Комментируя сегодня Евангелие на радио «Вера», кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры филологии Московской Духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий сказал: «во Христе живет горькое сокрушение о человеческом маловерии, о потребительском отношении к Истине».
«Сокрушенный - потрясенный, колеблемый или надломленный. (Мф 12:20) Трости сокрушенны не преломитъ» (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь).
Замечательно, что Дьяченко, приводя пример использования разъясняемого им слова, ссылается на евангельский стих, так толкуемый Василием Великим:
«Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 291).
Но Христос не подвержен никаким душевным потрясениям, колебаниям, надломам или огорчениям, являющимся следствиями грехов. Да и не о чем сокрушаться безгрешному Христу. Ему не надо стремиться исполнять заповеди: Он уже исполнил закон: «не мни́те, я́ко прiидо́хъ разори́ти зако́нъ, или́ проро́ки: не прiидо́хъ разори́ти, но испо́лнити» (Мф 5:17).
Сокрушенный же стремится исполнять заповеди потому, что скорбит о своих грехах. Сокрушение есть следствие этой скорби. Недаром написано: «мно́гими скорбьми́ подоба́етъ на́мъ вни́ти въ ца́рствiе Бо́жiе» (Деян 14:22).
Христос же, не имея грехов, не может сокрушаться о них. Он скорбит о грехах человеческих. Ведь скорбь - это не только труд перенесения душевных неприятностей. Скорбь - это и проявление любви, сокрушающее грехи.
Но недоступно это все «богослову», бездумно хулящему Христа.