Архитектура Советского Авангарда. Восточная Беларусь. Часть 1. Общественные здания.

Jul 16, 2012 16:05


 Данная серия статей - попытка собрать максимальное количество информации по объектам архитектуры авангарда 1920-30 гг. на территории Восточной Беларуси, исключая город Минск, информации по которому в сети предостаточно.




           Заранее извиняюсь за "книжный" характер изложения : текст изначально писался с иными целями.
Непосредственно в этом посте речь пойдет об общественных зданиях рассматриваемой эпохи. И в первую очередь о рабочих клубах.

Рабочим клубам в соответствии с общей концепцией социальных преобразований 1920-х гг. отводилась роль центров общественной жизни коллектива, а посему в своей структуре и стилистике они должны были в полной мере отражать принципы новой жизни, нового понимания места человека в социуме. Клуб позиционировался как центр коммунистического социального просвещения, как символ прогресса во всех сферах жизни советского общества, даже таких как досуг. Пожалуй, именно поэтому конструктивистская стилистика в архитектуре Беларуси наиболее полно выявлена как раз в зданиях рабочих клубов. Клубы строились при отдельных крупных промышленных предприятиях или в малых городах для всего населения.

Как правило, ассиметричная композиция здания была полностью обусловлена его функциональной структурой. И более того, эта структура умышленно выносилась в экстерьер объекта, дабы еще раз подчеркнуть его назначение.

Весьма характерным примером такого рода объектов является клуб металлистов (арх. А. Васильев 1927-29 г.) на набережной реки Зап. Двина в Витебске.



Идентичный ему клуб был также построен в Минске, но до наших дней не сохранился.





Во время немецкой оккупации Витебска в стенах клуба металлистов было размещено еврейское гетто. До 1959 г. в нем находился драматический театр им. Якуба Коласа, а позже - районный Дом Культуры. Здание в плане четко разделено на 2 функциональные группы помещений: зрелищную и клубную. В объемной композиции объекта эта идея также отражена посредством разницы высот функциональных блоков здания: двух-трех-этажные разновысотные объемы клубной и зрелищной частей и наивысший объем сценической коробки актового зала. Большие плоскости остекления, его конфигурация и направление подчеркивают функциональные различия блоков здания: вытянутые вертикальные световые проемы лестничной клетки и горизонтально ориентированные проемы в других помещениях - один из самых распространенных приемов в архитектуре конструктивизма, весьма символично отражающий ее основные идеи. Вытянутый угловой балкон в клубной части здания также выражает один из конструктивистских принципов - идею связи и взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространств. Вследствие послевоенной реконструкции здания над вторым этажом зрелищной части был надстроен деревянный полуэтаж несколько нарушающий композиционные и стилистические принципы, свойственные зданию клуба. С 1990-х гг. клуб не используется и находится в запустении. Современное состояние объекта близко к фатальному. Дважды за последние 10 лет в здании случались пожары.





Там же в Витебске располагается еще один представитель рабочих клубов на территории Беларуси - клуб швейников. Изначально созданный архитекторами И. Володько, А. Воиновым, А. Крыловым и Н. Гиляровым в 1930 г., проект клуба осуществлен не был, а существующее в реальности здание клуба швейников вызывает сомнения в своем отношении к их масштабному эффектному конструктивистскому проекту.




Однако же принадлежность к стилистическому направлению того времени в объекте явно прослеживается: угловой полукруглый вход в здание с высокой также полукруглой лестницей, вертикально вытянутое остекление объема лестницы, окна над входом, вероятно предполагаемые как одно ленточное - показательные стилистические приемы конструктивистского течения в советской архитектуре. Сама же клубная часть здания со зрительным залом и кабинетами особенностями стилистики не отличается: это простой двухэтажный объем с двускатной крышей и несколькими одноэтажными хозяйственными пристройками. В наше время к зданию пристроен спортивный зал и двускатный козырек над главным входом, но планируемая реконструкция вполне может вернуть объекту его аутентичные черты.
 По тем же принципам архитектором П. Кириком в 1927-1930 гг. было запроектировано и построено здание клуба химиков в Борисове.





В нем находилось 2 актовых зала, причем больший из них - главный зал оставался неосвещенным. Вокруг него и строилась планировочная композиция клуба. Фасадные решения характерные для всех клубных зданий эпохи: разновысотные объемы функциональных зон, зачастую искусственно созданные посредством высоких аттиков, призванных имитировать плоскую кровлю, реальное устройство которой было невозможно либо нецелесообразно в рассматриваемых условиях.





В настоящий момент здание претерпевает очередную реконструкцию и с трудом поддается опознанию. Изначально крупные оконные проемы разделены на 2 или 3 меньших размеров, высотная композиция упрощена путем приведения высоты аттиков к одному значению, демонтирован закругленный угловой балкон, изменено устройство главного входа в здание.
  Клуб бумажников им. Куйбышева в Добруше (1930 г.), расположенный на берегу реки Ипуть в районе фабрики «Герой Труда», отличается не настолько раздробленной объемной композицией.





