III век до н.э. Тиленское царство.

Aug 18, 2012 20:19

В начале III века до н.э. кельты проникли по течению рек Муреш и Сомеш в Румынию. Встретив на востоке сопротивление скифов, кельты осели в Трансильвании. Группе кельтов - галатов удалось добраться в середине - второй половине III века до устья Дуная (бритолаги). В союзе с племенем скиров, известных также в южной Прибалтике, галаты грабили северо-западное побережье Черного моря. Вероятно, именно ими были разорены многочисленные гетские, скифские и греческие поселения в Буго - Днестровском междуречье. Сильно пострадала от этих набегов Ольвия. Засуха, охватившая причерноморские степи, ослабила былого защитника Ольвии Скифское царство, часть скифских территорий занимают усилившиеся сарматы и роксоланы.
Под давлением сарматов и кельтов часть скифов снова возвращаются в Добруджу, известной с этого времени, как Малая Скифия. Скифы занимали земли, примыкающие к Истрии. Тогда же в Добруджу возвращаются геты. Они осели в северо-западной части Добруджи. В тоже время геты, пользуясь ослаблением своих старых соперников, распространились на восток - их поселения достигают Нижнего Днепра. Дальнейшее расселение гетов на восток было остановлено новой волной сарматских племен и вторжением бастарнов из южной Прибалтики в конце III века, которые заняли обширные пространства в Северном и Восточном Прикарпатье вплоть до устья Дуная, где они заняли остров Певку, оттеснив гетов на запад.
Галатские вожди Камбаул и Кератрий обрушились на Фракию, Болгий грабил Иллирию. В 279 году большой союз кельтских племен вторгся под предводительством вождя Бренна Акихория в Элладу, раздавив по пути Пеонию и разбив македонцев. Они дошли до Дельф, где потерпели поражение от объединенных сил эллинов. После этого поражения союз распался. Двадцатитысячное войско из племен трокмов, тектосагов и толистобогов под предводительством вождей Леонария и Лутория по приглашению вифинского царя, использовавшего их в войне с Пергамом, ушли в Малую Азию, где им удалось захватить значительную часть Фригии, на территории которой они образовали свои княжества (греческие тетрархии), известные под общим именем Галатии. Другая часть под предводительством вождей Батаната и Комонтория повернула назад в Иллирию, сокрушив гегемонию автариатов. Дион Кассий сообщает, что автариаты вслед за трибаллами ушли в задунайскую Пустыню гетов. Вскоре, однако, вожди разделили свои дружины. Батанат остался в Иллирии, где создал Царство Скордисков. Скордиски занимали земли при слиянии Савы и Дуная и у истоков реки Моравы, подчинив или вытеснив скифское племя сигиннов, проживавшее в Паннонии еще в VI веке до н.э. В длительных войнах с автариатами и мезами скордиски установили свое господство в дунайских землях. В конце III века они начали чеканить золотую и серебряную монету, подражая греческим и македонским образцам. Эта монета была в ходу у всех племен на Саве вплоть до римского завоевания. Царство Скордисков имело тесные связи с Македонией. Скордиски часто служили наемниками в македонской армии.
Комонторий увел свой народ во Фракию. Воспользовавшись межплеменной раздробленностью фракийцев, он захватил значительную часть страны. Первым делом галаты обрушились на трибаллов, полностью уничтожив их княжество. С этих пор само имя трибаллов исчезает из истории. Возможно, что вторжение во Фракию являлось продолжением войны Батаната и Комонтория против Автариатов, подчиненные которым племена пострадали в первую очередь. Как бы то ни было, уничтожив трибаллов, галаты создали на их землях собственное государство с центром в городе Тила, который располагался видимо на северных склонах Гема, хотя точное место расположения его пока не обнаружено, в частности высказывались предположения, что Тилу следует помещать у подножия Родопских гор, на средней Марице, или у города Ямбола, где находился фракийский город Кабила.
Следом за трибаллами удару подверглись и земли одрисов. Был разрушен и сожжен Севтополь. В последствии его восстановили сами кельты, но в конце концов он был заброшен окончательно. Видимо с изгнанием кельтов фракийцы предпочли не возобновлять город ставший символом чужеземного господства.
