Святитель - врач Новосвященномученик Максим (Жижиленко), «иосифлянский» Епископ Серпуховской

Jun 04, 2016 10:48

85 лет назад, 4 июня 1931 г. в Москве был расстрелян Новомученик Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко), профессор медицины.



И когда Лука Красный в Таврии (Крым) трудился в мирных условиях, то другой Святитель-врачь Новосвященномученик Максим (Жижиленко),  «иосифлянский» Епископ Серпуховской ( 4 июня 1931 г. в Москве был расстрелян) врачевалъ  на Соловках въ заточении.
Епископ Максим (Михаил Александрович Жижиленко) - первый поставленный иосифлянами катакомбнфй Архиерей
Родился 2 марта 1885 г. в г. Калише (Польша) в семье окружного прокурора. В 1912 г. он окончил С.-Петербургскую гимназию и в 1912 г. медицинский факультет Московского университета. Будучи еще студентом университета, Михаил женился на курсистке, вместе с которой прожил всего полгода, ибо она скончалась вследствие невозможности перенести беременность. Покоряясь воле Божией, оба супруга ни при каких условиях не захотели искусственно прерывать беременность, хотя и знали о том, что она грозит почти неизбежной смертью. Впоследствии свою покойную супругу владыка Максим называл праведницей. После окончания обучения Михаил работал сначала врачом министерства путей сообщения в г. Благовещенске и в Москве. С начала I Мировой войны до января 1918 г. он участвовал в боевых действиях в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона. После октябрьского переворота и окончания войны Михаил занимал различные медицинские должности, в том числе и в красной армии. Примечательно, что в августе 1919 г., будучи главным врачом полевого госпиталя красной армии, Михаил находился в плену у казаков знаменитого генерала Мамонтова (данные Православного Свято-Тихоновского богословского института).
Из воспоминаний И. М. Андреевского (псевдоним проф. И. Андреева): “Будучи всегда религиозным человеком, владыка, еще будучи мирским, познакомился со святейшим Патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх очень любил доктора Жижиленко и часто пользовался его советами. Их отношения со временем приняли характер самой интимной дружбы.
По словам владыки Максима, св. Патриарх доверял ему самые затаенные мысли и чувства... Незадолго до своей кончины, св. Патриарх Тихон высказал мысль о том, что, по-видимому, единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу - будет в ближайшем будущем уход в катакомбы. Поэтому св. Патриарх благословил профессора доктора Жижиленко принят тайное монашество, а затем, в случае, если в ближайшем будущем высшая церковная иерархия изменит Христу и уступит советской власти духовную свободу Церкви, - стать тайным Епископом!...
Рассказывал владыка Максим и о некоторых разногласиях с патриархом Тихоном. Главное из них заключалось в том, что святейший был оптимистически настроен, веря, что все ужасы советской жизни еще могут пройти и что Россия еще может возродиться через покаяние. Владыка же Максим склонен был к пессимистическому взгляду на совершающиеся события и полагал, что мы уже вступили в последние дни предапокалиптического периода” (“Епископ Максим Серпуховской (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере”, “Православный путь”, 1951 г.).
Будучи духовным сыном о. Валентина Свенцицкого, Михаил в конце 1927 г. отделился от митр. Сергия (Страгородского).
Впоследствии, перед своей кончиной, о. Валентин вернулся к митр. Сергию. По свидетельству о. Михаила Польского, при прямом участии Михаила Жижиленко серпуховским духовенством и мирянами был составлен акт об отходе от митр. Сергия (Страгородского) от 30го декабря 1927 г.. Вот его текст:
“Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Не находя для себя более возможным оставаться на том скользком и двусмысленному пути, на который Вы своей декларацией и распоряжениями поставили всю Православную Церковь, и, повинуясь голосу совести и долгу пред Богом и верующими, мы, нижеподписавшиеся, порываем каноническое и молитвенное общение с Вами и т. н. "Патриаршим Синодом " и отказываемся признавать Вас заместителем местоблюстителя патриаршего престола на следующих основаниях:
1. Декларация Ваша от 16 июля, указ от 20 октября и все, что известно о Вашем управлении Церковью, с очевидностью говорит о том, что Вы поставили Церковь в зависимость от гражданской власти и лишили ее внутренней свободы и самостоятельности, нарушая тем и церковные каноны и идя вопреки декретам гражданской власти.
