколѣ пришли они къ пещерѣ, и остановилась надъ входомъ въ пещеру. И увидѣли Волхвы Младенца съ Матерію Его Маріею и вынули изъ влагалищъ своихъ (и принесли) золото и лива́нъ и сми́рну. И получивъ предостереженіе отъ Ангела, чтобъ не входить во Іудею, инымъ путемъ пошли въ страну свою.
       XXII. Тогда Иродъ понявъ, что онъ осмѣ́янъ отъ Волхвовъ, разгнѣвавшись, послалъ убійцъ, говоря имъ: «умертвите младенцевъ отъ двухъ лѣтъ и ниже». И Марія услышавши, что умерщвляются младенцы, устрашившись взяла Дитя Свое и, спеленавъ Его, положила въ я́сляхъ воло́въ. Елисавета же услышавши, что ищутъ Іоанна, взявъ его, отправилась на гору, и осматривала, гдѣ бы скрыть его, но не было скрытнаго мѣста. И возстена́въ Елисавета великимъ гласомъ, сказала: «гора Божія, прими мать съ сыномъ», и тотчасъ разступилась гора [на которую не могла она взойдти], и приняла́ ее. И просвѣчивалъ имъ свѣтъ, и былъ съ ними Ангелъ Господень, сохраняя иxъ.
       XXIII. Между тѣмъ Иродъ искалъ Іоанна и послалъ слугъ къ Захаріи (отцу его), говоря: «гдѣ ты скрылъ своего сына?» Онъ же отвѣчалъ, говоря имъ: «я служитель Божій, и пребываю въ Храмѣ Господнемъ, не знаю, гдѣ находится сынъ мой». И пришли слуги и возвѣстили все это Ироду. И разгнѣвавшись Иродъ сказалъ: «сынъ его будетъ Царствовать надъ Израилемъ». И послалъ къ нему опять говоря: «скажи истину, гдѣ находится сынъ твой? Ибо ты знаешь, что жизнь твоя - въ рукѣ моей». И отвѣчалъ Захарія: «я свидѣтель Божій, - если ты и прольешь кровь мою, то духъ мой при́метъ Господь, потому что ты прольешь неповинную кровь въ преддверіи Храма Господня». И около разсвѣта дня убитъ Захарія, и сыны́ Израилевы не знали, что онъ убитъ.
       XXIV. И во время лобзанія, собра́лись священники (въ Храмъ), и не встрѣтило ихъ по обычаю благословеніе Захаріи. И стояли священники, дожидаясь Захаріи, чтобы привѣтствовать его молитвою и прославить Вышняго. Поели́ку же онъ медлилъ, то всѣ они были объяты страхомъ. Но одинъ изъ нихъ осмѣлившись вошелъ внутрь (во Святилищѣ) и увидѣлъ у Жертвенника запекшуюся кровь и (услышалъ) голосъ, говорящій: «Захарія убитъ, и не изгладится кровь его дото́лѣ, пока придетъ его отмститель». Услышавъ эти слова, онъ испугался и вышедши возвѣстилъ священникамъ. И они дерзнули войти и увидѣли, чтó было, и стѣ́ны Храма изда́ли вопль, и сами они раздра́ли одежды свои сверху до́ низу; тѣ́ла же его не нашли, а нашли кровь его окаменѣвшую, и пораженные страхомъ вышли и возвѣстили народу, что Захарія убитъ. И услышали всѣ племена народа и плакали о немъ и рыдали три дня и три ночи. Послѣ трехъ дней священники совѣщались, кого поставить вмѣсто его, и палъ жребій на Симео́на; онъ-то былъ извѣщенъ отъ Святаго Духа, что онъ не у́зритъ смерти, пока не увидитъ Хрiста во плоти́.
       XXV. А я Іаковъ написавшій сію́ Исторію во Іерусалимѣ, во время бывшаго смятенія, когда умеръ Иродъ, скрывался въ пустынѣ до тѣхъ поръ, пока утихло смятеніе во Іерусалимѣ. Прославляю же Господа Бога, давшаго мнѣ даръ и премудрость написать сію́ исторію. Да будетъ благодать со всѣми боящимися Господа нашего Іисуса Хрiста, Которому слава во вѣки вѣковъ, аминь..
       Источникъ: «Памятники древней Хрiстіанской письменности въ Рускомъ переводѣ». Томъ первый: «Апокрифи́ческія сказанія о жизни Господа Іисуса Хрiста и Его Пречистой Матери». - Приложеніе къ «Православному Обозрѣнію». - М.: Въ тνпографіи Каткова и К°, 1860. - С. 9-34.

Духовное наслѣдiе, Апокрифы, Священное Преданiе

Previous post Next post
Up