Об очевидности

Jun 16, 2022 12:26

Сегодня на радио «Вера» «епископ» Переславский и Угличский Феоктист, комментируя слова Христа «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:28) проговорил:
«Как услышанное слово Христово может спасти человека, так и один неаккуратный взгляд может его погубить. Эта мысль тоже проста и очевидна, но по какой-то загадочной причине она ускользает от внимания и понимания абсолютного большинства людей. Господь здесь говорит о прелюбодеянии, то есть о нарушении супружеской верности, говорит весьма радикально: если кто-то смотрит на женщину с вожделением, то он уже повинен греху прелюбодеяния. То есть, он ещё ничего не сделал, даже, возможно, не успел подумать, но уже повинен. На первый взгляд это кажется ничем не обоснованной крайне избыточной строгостью. А ещё это может показаться плохим знанием человеческой природы, ведь за неаккуратными взглядами на лиц противоположного пола стоит инстинкт размножения, идти против него, означает идти против природы. Конечно же, Христос это прекрасно знал и понимал. Но вместе с этим Он понимал и значительно более глубокие стороны нашего естества: один неосторожный взгляд может внести в душу такое расстройство, которое в конечном итоге изуродует всего человека, лишит его покоя, заставит совершать неразумные поступки, превратит его в того, кто абсолютно не способен владеть собой, и, следовательно, слышать голос Божий».

Вот так: один неаккуратный взгляд может погубить человека.
Забыл этот «епископ», что развратная жизнь в молодости не погубила Марию Египетскую, а покаявшийся на кресте разбойник Дисмас первым вошел за Христом в Царство Небесное. Хорошо бы ему было вместо пустословия об очевидности своей мысли понять действительный смысл слов Спасителя, прекрасно раскрытый мудрейшим святым - Исидором Пелусиотом:
«Не лишено разумности евангельское изречение, а напротив того, исполнено смысла и рассудительности. Взять верх над вожделением и признается великим, и действительно великое дело, но гораздо важнее быть предусмотрительным, чтобы даже не началась эта болезнь. Сие-то самое предустраивая, Христос сказал: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф 5:28). Называет Он прелюбодеем не того, кто увидел мимоходом и внезапно уязвился, извлек стрелу и уврачевал язву. Ибо не сказал: "кто воззрел", но кто взирает, кто намеренно привлек в себя страсть, питает ее в себе, постоянно посещает ту, которую увидел, с любопытством смотрит на чужую красоту и от частого лицезрения вкушает некоторый род удовольствия.
Посему ты, который со всею осторожностью устраиваешь дела свои, справедливо страшишься сего изречения, просишь истолковать тебе оное и не веришь тем, кто доходит до такой нечувствительности, что говорят: лицезрение нимало не вредит взирающему. Но я одобряю тебя, заботящегося о собственном своем спасении, о них же скажу, что осторожность лучше смелого честолюбия, и Божественные изречения предпочитать собственным рассуждениям - дело святое и самое справедливое.
Если же кто не убеждается этим, то пусть послушает хотя бы Приточника, который прежде евангельского изречения сказал: "Не останавливай на ней ока своего, но иди прочь и не медли на месте". Пусть послушает этого преукрашенного добродетелями писателя, который в одном месте говорит: добротою женскою мнози прелестишася (Сир 9:9), и в другом: не назирай чуждыя доброты (8). Не сказал: не смотри (это бывает иногда случайно), но: не назирай, устраняя внимательное наблюдение, пытливое рассматривание, воззрение с вожделением. Ибо сказано: от сея дружба яко огнь разгарается (9), то есть, от сего зарождается срамная любовь» (Письма. Книга 2. Письмо 156).
Но недобросовестному «епископу» собственная нелепая догадка представляется очевидной, не вызывающей сомнения, мыслью.

РПЦ МП, безответственность, радио "Вера", бездумие, невежество

Previous post Next post
Up