Кельты на Балканах достигли больших успехов, чем скифы времен Атея. В отличие от скифов, они быстро адаптировались в новых условиях, и, используя свое превосходство в уровне социальной организованности и технической базе, либо устанавливали контроль над местным населением, либо вступали в равные отношения с ним. Несмотря на то, что некоторые ранние группы кельтских иммигрантов практиковали трупоположение, к концу III в. до н.э. и они, и местные фракийцы хоронили по обряду кремации.
Победный марш кельтов был остановлен внуком Антигона Одноглазого Антигоном Гонатом, который разбил их в битве при Лисимахии на Херсонесе Фракийском. После этой победы Антигон стал царем Македонии, сместив с Сосфена, который завладел престолом после смерти Лисимаха и сумел спасти страну от кельтов. Антигон положил начало новой династии, вернув Македонии ее былое положение.
Победа при Лисимахии позволила сохранить независимость юго-восточным фракийским племенам, которых объединил, скорее всего, под главенством астов царь Скосток, вассал Лисимаха, чеканивший собственную монету. Другое фракийское княжество уцелело на южных склонах Родоп, на землях сапеев. Основателем его был Котис, сын Райзда. Скорее всего, это был осколок царства Амадока II и Тереса III. Котис, скорее всего, был вынужден признать главенство тиленских царей. Существование фракийского княжества на склонах Родоп исключает существование здесь кельтской столицы. Гораздо сильнее досталось Одрисам. В 260/255 гг. мы встречаем при дворе сирийского царя Антиоха II Теоса, потомка диадоха Селевка, фракийских князей Дромихета и Тереса. Скорее всего, это одрисские князья, изгнанные галатами, а судя по имени, по крайней мере, один из них был из династии знаменитого победителя Лисимаха. Тем не менее, одрисская династия уцелела, хотя правители должны были признать свою зависимость от кельтов. К этому времени относятся наши сведения о князьях Котисе и Садале. О Котисе нам известно, что он заключил союз с Аполлонией Понтийской, оставив там заложником своего сына Рескупорида. Садал заключил договор с Месембрией. Договор Садала гарантирует безопасность месембрийских кораблей, прибитых к берегу принадлежащему ему. Одни исследователи считают Садала одрисским царем 280-270-х гг., другие - царем астов середины - второй половины III века. Однако именно пиратство на побережье Сальмидесса служило важной статьей доходов астов, к тому же и Месембрия находилась слишком далеко от астов и всегда входила в орбиту интересов Одрисов. Земли Одрисов окружали город со всех сторон. Садал, скорее всего, старший сын Котиса, брат Рескупорида, ставшего заложником в Аполлонии. Это утверждение подтверждается тем, что имена «Котис» и «Садал» были особенно популярны у одрисских царей, отчего сама их династия в науке получила имя «Котисов - Садалов». В месембрийском декрете (по Гълъбов 1950) перечислены предки Садала: Мопсиестий, Тарутин, Медиста и Котис. Как видно, после изгнания сильнейших князей одрисов кельтами, власть перешла к младшим ветвям Тересидов.
В действиях Котиса и Садала мы видим преемственность политики, направленной на восстановление одрисского могущества и экономики, в основе которой лежала торговля с греческими городами. Наблюдается усиление Одрисского царства: если Котис, заключая союзный договор с Аполлонией, вынужден был идти на серьезные уступки, то его приемник Садал занимает уже более сильную позицию в договоре с Месембрией. Все это способствовало усилению позиций царей и внутри Одрисской державы, сильно пошатнувшиеся после смерти Севта III. Уже Дромихет вынужден был согласовывать с Народным собранием даже военные вопросы. Ослабление царской власти отразилось в нумизматике: монеты Одрисов этого периода выпускались не от имени царя, что было традиционно для них, но от имени всего племени. При этом мы видим, что сами Одрисы называли себя «одросы» (поневоле вспоминается гипотеза В.Щербакова).