2. Таким образом, Вы являетесь ничем иным, как продолжателем т. н. "обновленческого" движения, только в более утонченном и весьма опасном виде, ибо, заявляя о незыблемости Православия и сохранении каноничности, Вы затуманиваете умы верующих и сознательно закрываете от их глаз ту пропасть, к которой неудержимо влекут Церковь все Ваши распоряжения.
3. Результат Вашей политики у нас налицо. Верующие г. Серпухова, взволнованные Вашими распоряжениями, охвачены сильнейшей тревогой и недоумением за судьбы св. Православной Церкви. Мы, их пастыри, поставленные Вами на двусмысленный путь, не только не можем внести успокоение в их сердца и умы, но вызываем с их стороны подозрение в измене делу Православия и переходе в лагерь "обновленчества".
Все это повелительно заставляет нас дерзновенно возвысить свой голос и прекратит теперь уже преступное с нашей стороны замалчивание Ваших ошибок и неправильных действий и, с благословения Димитрия, епископа Гдовского, отмежеваться от Вас и окружающих Вас лиц. Уходя от Вас, мы не отходим от законного патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и отдаем себя на суд будущего собора. Да не поставит нам тогда в вину этот желанный собор, единый наш правомочный судья, нашего дерзновения. Пуст он судит нас не как презрителей священных канонов святоотеческих, а только лишь как боязливых за их нарушение”.
20 мая 1928 г. Михаил Жижиленко был тайно посвящен в диаконский сан иосифлянским еп. Димитрием (Любимовым) в петроградском соборе Воскресения Христова, а на следующий день. - во священника. В сентябре того же года о. Михаил, продолжая работать врачом, принял монашеский постриг (по другим данным - в конце 1925 г.) с именем Максим в память преп. Максима Исповедника.
С января 1929 г. епископ Максим, известный в то время как “таганский старец”, т. к. в 1920х гг. работал врачом в Таганской тюрьме, проживал с Серпухове, возглавляя иосифлянское движение Московской и части Ярославской областей, а после ареста епископа Алексия (Буй) окормлял также и воронежских иосифлян. Существуют различные, порой противоречивые свидетельства об отношении владыки Максима к сергианским архиереям и их пастве в разное время. Бывало, что следуя каждый в свой храм, в Серпухове встречались иосифлянский епископ Максим и сергианский епископ Мануил (Лемешевский). Оба епископа делали друг другу легкий поклон и продолжали свой путь, хотя сопровождавшая их паства не отличалась взаимной дружелюбностью. Положение несколько изменилось после ареста епископа Максима.
24 апреля 1929 г. владыка Максим был арестован ОГПУ и приговорен к пяти годам лагеря. В конце ноября того же года, он был помещен в Соловецкий лагерь, где работал врачом и, заведовал тифозным бараком. Вместе с Епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом и (Бельским), а также другими священнослужителями, он совершал тайные богослужения в лесу. Существует упоминание о том, что владыка Максим участвовал на Соловках в тайных архиерейских хиротониях.
Не открытие ли какого-либо факта тайных хиротоний повлекло за собой повторный суд и через два года расстрел Еп. Максима?
Через некоторое время срок был продлен еще на пять лет, а сам владыка в декабре 1930 г. был арестован и вскоре доставлен в Бутырскую тюрьму, привлекаясь в качестве обвиняемого по делу “нелегальной черносотенно-клерикальной и церковно-монархической организации "Истинное Православие"”. Ни допросами, ни пытками следователям ОГПУ не удалось добиться от обвиняемых требуемых показаний и владыка вместе с еще тремя обвиняемыми иеромонахами был приговорен к “высшей мере наказания”. 4 июня 1931 г. в Москве был расстрелян Новомученик Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко).
(http://www.paraklit.org/eres/documenti/maksim.htm, http://hristov.narod.ru/zizilenk.htm, или см. отд. книга: http://www.kifaspb.ru/book/4952).Оригинал взят у tauszev в Святитель-врачь новосвященномученик Максим (Жижиленко), «иосифлянский» епископ Серпуховской

Примеч.ред.:
Канонизированный МП  архиепископ и врач Лука Войно-Ясенецкий принял сергианство, прославлял Сталина и трудился даже в ссылке в льготных условиях.
Доктор медицины Епископ Максим Жижиленко ясно и прямо отверг сергианство уже в 1927 году, окормлял ИПХ, участвовал в тайных епископских хиротониях,был мучим на Соловках и расстрелян.
Сергиане МП, вы чувствуете, где - истинная святость Христова?

Битва за Православие, Новосвященномученики, Русская Голгофа

Previous post Next post
Up