О Благодати Божией Святого Мира в Крещении Церковью, сохранившей отеческое Предание в отношении церковного Календаря и отступившей от Предания.
Блаженнейший и Приснопамятный Матфей Исповедник.Архиепископ Вресфенский.
Предстоятель Истинно-Православной Церкви Греции.
Второй Апокириксис (Отлучение)
Преосвященнейшим Митрополитам Герману, быв. Димитриадскому Хризостому, быв. Флоринскому
Афины 19 сентября 1937г.
„Если бы Вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите; то грех остается на вас“. (Матф. 12, 31-32).
Преосвященные,
Сими словами Господа нашего я предваряю начало моего ответа вашим письмам от 8 и 17 настоящего месяца, со многим огорчением и сердечным сокрушением, ибо, как сказал святой Иоанн Златоуст, мы по человечеству все погрешаем, но богопротивно и пагубно упорствовать во грехе. К сожалению, мы видим, что Вашими писаниями и Вашими словами, Вы продолжаете нарушать Ваше православное Исповедание Веры, в противоречии с тем, что Вы заявляли Греческому народу и духовенству в мае 1935, когда Вы возглавили руководство борьбой за нашу святую православную веру Христову и за нашу святую Церковь, неистово боримую. Все это бесконечно печально, то, что передавшись внезапно в ряды отступников Православия, похуляющих Святого Духа нововведением проклятого календаря праздников, Вы допускаете, что тайны этих неверных епископов и обновленческого духовенства имеют Божественную благодать!
Мы удивляемся, как Вы можете поражены быть такой духовной слепотой, когда пишете так: „Ибо не имеется никакого церковного и канонического оправдания полному отделению от Нее (нашей Святой Церкви), в которой мы получили высшую степень Епископа“. Не отличаете, где свет Правды? Чтобы Вас осведомить, мы напоминаем опубликованные „Разъяснения по поводу вопроса церковного календаря“, на двадцатой странице которых Вы пишете, что „новый календарь был осужден Всеправославными Соборами Православных Восточных Патриархов в 1583, 1587, и 1593, созванных в Константинополе при Патриархе Иеремии 2-м Великом“. И далее, что „Односторонний ввод нового календаря разрывает или, по выражению Отцов, разрушает соборность Православия и делает (нововведенцев) схизматиками в отношении других Церквей православных“. Мы напоминаем также, что в вашем „Обращении к Клиру и Монашеству греческой Церкви“ сказано на странице 17: „Отделяйтесь и от Схизматического Архиепископа и епископов, которые имеют единомыслие с ним, и продолжают настаивать на нововведение календаря, если Вы не желаете рассматриваться как схизматики, предающие православную Церковь гибельным последствиям схизмы. И чтобы Вы были уверены, что это неодобрение делает Вас достойными чести, мы называем 15-е правило Двукратного Собора, которое, не только не осуждает отделяющихся от предстоятеля, уклонившегося в ересь, осужденную святыми соборами и отцами, и который проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, но и восхваляет это действие, и обязывает как долг, ко спасению Церкви от проказы схизмы“.
Наконец, чтобы Вам напомнить об истине, мы делаем также выписку из вашего Пастырского Послания, которое Вы написали ко Православному Греческому Народу накануне ссылки и где говорится: „Мы, возобновив Пастырство Эллинского Православного населения, которое следует за святоотеческим календарем, имея сознание клятвы веры, которую мы предоставили, сохраним все то, что мы получили от Семи Церковных Вселенских Соборов, избегая любого нововведения. Мы можем только рекомендовать отторгаться официальной Церкви как схизматической, так как она приняла папский календарь, что является еретическим нововведением, скандальным и произвольным нарушением святых канонов, и так же Священного церковного Предания. На основании этого, мы рекомендуем всем тем, кто следует за православным месяцесловом не иметь духовного общения со схизматической Церковью, ни со схизмослужителями, которых оставила благодать Пресвятого Духа, ибо они нарушили решения Отцов Семи Вселенских Соборов и Всеправославных Соборов, которые осуждали григорианский календарь. Что схизматическая Церковь не имеет благодати Святаго Духа, сие Святой Василий Великий удостоверяет, когда он говорит: „Хотя схизматики признают тот догмат, согласно которому Христос есть глава тела Церковного, которым все члены существуют и получают духовный рост, они отторглись, тем не менее, согласной гармонии членов тела и потеряли благодать Святого Духа. Так как они не имеют благодать, как же могут они сообщить другим?“ (см. газету „Vradinis“ 21 июня 1935 года).
Все вышеизложенное ясно как солнце доказывает, что в то время Вы рассматривали обновленческую Церковь Митрополита Афинского Папандопулоса как схизматическую, отделившуюся от древа Православия, и признавали тогда Церковь Хр. Пападопулоса, яко церковь лукавнующих, по Псалмопевцу, поющему: „Возненавидех церковь лукавнующих“, и лишенную освящающей благодати Святого Духа во всех ею совершаемых таинствах, согласно божественным и Священным канонам. Вы признавали, что это нововведение являлось вдохновением дьявола, отторгнутым неоднократно синодами православных. Совершенно очевидно, что Архиепископ Хризостом Пападопулос навязывает своими гонениями лжеверие, как и любые другие, имеющие те же убеждения, что и он. Церковные канонические установления требуют отлучения вашего, ибо, исходя из фактов, становится совершенно ясно, что ныне вы признавая: „что и Святое Миро от Церкви вселенской Патриархии, исполняющее и освящающее вся, также содержит сию благодатную, освящающую энергию и по-прежнему исполняет вся от Патриархии и после введения нового календаря“, приемлете как истинные таинства неверных обновленцев, что противоречит канонам; и признаете Православными все Церкви, имеющие общение с Греческой Церковью и Вселенской Патриархией и берущие от нее Святое Миро.
