Сегодня, комментируя Евангелие от Марка (8:1-10) на радио «Вера», кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерей» Павел Великанов поделился своими измышлениями:
«Повествование о втором чудесном умножении хлебов… имеет одну непримечательную деталь. Прошлый раз, когда ситуация в целом была очень похожей, сами ученики выступили инициаторами хоть как-то решить вопрос с голодными людьми - они сами подошли к Иисусу с предложением отпустить народ по окрестным сёлам…
В этот же раз не ученики, но Сам Иисус говорит о том, что хорошо бы накормить людей… И здесь ученики произносят очень интересную фразу: и кто бы мог здесь, в пустыне, раздобыть столько еды для такого множества народа? Вы тоже почувствовали в этих словах очень прозрачный намёк на то, что хорошо бы и здесь кое-кому повторить уже однажды совершённое чудо?
Возникает вопрос: а почему ученики в лоб не сказали Иисусу: Учитель, да какие проблемы - тут же народа даже меньше, чем в прошлый раз, когда пятью хлебами Ты накормил пять тысяч - да и хлебов у нас больше, аж целых семь? Почему вместо прямой просьбы - тонкий, едва слышимый намёк?
В этой ситуации видится трепетное благоговение учеников перед своим Учителем. Они не смеют Его просить - лишь намекают, и то - очень деликатно, ненавязчиво - с пониманием, что чуда невозможно ждать, тем более - требовать - повторного совершения.
В этой деликатности апостолов мне видится пример для подражания. Часто ли мы к Богу обращаемся в такой же манере? Едва ли. Нам проще обрушить на Него весь шквал наших просьб - а потом, естественно, обидеться, что нас игнорируют и не выполняют наших пожеланий. Но для апостолов было куда важнее находиться рядом с Учителем, чем использовать Его - пусть даже для решения чужих проблем. И вот эта сфокусированность на Личности больше, чем на возможностях Богочеловека и является очень правильной тональностью нашего отношения ко Христу Спасителю.
А, может, и правда хотя бы иногда практиковать молитву не в виде просьбы, а как изложение перед Господом того, что волнует наше сердце - без прямого ожидания обязательного ответа?».
Где же этот «протоиерей» нашел основания для своих измышлений? Очевидно - их нет.
Видно, не добрался кандидат богословия до следующих через несколько строк слов евангелиста:
«Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (Мк 8:17-18).
Вот толкование рассматриваемого эпизода Иоанном Златоустом:
«"Но Иисус", говорит евангелист, "сказал им", - что же именно? "Не нужно им идти, вы дайте им есть" (Мф 14:16). Не сказал: Я дам; но - вы дадите, - так как они еще считали Его простым человеком. Даже и после этого не возвысились они в понятиях, напротив, отвечают, как простому человеку, говоря: "у нас здесь только пять хлебов и две рыбы" (Мф 14:17). Потому и евангелист Марк говорит, что они не разумели сказанного: "потому что сердце их было окаменено" (Мк 6:52; 8:17). Итак, поскольку они еще пресмыкались по земле, то Господь сам начинает уже действовать, и говорит: "принесите их Мне сюда" (Мф 14:18)» (Толкование на святого Матфея евангелиста, глава 49, 1).
