О «напрасном» гневе

Jun 23, 2021 19:25

Сегодня на радио «Вера» декан миссионерского факультета Российского православного университета, преподаватель Московской духовной академии, кандидат философских наук, кандидат богословия, «священник» Стефан Домусчи, комментируя слова Христа «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5:22), проболтал:
«Речь идет о гневе напрасном, то есть неправильном и беспочвенном. Обычно люди думают, что гнев сам по себе всегда является грехом. На самом же деле гнев - это добрая способность души, которой мы неправильно пользуемся. Как температура поднимается выше нормы, когда в организме что-то работает неправильно, так гнев должен быть ответной реакцией на нечто вопиюще неправильное и недолжное, угрожающее правде. <…> Но в том то и дело, что главная опасность заключается в том, что человек слишком часто принимает за правду Божию - свою собственную правду».
Последняя фраза - сущая правда. Правда, которую этому богослову следовало бы отнести не к абстрактному человеку, но прежде всего к себе самому.
Академический словарь русского языка толкует слово «напрасно» как тщетно, бесполезно. Как же можно приписать слову «напрасно» значение «неправильно и беспочвенно»?
Гнев - это проявление гневливости - желания безоговорочно и безотлагательно принудить человека прекратить говорить или делать непонравившееся тебе.
Что же доброго нашел этот «священник» в гневе? И кто дал человеку право кого-либо принуждать? Разве Христос использовал принуждение в Своих целях? Или все же, наблюдая недолжные (даже вопиюще недолжные) слова и дела людей, увещевал и вразумлял их без намека на гнев?
Лучшее толкование упомянутого евангельского стиха дал Иероним Стридонский:
«В некоторых кодексах прибавляется: "без причины". В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: "гневающийся на брата своего". В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас (Лк 6:27-29), то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: "без причины" должно уничтожить, ибо гнев человека [хотя бы по причине] не творит правды Божией (Иак 1:20)» (Толкование на Евангелие от Матфея, глава 4).
Несколько подробнее о том же пишет А.П. Лопухин:
«Слово "напрасно" служит обыкновенно для оправдания ненапрасного гнева. Но "напрасно" нет в Синайском и Ватиканском кодексах, оно опущено Тишендорфом, Весткотом и Хортом. В некоторых кодексах, замечает Иероним, добавляется "напрасно" (sine causa), но в большинстве кодексов - мысль определенная, и гнев совершенно уничтожается, когда Писание говорит: "гневающийся на брата своего" (т.е. без добавления: "напрасно"). Ибо если нам заповедуется бьющему нас подставлять другую щеку, любить врагов наших и молиться за гонителей, то всякий повод к гневу прекращается. Следовательно, "напрасно" нужно выпустить, потому что "гнев человека не творит правды Божией" (Иак 1:20). Ориген говорил, что некоторые некстати (μὴ καλιῶς) присоединяют в Евангелии εἰκῇ, думая, что в некоторых случаях возможен разумный гнев. Слово "напрасно" выпускают Василий Великий и Афанасий Александрийский» (Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Матфея, глава 5).
А проповедник со «светлого» радио всю свою болтовню посвятил убеждению слушателей в том, что гнев - это «добрая способность души». Надо только ей " правильно" (интересно - по каким правилам?) пользоваться.

РПЦ МП, радио "Вера", бездумие, безграмотность

Previous post Next post
Up