Таким образом. Вы доходите до того, что не видите никакой разницы между освящающей благодатью таинств, совершаемых лжеславами и православными, но полагаете возможным общение со схизматической Церковью обновленцев, не признавая их лишенными благодати Божией, поддерживая по существу обновленцев и проповедуя лжеславие. По этой причине, как Архиерей Православной Святой Христовой Церкви, я вынужден принять решение об отлучении Вашем, согласно 15-му правилу Двукратного Собора во благоразумное ограждение Церкви Христовой от схизм и делений, которые создает Ваше обращение ко лжеславам обновленцам. Не мы отрываемся от Православной Святой Христовой Церкви, но отлучаем Вас, яко чуждо верующих и чуждо действующих по отношению к Православию Святых наших Отцов (…).
Перед нашим Богом, в Троице истинно поклоняемым, мы остаемся тверды в нашем православном Архиерейском исповедании, готовые его защищать для строительства и спасения верных. Что касается Вас, то Вы, забыв ваше исповедание веры, и признав благодатность таинств обновленцев, свернули с прямой дороги, оторвались от нашей святой Церкви, ибо согласно правилу Апостольских постановлений „схизматик не тот, кто отделяется от нечестивых, а тот, кто оставляет благочестивых“.
И теперь Вы нам угрожаете судом, потому что мы остались верными традиционному благочестию, преподанному Божественными Отцами. Вы нас обвиняете в том, что мы действовали явно против святых правил и интересов Православия, в то время как мы боролись, чтобы восторжествовала правда.
Мы повторяем то, что святой Марк Эфесский сказал папе, когда тот угрожал смещением: “ Святые Соборы и Богоносные Отцы, вдохновленные Благодатью Божией, осуждали вначале ереси, заблуждения и ложную веру, и, затем тех, кто их проповедовали, т. е. упорствующих, таким образом, в ошибке. Вы, которые меня осуждаете, Вы обязаны доказать заблужаение и ложную веру моего учения. Но моя вера это Православие, мое учение - в соответствии с Преданием, которые преподали святые отцы. В чем я виновен, чтобы быть осужденным?“.
Мы желаем, чтобы Господь Вас просветил и вывел из заблуждения, дабы Вы не потеряли плод ваших бывших жертв во имя Православия.
Второй Апокириксис (отлучение), доведенный до сведения Митрополита Димитриадского Германа Мавроматиса в Психикой - Афин, 19/2 в октябре 1937.
Во Епископех смиреннейший, и горячий ко Господу молитвою нашей
+ Матфей, Епископ Вресфенский., Агиорит.
(Заметим, что Русская Православная Церковь Заграницей получала Св. Миро до 1950 года от Сербской Церкви, всегда состоявшей в полном духовном и евхарнстическом общения с еретической Кокстантинопольсюй Патриархией. Впервые чин мироварения и освящения мира был совершен Митрополитом Анастасием по приезде его в Америку в конце 1950 года. Уже один этот важный с духовной точки зрения фант показывает, что с самого начала существования РПЦЗ, состоя в евхаристическом единстве со схизмоеретиками, не имела подлинно православной Омологии и окормлялась Духом Лжи!
Святого Мира, подающего в крещения благодать Божию, которая открывает им познание грехов и силу, чтобы любить и усердствовать, еретики не имеют по той причине, что еретический епископ не может преподать освящающей силы веществу мира. Тех же, кто говорят, что мы можем и без благодати, даруемой чрез Крещение (т.е. от Таинства мира), исполнять заповеди, только с большей трудностью, 113-е (127-е) правило Карфагенского Собора наказывает анафемой, ибо все принадлежит Божественной благодати и без нее мы не можем исполнить ничего должного, ибо не сказал Господь: без Меня не можете творить легко, но: без Мене не можете творить ничесоже (Иоан. 15, 5).
Что касается Сербской Церкви, то с 1925 года она является одной из наиболее активных участниц экуменического движения, и по сей день остается таковой. В этом свете все разговоры о „великом значении Русской Зарубежной Церкви“, которая якобы одна лишь „являет всему иноверному человечеству духовные сокровища Православной веры“ представляются не совсем верными. РПЦЗ анафематствовала экуменизм в 1983 году. Но что же, разве экуменизм возник только с 1983 года? Официально, „с кафедры“ основные положения „православных“ экуменистов были провозглашены еще в 1920 году в Энциклике Местоблюстителя Константинопольского патриаршего престола Дорофея, закреплены „Всеправославным“ лжесобором 1923, на котором присутствовал будущий Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий, который ничем, кроме робкого роптания, себя не проявил. И никакого решения о прекращения евхаристического общения с еретиками иерархи РПЦЗ не выносили. РПЦЗ, таким образом, состоя в духовном и бытовом общении с экуменическими Церквями, является такой же схизматической Церковью, ибо по святому Иоанну Златоусту „приобщающийся с отлученным от церковного общения отлучен есть“ (Прим. Ред.).
https://churchdocs.wordpress.com/2008/09/16/bp_matei/