Возмущение и грех

Nov 25, 2017 19:30

Сегодня на радио «Вера» доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерей» Павел Великанов, комментируя слова Христа «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» (Лк 9:41), произнес: «Но почему же тогда Иисус возмущается? Почему мы думаем, что Он не мог возмущаться? Разве само по себе возмущение - выражение недовольства - это грех?».
Почему Иисус не мог возмущаться? - Да просто потому, что Он безгрешен!
Нередко люди говорят, что возмущены поведением других. Но мало кто задумывается о действительных причинах своего возмущения.
Внешние проявления возмущения могут быть заметны более или менее. Человек, страдающий выдержкой, может даже скрыть свое возмущение от окружающих. Но возмущение всегда выражается в неспокойном состоянии души, явственно ощущаемом самим возмущенным человеком.
Неспокойное состояние души - признак действия греха. А покой - идеальное состояние души, к обретению которого призывает Спаситель:
«Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéннiи, и áзъ упокóю вы́: возми́те и́го моé на себé и научи́теся отъ менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ» (Мф 11:28-29).
«Да убои́мся ýбо, да не когдá остáвлену обѣтовáнiю вни́ти въ покóй егó, яви́тся ктó отъ вáсъ лиши́вся… вшéдый бо въ покóй егó, и тóй почи́ отъ дѣ́лъ свои́хъ, я́коже отъ свои́хъ Бóгъ. Потщи́мся ýбо вни́ти во óный покóй» (Евр 4:1,10-11), - вторит Ему апостол Павел.
Иоанн Богослов противопоставляет неспокойное состояние душ нераскаянных грешников состоянию блаженства душ, упокоившихся в Царстве Небесном: «не и́мутъ покóя дéнь и нóщь покланя́ющiися звѣ́рю и о́бразу егó и прiéмлющiи начертáнiе и́мене егó» (Откр 14:11), но «блажéни мéртвiи, умирáющiи о гóсподѣ отны́нѣ. Е́й, глагóлетъ Дýхъ, да почíютъ отъ трудóвъ свои́хъ» (Откр 14:13).
Что ж? Сравним ли состояние души Сына Человеческого с состоянием души, обреченной на вечные страдания? Да не будет.
Слова Господа «о, род неверный и развращенный!» не содержат и намека на Его возмущение, но указывают на безусловно положительное качество Христа - негодование, которое суть потребность признавать негодными (греховными) любые помыслы, слова и дела, не ведущие к добру. В данном случае Христос обличил неверие и нравственную развращенность иудеев.
Выразить упомянутое «богословом-протоиереем» недовольство можно по-разному: или возмущенно раздражаясь, злясь, гневаясь, обижаясь и т. п; или же беспристрастно негодуя и укоряя в недолжных деяниях, тем самым равняясь на Христа.
Чего же можно достичь, настойчиво употребив в трех подряд коротких предложениях слово «возмущение», относя его к состоянию души Спасителя? - Ничего, кроме внедрения в неискушенные души слушателей мысли о том, что Сын Человеческий в Своей земной жизни был подобен нам не только по естеству, но и по греху.
Впрочем, у каждого свои задачи. У «светлого» радио - свои.

РПЦ МП, возмущение, радио "Вера", негодование

Previous post Next post
Up