Комментируя сегодня на радио «Вера» Послание апостола Павла к Евреям, «епископ» Переславский и Угличский Феоктист сказал:
«Центральное место в этом отрывке Послания к Евреям занимает определение веры. Конечно, понятие веры очень широкое, возможны самые разные ее определения, но именно понимание веры, данное Посланием к Евреям, вошло в Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви святителя Филарета Московского. Благодаря включению святителем Филаретом в катехизис этого определения, оно является фундаментальным для Русской Церкви на протяжении двух последних веков, а потому нам стоит присмотреться к нему внимательнее. Напомню, как звучит это определение: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом"».
Что же «ожидаемое» осуществилось в вере? И каков смысл выражения «уверенность в невидимом»»? Полагаю, ответов на эти вопросы не было и у Филарета, под руководством которого сочинялся синодальный «перевод» Нового Завета.
Потому-то даже такой известный фантазер, как этот «епископ»-комментатор, предложив присмотреться повнимательнее к филаретовскому определению веры (выдаваемому за определение апостола Павла), не смог дать к нему никаких пояснений.
Ведь в действительности апостол не писал ничего подобного. Вот славянский перевод данного апостолом Павлом определения веры, полностью соответствующий греческому оригиналу: «Е́сть же вѣ́ра упова́емыхъ извѣще́нiе, веще́й обличе́нiе неви́димыхъ» (Евр 11:1).
Вера - не осуществление чего-то ожидаемого, а извещение для надеющихся.
«Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде» (Ефрем Сирин. Толкование на Послание к Евреям Апостола Павла. Глава 11).
«Вот признак истинной веры: когда обетования бывают выше человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу обещающего» Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Глава 36:5).
И вместе с тем вера - это обнаружение невидимого, дающее возможность увериться не в невидимом, а в его существовании, если вера крепка.