Арабский историк и географ Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди (ок. 896 - 956 гг.), по его словам, посвятил несколько трудов, в которых описывал славянские страны и их историю. Так как мы очень "везучие", все это богатство было утрачено. Осталось лишь одно краткое описание, в котором Масуди приводит предание о древнем общеславянском царстве и царе его Маджаке. Далее он приводит список 10 славянских племен, большая часть из которых носит не слишком узнаваемые для историка названия. Однако, исходя из того, что они оказались известны арабскому историку, логично предположить, что это были крупнейшие и самые известные славянские политические объединения. Также, исходя из того, что те "племена", названия которых можно расшифровать, локализованы в Центральной Европе, скорее всего весь список мы должны помещать там же. То есть, мы имеем дело с "племенами" нынешней Восточной Германии, Польши, Чехии, Словакии, возможно также бывшей Югославии. В пользу этого говорит, кроме того, указание на то, что некоторые из этих "племен" приняли христианскую веру.
К некоторым из "племен" имеется комментарий, сообщающий имя правящего "царя", иногда дополнительные подробности. Больше всего информации о "племени" "Сарбин" (варианты чтения: Сартин, Марс, Марлас; у ибн-Якуба - Срнин), о которых сообщается, что они грозные противники, исповедуют языческую веру и сжигают своих мертвых. В них легко узнать лужицких сербов. Самым храбрым и искусным в верховой езде называется "племя" "Бамджин" (Намджин, Набджин, Махас, Ямхик; у ибн-Якуба "Намджин"). В их имени некоторые историки видят "немцев", что хорошо бьется с латной конницей. "Царем" этого племени называется какой-то не слишком понятный "Азан" (варианты: Гарана, Ганрата). Это имя можно расшифровать как Генрих (Гарана - Генрих I Птицелов) или Конрад (Ганрата). Однако обычно арабы не путали "франков", которым относились народности Германии, со славянами. Потому, более вероятным кажется, что "бамджин" - это искаженное Богемия, то есть Чешское княжество, известное своими конями. Однако, остается непонятным как расшифровать загадочное имя "царя". Чехами в первой половине Х века правили Боржевой, Спитигнев, Вратислав и его сыновья Святой Вацлав и Болеслав I.
Из других "племен", названия которых удалось расшифровать, узнаются "марава", "харватин", "дулаба". Последними правит "царь" Ванджслава (Венцеслав, Вячеслав, Вацлав). Его как раз отождествляют со Святым Вацлавом, а "дулаба" - это Чехия. Так то, дулебы (дудлебы) в Чехии жили. Их земли локализуются к югу от пражских чехов. Но, как то странно, что их название заменило имя чехов - богемцев. Еще два "племени", "цари" которых были известны Масуди - "астабрана" (варианты: Астабвана, Астарана, Вастарана или Вастарая, Амтарана, Астадарна или Абатрана; у ибн-Якуба - Сбраба) - царь "Саклаих", а также "манабан" (варианты: Манали, Манани, Матнаи; у ибн-Якуба - Мизаза) - царь Занбир, Зантабир или Ратибар. "Племя" Саклаиха отождествляют со стодорянами (будущее герцогство Бранденбург было основано именно на их землях) или ободритами (будущее герцогство Мекленбург). К сожалению, нам мало известно о правителях этих земель в первой половине Х века. Поэтому, окончательно определить о ком идет речь, едва ли получится. Об ободритах и говорить не стоит - это одно из сильнейших западнославянских княжеств 9-12 вв., даже под немецкой властью сохранившее свою династию. А стодоряне (гаволяне) были могущественным племенным объединением, объединившим южновелетские племена (северные племена вошли в союз лютичей). Стодорской княжной была мать Святого Вацлава Драгомира.
Наконец, Масуди называет "племена" Сасин (варианты: Хасин, Сасну или Сасиу,
Лусасин - отождествляются с саксами, лужичанами), Хашанин (варианты: Ахсас, Хасабин), Баранджабин (варианты: Баранджальмин, Баданхас).
Приведем еще раз весь список. Для одних мы опустим варианты чтений, для других (не понятных) добавим те, что ранее не упоминали:
1. Астабрана (варианты: Астабвана, Астарана, Вастарана или Вастарая, Амтарана, Астадарна или Абатрана, Сбраба)
2. Дулаба
3. Бамджин (варианты: Намджин, Набджин, Махас, Ямхик)
4. Манабан (варианты: Манали, Манани, Матнаи, Миснаи, Мизаза)
5. Сарбин (варианты: Сартин, Марс, Марлас, Срнин)
6. Марава
7. Сасин (варианты: Хасин, Сасну или Сасиу, Лусасин)
8. Харватин
9. Хашанин (варианты: Ахсас, Хасабин, Хшабйн)
10. Баранджабин (варианты: Баранджальмин, Баданхас (?), Туранджин, Транджабин).
Как уже сказал, все "племена", имена которых нам известны, указывают на Центральную Европу. Можно было бы предположить, что грозные "сарбин" - это балканские сербы, но речь явно о язычниках, а это указывает на лужицких сербов. Учитывая могущество этих "сарбин", речь по всей видимости идет о всех племенах лужицких сербов, а значит, версия, что "[лу]сасин" - это лужичане, представляется сомнительной. Интересно предположение, что эти "сасины" - саксы, но вероятнее саксов арабы включили бы в число "франков". К тому же, саксы были весьма могущественными в Х веке, а это не нашло никакого отражения в трактате Масуди. Ибн-Якуб же через несколько десятилетий четко отличал саксов от славян.