Главный вход в здание клуба фланкирован двумя симметричными объемами, выделенными из объема входной части высотой аттиков, посредством которых и создана вся композиция фасада здания. Ложная стена над главным входом в клуб поднята почти на высоту этажа над реальной отметкой свеса кровли. В клубе находятся актовый зал, рассчитанный на 1100-1200 человек, зал для собраний на 250-300 человек, библиотека. В наше время к зданию пристроен тамбур, упразднен балкон над главным входом, что сильно искажает представление о первоначальной задумке автора проекта.



Планировочная и объемная композиция клуба железнодорожников в Гомеле (1928-1930 г., архитектор А. Кириллов) во многом обусловлена сложившейся градостроительной ситуацией.





Занимающее целый квартал здание разделено на три различных по функции блока. Самая стилистически выразительная часть здания - входная зона зрелищного блока клуба: нависающий над главным входом балкон и обрамляющие его объемы с вертикальным остеклением создавали торжественную симметричную композицию. Также эффектно был решен вход в клубную часть: угловой  объем входной группы с двумя ярусами широких полукруглых балконов делали его композиционным акцентом всего здания. Вследствие послевоенной реконструкции минималистическая эстетика конструктивизма уступила место пышным формам и торжественному пафосу архитектуры сталинского ампира, и в наше время от изначального проекта клуба осталась лишь планировочная структура.
 Многие рабочие клубы строились при отдельных предприятиях и зачастую принимали формы и образ самого промышленного объекта, к коему относились. Вовсе не всегда клуб становился композиционной или стилистической доминантой: он мог быть скромно вписан в структуру предприятия, как например борисовский клуб работников фабрики Борисовдрев.



Предельный аскетизм формы и декоративных приемов здания  продолжает тему цехов и сооружений промышленного объекта.

В конце 1920 - начале 1930-х гг. по городам и поселкам Советской Белоруссии было построено несколько сотен рабочих клубов, и не все из них заслуживают рассмотрения в отношении к архитектуре конструктивизма. Многие из них были выполнены из дерева, многие даже каменные клубы строились в более традиционной манере, нежели их авангардистские современники.
 Некоторые рабочие клубы, даже будучи запроектированным в авангардном ключе, претерпевали в более позднее время существенные изменения в первую очередь посредством декорирования фасадов в неоклассической манере. И не имея визуальных источников, отображающих их исходное состояние, опознание таких объектов в современности не представляется возможным.

Один из самых стилистически ярких представителей архитектуры конструктивизма на территории Беларуси - драмтеатр в Бобруйске - был построен в 1930 г. по проекту весьма известного уже на тот момент Ленинградского архитектора А. А. Оля. Это было первое театральное здание, построенное на территории Белорусской ССР после революции.



Разработка плана функционально логична: удобен просторный вестибюль с большой пропускной способностью гардеробов, в зрительном зале вместимостью 1200 человек обеспечена хорошая видимость и из партера, и из амфитеатра, и с балкона, а также быстрая эвакуация зрителей по боковым лестницам.

Для строительства отводился участок, выходящий на площадь под углом. Поэтому автор предложил разместить здание по диагонали, ориентируя главный фасад на площадь. Объемно-пространственная композиция театра симметричная, что не противоречит функциональной организации плана. 
    Театральное здание представляло собой сложнорасчлененный организм, в котором  точно отражена организация внутреннего пространства. Нарушал целостность приема только механически приставленный к зданию блок, в котором размещалась библиотека с читальным залом. Он имел самостоятельное значение и ни функционально, ни композиционно не был включен в структуру театра.





В 1970-е гг. здание театра было реконструировано и полностью утратило свой первоначальный облик.
  Безусловный интерес среди общественных зданий рассматриваемой эпохи представляет кинотеатр «Чырвоная Зорка» в Могилеве, построенный по проекту арх. Э. Лоссера в 1930-31 гг.



Достаточно компактный в плане, кинотеатр представляет собой вытянутый параллелепипед с акцентом на входной группе, выделенной полукруглым объемом с тремя рядами окон разной высоты. Объект подвергался реконструкции, но основные стилистические особенности и композиционная идея автора остались неизменными.





В конструктивистской стилистике выполнено здание столовой швейной фабрики «Знамя Индустриализации» в Витебске 1935-36 г. постройки.



Особенно показательный прием в данном случае - полукруглый объем обеденного зала с расположенной на его крыше террасой и цилиндрическим объемом меньшего радиуса, накрытым куполом. Также принадлежность ко времени выдают выступающая лестничная клетка, остекленная сплошной вертикальной лентой и входной тамбур (вероятно ранее представлявший собой только козырек над входом) с расположенным над ним балконом.



Подвергшееся реконструкции здание утратило самый стилистически значимый элемент - широкую летнюю террасу, являвшую один из базовых принципов конструктивистской философии : связь внутреннего и внешнего пространств, их взаимопроникновение и соподчиненность.




Здесь же в Витебске находится еще одно здание, символично отражающее коллективистский быт 1920-30-х гг. - фабрика-кухня в районе Марковщины. Типологически относимые как к промышленным, так и к общественным зданиям, фабрики-кухни служили олицетворением перемен в системе потребления и в быту советских граждан. Будучи визуально неброским, здание тем не менее имеет ряд отличительных черт, характерных для архитектуры конструктивизма.





