Толкуя на радио «Вера» в день начала Рождественского поста притчу о неверном управителе (Лк 16:1-9), кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры филологии Московской Духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий сказал:
«все персонажи, которые принимают участие в описанных событиях, нечисты на руку. Управитель проматывает имение своего хозяина, за что тот и призывает его к ответственности. Он должен предоставить отчет. Слуга хитрый и для того, чтобы не остаться после того, как его выгонят на улице он списывает должникам хозяина часть долга. Они становятся ему обязаны. Должники также нечисты на руку. Они тянут с арендной платой... О настроениях хозяина говорит и то, что он похвалил сообразительного слугу. Так ему понравилась его махинация».
Столь бесстыдные извращения смысла евангельского текста встречаются нечасто.
Иоанн Златоуст комментирует эту притчу так:
«Действительно, что может быть хуже того, когда кто, при опасности для души его, бережет деньги, а душою пренебрегает? Потому и Христос похвалил того управителя, который, при виде опасности, разодрал расписки должников и велел написать новые (Лк 16:6-8). Не безумно ли, в самом деле, - в случае опасности для настоящей жизни, жертвовать всем для избавления от опасности, а при опасности наказания в жизни будущей, не применять такой распорядительности? Господь называет мудрым распорядителем человека милосердого, который приобретает за малое многое, за деньги небо, за одежду царство, за хлеб и чашу холодной воды будущие блага. Действительно, что может сравниться с такой распорядительностью, когда человек, отдавая блага погибающие, скоропреходящие и тленные, приобретает будущие и неизменные, а чрез это и в настоящей жизни наслаждается безопасностью?» (Беседы на псалмы. Беседа 22 на псалом 111).
Этот же «священник»-богослов обвинил в поощрении махинации господина, говорящего от имени Христа, а значит - ни много ни мало - в грехах попустительства и потакания Самого Христа.
Интересное толкование приводит А.П. Лопухин:
«Хозяин имения, услышав о таком поступке домоправителя, похвалил его, нашел, что тот поступил догадливо, или, лучше перевести, мудро, обдуманно и целесообразно (φρονίμως). Странной кажется эта похвала? Господину нанесен ущерб, и весьма значительный, а он все же хвалил неверного домоправителя, удивляясь его благоразумности. За что же тут хвалить? Надо бы, казалось, подать на него жалобу в суд, а не хвалить. Большинство толкователей поэтому настаивают на том, что господин, собственно, удивляется только ловкости домоправителя, нисколько не одобряя характера самого средства, какое тот нашел для своего спасения. Но такое решение вопроса неудовлетворительно, потому что отсюда выходит, что Христос далее учит Своих последователей тоже только ловкости или умению находить исход в трудных обстоятельствах жизни, подражая людям недостойным (неправедным). Поэтому более вероятным представляется объяснение, которое дает этой «похвале», а вместе и поступку домоправителя прот. Буткевич. Согласно его толкованию, домоправитель скинул со счетов должникам только то, что приходилось ему самому, так как он писал раньше в расписках и ту сумму, за которую сдавал землю арендаторам по согласию со своим господином, и ту, которую намеревался присвоить лично себе. Так как теперь у него уже не было возможности получить выговоренную им для себя сумму - он уходил со службы, - то он и переменил расписки, не нанеся этим решительно никакого ущерба своему хозяину, потому что тот свое все же должен был получить (Буткевич, с. 327)» (Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Луки, глава 16).
Вы не поверите: выступлением этого извращенца дело не ограничилось. Вслед за первым извращенцем выступил второй - «епископ» Переславский и Угличский Феоктист:
«Ключом для понимания этой притчи служат два важных обстоятельства. Во-первых, гигантский размер тех долгов, с которыми работает неверный управитель. 100 мер масла это отнюдь не какое-то неопределённое число. В более привычных для нас единицах измерения это порядка трёх с половиной тысяч литров. И, конечно, при сельскохозяйственных технологиях двухтысячелетней давности это было гигантское, почти метафорическое, количество. Обычный человек не мог обладать такими богатствами и тем более раздавать кому-то в качестве беспроцентного кредита. Обладает всем и ни в чем не имеет недостатка Один лишь Бог. То есть под именем господина скрывается не обычный богач, а Сам Бог. На это же указывает и второе обстоятельство: в оригинальном тексте слово «господин» передаётся тем же самым словом, которое мы привыкли переводить как «Господь». Неверный управитель имеет дело с Богом. Именно поэтому господин не гневается на своего управителя. Ведь с одной стороны, все принадлежит Богу, а с другой - Бог ни чуть не страдает от того, что Он чего-то лишается».
Извращенец № 2 выдвинул революционную мысль о Боге как обладателе некоего имущества, которого лишился по воле управителя. Но может ли быть обладателем материального имущества Бог, бытующий вне материального мира? Может ли неизменный Бог лишиться чего-либо вообще?
Вы будете смеяться, но нарисованную картину так дополнил кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерей» Павел Великанов:
«Откровенно говоря, очень странно слышать подобные слова из уст Самого Сына Божия - ведь перед нами - явное одобрение преступного поведения домоправителя! Он совершает сознательный подлог и обман - чтобы заручиться поддержкой должников своего господина! <…> то, что управляющий уже отстранён от дел, знали только два человека: он сам и его хозяин. В глазах должников управляющий как был, так и оставался полномочным представителем интересов хозяина - и поэтому они воспринимали уменьшение долга не как инициативу управляющего, а как милость и великодушие самого хозяина!
Другими словами, находясь на грани решительных перемен в жизни, управляющий представил своего господина перед окружающими в гораздо лучшем свете, нежели чем он был на самом деле! И это самому хозяину очень понравилось: для него не столь оказались существенными материальные издержки, сколь приятно то уважение и почёт людей, которые стали думать о нём значительно лучше!».
Извращенец № 3 повторил, хотя и в менее явном виде, бредовую хулу предыдущего извращенца. Но внес и свою лепту: понимая, что господин говорит от имени Христа, неприкрыто указал на его якобы тщеславие, то есть обвинил в грехе тщеславия безгрешного Христа.
Для начала поста лучшего деяния, чем групповое «изнасилование» Бога, не придумать. Грандиозный бенефис «светлого» радио удался вполне.