И еще:
«"Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге" (Мф 15:32). И прежде Христос, намереваясь сотворить подобное чудо, сперва исцелил страждущих телесными болезнями; и теперь делает то же самое: приступает к чудодействию после исцеления слепых и хромых. Почему же тогда ученики сказали: "Отпусти народ", а теперь этого не сказали, хотя прошло уже три дня? Или сами стали уже лучшими, или видели, что народ не слишком чувствовал голод, славя Бога за оказанные ему благодеяния? Но смотри, как Христос и теперь не просто приступает к чудодействию, но вызывает на него учеников. Народ, пришедши для исцеления болезней, не осмеливался просить хлеба; но Христос, будучи человеколюбив и попечителен, дает и не требующим, и говорит ученикам: "Жаль Мне народа, …отпустить же их неевшими не хочу". Но чтобы кто-нибудь не сказал: они пришли с запасом хлеба, - Христос говорит: "Уже три дня находятся при Мне"; следовательно, если бы пришли и с запасом, то запас истощился бы. Потому-то и чудо сотворил Он не в первый и не во второй день, но когда вышло у них все, - чтобы, наперед восчувствовав нужду, тем с большим восторгом приняли чудо. Для того и говорит: "чтобы не ослабели в дороге", показывая тем, что далеко было до селения и что у них ничего не осталось. Но если ты не хочешь отпустить их голодными, почему не творишь знамения? Чтобы своим вопросом и ответом учеников возбудить в них большее внимание, и дать им случай показать веру свою, подойти к Нему и сказать: сотвори хлебы. Но и тут они не поняли цели вопроса. Вот почему после, как повествует Марк, Христос и говорит им: так ли окаменели сердца ваши? "Имея очи, не видите? имея уши, не слышите" (Мк 8:17,18)? Если бы этого не было, то для чего говорить ученикам, и давать знать, что народ достоин благодеяния, и прибавлять, что Он милосердует о нем? Матфей говорит, что после Он еще укорял их, говоря: "Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали" (Мф 16:8-10)? Так согласны между собою евангелисты. Итак, что ж ученики? Они еще пресмыкаются долу и, хотя Христос всячески старался запечатлеть в их памяти это чудо, и вопросом, и ответом, и тем, что сделал их раздаятелями (хлеба), и что короба остались, - но они все еще оставались несовершенными, почему и говорят Ему: "Откуда нам взять в пустыне столько хлебов" (Мф 15:33)? И раньше, и теперь они все поминают о пустыне; и хотя говорят это, не рассудив надлежащим образом, но само чудо и здесь не подвергают никакому сомнению. Но чтобы кто-нибудь не сказал, - как я уже и прежде заметил, - что Он хлебы получил из какого-нибудь ближайшего селения, то указывается на самое место, чтобы чудо было вне сомнения. Потому-то как первое, так и это чудо Он творит в пустыне, далеко отстоящей от селений. Но ученики, ничего этого не понимая, говорили: "Откуда нам взять в пустыне столько хлебов"? Они весьма неразумно думали, что Он говорит им это в намерении поручить им самим напитать народ. И прежде Он для того говорил: “Вы дайте им есть” (Мф 14:16), чтобы дать им случай просить Его об этом. Теперь же и того не говорит - "вы дайте им есть"; но что? "Жаль Мне народа, …отпустить же их неевшими не хочу". Этими словами Он еще ближе наводит их на мысль, еще сильнее побуждает и дает разуметь, чтобы они просили Его напитать народ. Эти слова показывали, что Он может не отпустить их голодными, и свидетельствовали о Его могуществе. Это именно и означало слово: "не хочу". Но так как они, несмотря и на это, не поняли сказанного Христом и упомянули о народе, и о месте, и о пустыне (сказали именно: "Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?"), то Он уже сам прямо вразумляет их, и говорит им: "Сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок" (Мф 15:34). Не говорят уже: "Но что это для такого множества?" (Ин 6:9), как прежде говорили. Так, хотя они и не все вдруг понимали, но все же мало-помалу приобретали более высокое познание. И сам Он, возбуждая этим их мысли, спрашивает так же, как и прежде, чтобы самим образом вопроса напомнить им о прежде совершенном чуде. Ты же, приметив из этого их несовершенство, познай вместе и любомудрый их разум, и подивись их любви к истине, как сами они в своих писаниях не скрывают собственных недостатков, и притом великих. В самом деле, не малая вина - так скоро забыть чудо недавно бывшее; за это Господь их и укоряет» (там же, глава 53, 1).
Как видим, евангелисты, и вместе с ними Иоанн Златоуст, видят мотивы поведения апостолов в обоих случаях чудесного умножении хлебов одинаковыми, но совсем не такими, какими желает (по своему мнимому величию) видеть их комментатор со «светлого» радио.
Но главный вред от фантазий этого «протоиерея» заключается в последовавшем выводе из них: молиться не надо. Названные им молитвой «намеки» не имеют с молитвой ничего общего. Ведь, молитва, по своей сути, заключается в просьбе, прошении, а не в «изложении перед Господом того, что волнует наше сердце», как бездумно ляпнул комментатор-пустослов.
Что же скажем? Действия представителя сатанинской РПЦ МП полностью согласуются с ее главной задачей - подготовкой прихода Антихриста.