Это в первую очередь сама объемная композиция, полностью подчиненная технологическим процессам, протекающим в здании, это высокие аттики над объемами лестничных узлов и специфичные по конфигурации крупные оконные проемы. Современное состояние объекта достаточно близко к оригинальному, существенных изменений архитектура здания не претерпела.
 В городах, активно развивавшихся в 1920-30 гг. осталось немало объектов того периода, исходная функция которых остается неизвестной, но определенная принадлежность к авангардному направлению в архитектуре бесспорна. Зачастую это попытки искусственного подражания эстетике конструктивизма в объектах, по своей структуре ей не соответствующих, как например здание, ныне принадлежащее ЖЭУ в Борисове.





Вполне традиционное одноэтажное строение с многоскатной кровлей дополнено ложными стенами, дважды превышающими свою функционально уместную высоту.
 Здесь же, в Борисове, имели место случаи реконструкции существующих жилых домов в конструктивистском ключе, путем объединения их возводимыми новыми элементами и изменения функции получившегося комплекса на общественную.



Черты архитектуры советского авангарда прослеживаются в Доме Красной Армии в Бобруйске, построенном в 1932 г.





Явное конструктивистское формообразование, характерное для здания было позже в рамках реконструкции завуалировано декоративными приемами, характерными для последующего этапа развития советской архитектуры.
 В периодических изданиях 1930-х годов немало упоминаний о строительстве объектов, которые либо вовсе не сохранились до наших дней либо были реконструированы до неузнаваемости. В их числе такой объект, как например Госбанк в Дзержинске 1935-36 г. постройки.



К сожалению не сохранившееся здание являлось ярчайшим примером архитектуры рассматриваемой эпохи. Композиция, построенная на сопряжении крупных простых объемов подчеркивалась остеклением, имитирующим ленточное, и вероятно отражающим внутреннюю структуру объекта.
Весьма примечательно в свете рассматриваемого стилевого направления здание столовой в Ново-Белице. Сложная развитая форма плана продуцировала достаточно эффектные фасадные решения: раскрепованные плоскости ризалитов прямоугольных объемов перемежались с закругленными фрагментами обеденного зала, завершенного открытой террасой на эксплуатируемой кровле. Различные формы и размеры оконных проемов подчеркивали композиционные акценты и ритмические ряды элементов здания.



Здание кинотеатра в Орше авторства именитого белорусского архитектора Г.Л. Лаврова, судя по стилевым предпочтениям его автора, вероятно, также отвечало принципам конструктивистской архитектуры. Объективно судить об этом, к сожалению, невозможно в силу недостатка информационных источников. Но судя по единственному имеющемуся снимку объекта, двухэтажное здание кинотеатра имело пространственно развитую, сложную планировку и представляло бы безусловный интерес для истории белорусской архитектуры, сохранись оно до наших дней.



Авангардистские черты прослеживались у здания речного вокзала в Мозыре на реке Припять (1935-36 г.). При вокзале находились также ресторан, гостиница, отделение матери и ребенка. Композиционной доминантой объекта являлась прямоугольная в плане башня с панорамной обзорной площадкой и вертикально ориентированными плоскостями остекления.



Несмотря на недолго продлившийся период развития конструктивистских архитектурных течений на территории Беларуси, даже в небольших областных и районных центрах страны были весьма успешные попытки проектирования и строительства общественных зданий в рассматриваемом стиле.

Конечно, дефицит строительных материалов и механизмов, сжатые сроки и недостаточное финансирование не позволяли проектировщикам полноценно воплощать идеи конструктивизма в их чистом виде. Нередко имело место подражательство классическим авангардистским приемам и методам, как-то имитация плоских кровель или протяженного ленточного остекления. Но философия архитектуры конструктивизма, ее социальный посыл, основы формообразования, характерные для стиля, весьма наглядно отражены во множестве объектов общественного назначения.

Современное состояние рассматриваемых объектов оставляет желать лучшего. Из не такого большого количества сохранившихся зданий большинство претерпело или претерпевает варварскую реконструкцию, не оставляющую возможность более детального изучения архитектуры того периода. Ситуация усугубляется негативным общественным отношением к такого рода зданиям, спровоцированным в том числе недостатком информации и общей неосведомленностью населения об этой странице нашей истории. Не воспринимая конструктивистские постройки, как памятники архитектуры и не видя в них эстетической и историко-культурной ценности, люди, контролирующие строительные процессы легко соглашаются с любыми предложениями по их кардинальному видоизменению. Учитывая подобные тенденции, мы рискуем безвозвратно утратить эпохальные для нашей страны памятники архитектуры и свидетельства невероятных социальных процессов, беспрецедентных в мировых масштабах.

Архитектура СССР 1932-1955 гг., Витебск / Vitebsk, Общественные здания / Public Buildings, Архитектура СССР 1917-1932 гг., архитектура, конструктивизм

Previous post Next post
Up