Толкование или мнение?

Feb 15, 2022 20:56

Вчера «епископ» Переславский и Угличский Феоктист, комментируя на радио «Вера» Евангелие от Марка (13:9-13), где приведены слова Христа, указывающие на один из признаков конца: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие», - сказал:
«Существует немало остроумных способов, которые позволяют одними и теми же цитатами подтвердить прямо противоположные мысли. Особенно же часто в качестве таковых цитат используются цитаты из Священного Писания. Ну а кончина мира и Второе Христово Пришествие - это очень широкое поле для самых разных фобий и основанных на них спекуляций. Услышанный нами фрагмент Евангелия от Марка - одно из тех мест Священного Писания, которые используются в разговоре о Втором Пришествии, в частности, о его сроках. Причём разговор этот зачастую ведётся путём вырывания слов из евангельского контекста с их последующим произвольным толкованием.
В этом отрывке Господь Иисус Христос говорит о том, что будет происходить непосредственно перед Его Вторым Пришествием. <…> Но при этом от внимания первых поколений христиан ускользал тот факт, что Евангелие ещё не было проповедано "всем народам", впрочем, под "всеми народами" они понимали население необъятной Римской империи, в пределах которой Евангелие было известно благодаря миссионерским трудам апостолов. <…>
Конечно, сегодня Евангелие вроде бы известно везде. Во всяком случае, попытки евангельской проповеди проникли во все уголки планеты. Именно попытки, ведь "что-то слышать о существовании Евангелия" и "понимать суть Евангелия" - это вовсе не одно и то же. <…> В общем смысле - да, проповедано. Но если смотреть на этот вопрос глубже, то практика свидетельствует об обратном: абсолютное меньшинство наших соотечественников прочитали евангельское повествование, ещё меньше среди нас тех, кто воспринимает Новый Завет не как литературный памятник, а как руководящее начало своей жизни. И в этом смысле Евангелие нам ещё не проповедано.
Но какой из этих двух смыслов вкладывал в Свои слова Христос? Об этом мы можем только догадываться».

Да, конечно, можно пытаться подтверждать цитатами мысли, не соответствующие цитируемому тексту. Только любую такую попытку никак нельзя назвать остроумной, но скорее - смешной. Да и нелепой. Потому что, в отличие от толкования, она будет представлять собой лишь выражение недобросовестного личного мнения.
Говорить же, что Христос высказался двусмысленно, просто богохульно. Его слова имели целью не предложение нам загадок, а научение людей правде.
Нелепая же фантазия «епископа» обусловлена привычным для комментаторов «светлого» радио непониманием значения слов русского языка.
Проповедовать - распространять какое-л. вероучение, излагая, объясняя его слушателям (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Том III. - М., 1959, с. 689).
Из этого определения явно, что итогом проповеди совсем не обязательно должно быть понимание вероучения слушателями. А понимание Евангелия в полном объеме человеку невозможно ввиду его невероятной - нечеловеческой - глубины. Поэтому Бог дает каждому конкретному человеку понимание той части евангельского учения, которая ему потребна для спасения и которую он способен понять.
А то, что Евангелие уже проповедано ясно из Евангелия от Луки: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк 21:24).
Понятно, что времена язычников - это времена, дарованные Промыслом Божиим для проповеди христианства - проповеди Евангелия. Но проповедь христианства была доверена еврейскому народу: почти все апостолы были евреями. Именно в этом (и ни в каком другом) смысле евреи являются богоизбранным народом. И неважно, что значительная часть еврейского народа не приняла христианства, став его врагом - носителем идеологии иудаизма. Главная задача была апостолами решена - благая весть распространена по великому множеству городов и весей. Последняя же точка в проповеди Евангелия поставлена в 1948-м году, когда Иерусалим, отданный во власть иудеев, перестал быть попираем язычниками, то есть проповедь Евангелия была завершена.
Но этот «епископ» продолжает гадать о смыслах слов, сказанных Христом, не понимая не только значения слова «проповедь», но идя, по его собственным словам, «путём вырывания слов из евангельского контекста с их последующим произвольным толкованием». Вместо того, чтобы, обратившись предварительно к толковому словарю русского языка, прочитать и сопоставить высказывания Христа, приведенные в двух Евангелиях. И, тем самым, не допустить богохульства.

РПЦ МП, радио "Вера", русский язык, безграмотность, богохульство

Previous post Next post
Up