"Харватин" могли бы быть балканскими хорватами. Хорватия в то время также представляла собой грозную славянскую державу. Но, о ней упоминается вскользь. Потому, более вероятным представляется, что речь должна идти о "чешских хорватах". Они занимали территорию к востоку от изначального Чешского княжества. Вместе с чехами и дудлебами это было одно из крупнейших племен раннесредневековой Богемии.
Марава также упоминается вскользь. Это весьма точно соответствует статусу некогда великой славянской державы, которая во 2-й четверти Х века пришла в упадок из-за междоусобиц и войн с венграми. Пройдет еще немного времени и Моравия вольется в состав "Пражской империи". Тем не менее, Моравия была одной из крупнейших славянских стран Центральной Европы. Насколько можно судить, в нее входила еще часть Словакии и, возможно, Краков с окрестностями, бывшее княжество Вислян. В 960-е гг. эта область окажется под властью Болеслава Чешского, а в конце столетия уйдет под власть Польши.
Без всякого сомнения западнославянские княжества второй половины Х века, о которых подробно рассказывает ибн-Якуб, должны были быть известны и Масуди. Ибн-Якуб называет четыре таких державы, три из которых являются западнославянскими: Болгарию, "царство Накура" (ободритского князя Накона), "царство Брйслава" (Болеслава Чешского), включавшего Прагу и Краков, а также "царство Мшка" (Польское княжество Мешко I). Германские и чешские источники позволяют добавить к ним еще одно княжество - владения рода Славниковичей, которые отождествляются с племенами зличан и "чешских" хорватов. Логично предположить, что именно с предками Славниковичей нужно связывать "харватин".
Дудлебов я бы не стал отождествлять с Пражским княжеством чехов. Думаю, что это было еще особое княжество, правителя которого звали также, как Святого Вацлава. Об истории сложения единого Чешского княжества нам слишком мало известно. В первой половине Х века вполне могли в этих краях существовать три крупных княжества. В таком случае, у нас получается следующая картина:
1. Дулаба - Дудлебское княжество в Чехии
2. Марава - Моравия
3. Харватин - "Чешская" Хорватия
4. Сарбин - Лужицкая Сербия
5. Бамджин - Богемское (Пражское) княжество чехов
Все они локализуются относительно компактно в Центральной Европе. Оставшиеся пять "племен" из списка Масуди должны, на наш взгляд, отвечать двум ключевым параметрам: находится в этом регионе и быть более-менее влиятельными. С учетом всего, что нам известно об ободритах и стодорянах, более вероятным представляется, что "царство Саклаиха" должно было бы соответствовать Ободритскому княжеству Накона. Уже в середине Х века Након и его соправитель и, очевидно, брат Стойгнев были самыми влиятельными и могущественными правителями полабских славян. Потомками Накона, судя по всему, были вендские князья и короли конца Х - ХII вв. "Саклаих" мог быть предшественником Накона в 1-й половине столетия.
Одно из "племен" Масуди должно было соответствовать будущему Польскому княжеству Мешко. Он был современником Накона. Их державы начали возвышение одновременно. Однако, любое отождествление гнезненских полян с "племенами" Масуди будет не более чем домыслом.
Итак, у нас остаются четыре "племени":
- Манабан (варианты: Манали, Манани, Матнаи, Миснаи, Мизаза)
- Сасин (варианты: Хасин, Сасну или Сасиу, Лусасин)
- Хашанин (варианты: Ахсас, Хасабин, Хшабйн)
- Баранджабин (варианты: Баранджальмин, Баданхас (?), Туранджин, Транджабин)
Одно из них - поляне из Гнезно. В Баварском Географе им соответствуют, по мнению исследователей, гопляне. То есть, наименование "поляне" далеко не сразу закрепилось за создателями Польского государства. Более того, мы даже не знаем как и когда это произошло.
Племя "Манабан" (варианты: Манали, Манани, Матнаи, Миснаи, Мизаза) было настолько влиятельным, что известно даже имя "царя" (которое должно читать скорее всего как Ратибор). Но, нам от этого не легче. Его можно было бы отождествить с лужицкими мильчанами или далекими мазовшанами, которые весьма долго сохраняли свою особость в Польском государстве (русский летописец выделил мазовшан наряду с полянами, поморянами и лютичами среди "ляхов"). Вариант "мизаза", предлагаемый ибн-Якубом, склоняет меня в пользу мазовшан.
Сасин/Хасин/Лусасин, которых отождествляют с саксами и лужичанами, теоретически могли бы соответствовать лютичам (в форме "лусасин") или поморским Щецином (в форме "сасин"). Вообще, логичным кажется соотнесение одного или двух из этих "племен" с историческими поморянами. Кроме того, странным кажется отсутствие руян. В 955 г. они вместе с саксами громили восставших ободритов. (Есть конечно распространенное мнение, что руяне могут упоминаться как русы, но в данном случае их явно нет в этом списке). Учитывая особенности арабской графики, буква [р] вполне могла быть заменена по ошибке на [с] или [х].
Подводя итоги, можно отметить, что наиболее вероятно, что список Масуди ограничивается западнославянскими племенными объединениями 1-й половины Х века. Все они должны были быть относительно крупными и могущественными объединениями своего времени. Пять из них относительно уверенно отождествляются с лужицкими сербами, моравами и тремя "чешскими" княжествами - собственно чехов/богемцев, хорватов и дудлебов. "Астабрана" вероятнее всего соответствует ободритам. Оставшиеся четыре племени вероятнее всего нужно отождествляться с Гнезненскими полянами, мазовшанами, поморянами, лютичами и/или руянами.