У кельтов Тилы с фракийцами и греками отношения складывались не легко. Фракийские правители были недовольны влиянием Кельтского царства, препятствовавшего политической консолидации подвластных им племен. Цари Тилы препятствовали торговле. Господство кельтов нарушало традиционные связи фракийской знати с греческими полисами и не прошло бесследно для фракийцев региона: благосостояние отдельных племен ухудшилось, внутренние районы страны оказались отрезанными от моря, что вызвало изменение торговых путей. Последнее сказалось на положении племенной знати, доходы которой сократились. Со времени господства кельтов во Фракии мы не встречаем захоронений с богатым инвентарем, что было характерно для IV- начала III вв. Поэтому для враждебных отношений царства Тилы и фракийских племен были веские объективные причины. Об этом свидетельствует ситуация, возникшая в результате предпринятого в 260-255 гг. Антиохом II Теосом похода во Фракию. Желая создать плацдарм для захвата Македонии с севера, селевкидский царь стремился укрепиться в Пропонтиде и Понте, для чего начал военные действия против Византия и кельтов. Поддержка, оказанная кельтам со стороны Византия, была вызвана, открыто враждебными отношениями с фракийцами, входившими в Астейское царство Скостока. Собственно говоря, «царство Скостока» представляло собой довольно рыхлое объединение, племенной союз, связанный только кельтской угрозой. У Полибия (IV, 45, 46) мы читаем, что каждому племенному вождю хотелось предстать в глазах соплеменников и греков наиболее могущественным. Они поочередно совершали нападения на хору города Византия, и последнему приходилось выплачивать им дань.
Тилу поддерживал также Птолемей II Филадельф. Антиох завязал дружественные отношения с греческими городами Аполлонией и Месембрией, что подразумевает и контакты с Одрисами, тесно связанными с этими полисами. Об этом известно из надписи, обнаруженной в Аполлонии, но представляющей собой копию месембрийского декрета (IGB, I2, 388). По-видимому, речь в ней шла об оборонительном союзе двух эллинских полисов с сирийским царем. Союз был направлен против кельтов, угрожавших грекам и союзным с ними фракийцам (Полиэн, IV, 16). Важную роль при заключении союза с фракийцами играли одрисские князья Дромихет II и Терес, служившие Антиоху и доказывающие соотечественникам, которые поначалу враждебно отнеслись к попыткам Селевкида закрепиться на фракийском побережье, какие выгоды и богатство они получат, подчинившись царю Сирии. Селевкидскому царю не удалось закрепиться во Фракии, а его соперник Птолемей, напротив, завладел Эгейским побережьем - Маронеей, Эносом, Херсонесом Фракийским и Лисимахией. Поражение Антиоха Теоса сказалось и на положении Одрисов. При тиленском царе Каваре в одрисской Кабиле чеканили монеты этого правителя.
Вообще события последних лет показали истинное положение Кельтского государства во Фракии. Кавар предпринял определенные меры, чтобы изменить ситуацию и сгладить противоречия между захватчиками и покоренными. Он покровительствовал торговле и боролся с пиратством. Меры эти высоко подняли международный авторитет кельтского царя. Однако противоречия зашли слишком далеко. Кельты так и не смогли найти общий язык с подчиненным ему народом, а фракийские правители за прошедшее время восстановили свои силы, вероятно не без помощи враждебных Тиле и птолемеевскому Египту царей Македонии и Сирии. Политическая ситуация внутри страны тоже сложилась не в пользу кельтов: завоевание способствовало усилению консолидации перед лицом общей угрозы среди фракийских племен. Уже в 218 году кельтское царство на Балканах пало под ударами объединенных отрядов фракийских племен. Главную роль при этом играли видимо племена Одрисов и астов. Шестидесятилетнее владычество кельтов было уничтожено и уцелевшие кельты были вынуждены покинуть страну. Следы их мы находим к северу от Дуная: разбитые тиленцы отступили в Прикарпатье и далее на восток, добравшись даже до Киевщины.
История Пеонийского царства после смерти Лисимаха известна плохо. Известно, что после разорительного вторжения кельтов в 279 году македоняне потеряли контроль над Пеонией, а после 276 года Пеонийское царство восстановил некто Дропион, вероятно родственник последнего пеонийского царя Авдолеонта. После недолгого периода независимости Пеония вновь вошла в состав Македонии, восстановившей при Антигонидах свои прежние границы.

одрусы, Тересиды, Фракийское царство, Одрисское царство, одросы, одрисы, фракийцы

Previous post Next post
Up