Оригинал взят у
kraevushka в
Признание в любви, пережившее столетие История настоящей любви никогда не кончается.
Ричард Бах
Свидетельство любви, которому уже более ста лет, дом Веры Николаевны Гадаловой, является одним из самых красивых зданий в Красноярске и имеет сложную, интересную судьбу.
Особняк был построен в 1909-1910 гг. красноярским купцом Петром Ивановичем Гадаловым для жены Веры Николаевны, по проекту губернского архитектора Владимира Александровича Соколовского, сыгравшего большую роль в создании архитектурного облика Красноярска.
Архитектор Соколовский в изображении участника музейной ночи в Художественном музее им. В.И. Сурикова в 2014 году:
м
По преданию, Гадалов и Соколовский специально ездили в Италию, где пересмотрели множество небольших дворцов-палаццо, отмечая их архитектурные особенности. Их впечатления воплотились в образе небольшого особняка-«дворца», гармонично сочетающего классику и характерные черты модерна. Существует предание, которое гласит, что столь дорогой подарок был сделан Петром Ивановичем неспроста, что был он виноват перед супругой (в чем - история деликатно умалчивает, но величина подарка уже говорит о многом), и что маленький особняк был задуман как искупление вины.
Особняк красиво охватывает угловой поворот, уходя в перспективы двух улиц. Его украшают многочисленные полуколонны, декоративные ниши, оно удивляет разнообразием форм и размерами окон и криволинейным рисунком оконных рам. Особенную выразительность дому придают изысканная кованая ограда, восьмигранные чешуйчатые купола и различный скульптурный декор - цветочные гирлянды и маскароны.
Знающие люди утверждают, что на одной из них изображена сама Вера Николаевна. Но и это не единственный «знак принадлежности» особняка определенному человеку:
Супруги Гадаловы регулярно устраивали приемы, концерты, благотворительные вечера. Их гостями были многие известные люди, в том числе и сам Василий Суриков. Гадаловы любили живопись и музыку, они имели великолепную коллекцию картин. Особенно их дом стал знаменит после сентября 1913 года, когда по просьбе городской власти в нем гостил Фритьоф Нансен, совершавший путешествие по Сибири в статусе гостя России. В память об этом на фасаде установлена
мемориальная доска.
Судьба хозяев особняка сложилась трагически, но дом пережил своих хозяев. В 1914 г., когда в город стали прибывать раненые, в доме Гадаловых был открыт госпиталь. С 1924 по 1983 гг. здесь размещалась детская профилактическая больница. В начале 1980-х гг. (1982-1983 гг.) особняк был отремонтирован и передан благодаря стараниям Павла Стефановича Федирко художественной галерее (основанной еще в 1957 г. как краевая художественная галерея), после чего и сама галерея поменяла статус на художественный музей.
Таким образом дом, жизнь которого началась под знаком любви, творчества и искусства, продолжил свою миссию, вместив в себя художественный музей, что дополнительно выделило его как отдельный предмет искусства, органично вписавшийся и в современный облик Красноярска и в его бурную творческую жизнь.
В 1995-1997 гг. по инициативе директора музея Александра Федоровича Ефимовского в здании была проведена реставрация. С ней связана почти мистическая история, рассказанная руководителем компании «Реставрация», производившей все работы, Николаем Федоровичем Коваленко: «Особняк спокойно стоял, пока мы выносили вместе с музейщиками картины в хранилище: Репин, Суриков, Айвазовский… Но как только мы вынесли все полотна, рухнуло перекрытие. Сразу, на следующий же день. Как будто здание ждало, пока бесценные шедевры окажутся в безопасности…»
Во время этих работ полностью отреставрировали аутентичный паркет, для каждого помещения отдельно разрабатывался рисунок штор. При выравнивании стен была обнаружена ниша, заполненная осколками изразцов старинной печи. По оригинальным плиткам реставраторы воссоздали керамику и восстановили печь.
Декоративный элемент печи:
Подвал до реставрации представлял собой небольшую комнату. Работавшие над проектом архитекторы понимали, что, по идее, он должен быть гораздо больше, и настояли на том, чтобы стены комнаты были вскрыты. За ними действительно обнаружились новые помещения, доверху заставленные емкостями с отходами работы госпиталя. Подвал долго ремонтировали и чистили, восстанавливали фигурные окна. После чего у особняка появился полноценный просторный нижний ярус, расположенный под всем зданием.
Сегодня
Художественный музей им. В. И. Сурикова открыт для посещений всем желающим. Здесь собрана уникальная коллекция произведений нашего любимейшего земляка, хранится замечательная коллекция русских авангардистов, организуются выставки из запасников музея и музеев других городов. Здание, ставшее признанием мужчины в любви к женщине, в наши дни являет собой признание любви всех красноярцев к искусству и к истории родного города. А о первой хозяйке, Вере Гадаловой, уже почти ничего не напоминает. Разве что металлический вензель «ВГ» над входом.
Любовь, высеченная в камне, живее, чем написанная на асфальте. Любите и признавайтесь в любви в любой день года, для этого не нужен особенный повод.
Фото из интернет
Использованная литература:
Памятники культурного наследия в историческом центре Красноярска : путеводитель / [ред. О. С. Кечин]. - Красноярск : [б. и.], 2013. - 249 с.
Прогулки по Красноярску : [альбом / тексты: Дана Бенюмова ; фот.: Андрей Золотухин, Сергей Филинин, Александр Куприянов и др.]. - [Красноярск : Ситалл, 2015]. - 65, [2] с.
Раскрой сердце красоте. Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова : [альбом / под ред. М. В. Москалюк]. - Красноярск : Класс Плюс, 2014. - 307 с.