начало«Великая Албания» и теория иллиризма
Едва ли какое-то иное учение сыграло такую большую роль в развитии славянского просвещения и национального самосознания, как иллиризм. И едва ли какое-то иное учение претерпело такие кардинальные трансформации, как оно.
Иллиризм зародился в трудах деятелей хорватского Возрождения, главным образом католических священников из Далмации, ставшей рубежом противостояния Венеции и Османской империи в XV веке. Они говорили о единстве западнобалканских славян, о их прямых предках - древних иллирийцах, призывали к консолидации перед лицом турецкой опасности. В стихотворениях и исторических трактатах далматских гуманистов прославлялись великие предки император Диоклетиан, св. Иероним Блаженный, древние цари Иллирии и Македонии (в том числе Александр Великий!), мифические герои (фракиец Орфей).
Довольно быстро иллиризм перерос границы собственно «иллирийских» стран, положив начало такому явлению как панславизм. Уже дубровницкий поэт И. Цриевич писал о «славянском царстве» от Адриатики до Балтики. К «иллирийцам» были причислены и фракийцы, и скифы, и «другие славяне». О «фрако-иллирийцах», предках славян, писал знамениты доминиканский монах В. Прибоевич, который считал, что имя «славяне» фрако-иллирийцы получили за свою храбрость в ходе Иллирийской войны римского императора Тиберия.
Идеи В. Прибоевича развил знаменитый хорватский историк Мавро Орбини. В его трудах к славянам были причислены венеды, анты, аланы, даки, готы, вандалы, финны, шведы и другие народы, в том числе черкесы. Славянская идентичность выдвигалась М. Орбини на первый план без учета вероисповедания. За это он попал в ватиканский Список запрещённых книг. Идеи панславизма принес в Россию Ю. Крижанич.
Хорватский иллиризм был частью общей тенденции Ренессанса поиска античных предков. Под их влиянием начинается развитие просвещения, создаются грамматики славянских («иллирийских») языков.
В конце XVII в. иллиризм получил распространение у сербов, поселившихся во владениях Габсбургов. В ходе австро-турецкой войны 1683-1699 годов о создании Иллирийского королевства от Черного моря до Адриатического призывал сербский историк и дипломат Г. Бранкович. Идеи сербского иллиризма были популярны в течении всего XVIII в., но после Темишварского собора 1790 г. сербская идентичность стала все более вытеснять иллирийскую.
Эстафету переняло в XIXзарождающееся словенское национальное движение. В 1809 г. Наполеон создал Иллирийские провинции на территории Хорватии и Словении. Иллирийский полк из 4 тыс. солдат, созданный в 1811 г., принимал участие во вторжение в Россию 1812 г. В 1813 г. Иллирийские провинции были оккупированы Австрией, а на Венском конгрессе было принято решение разделить их на Королевство Иллирию и Далмацию. Королевство, просуществовавшее с 1816 по 1849 гг., вошло в состав Австрии, на ее гербе было изображено древнее иллирийское пиратское судно либурна. В 1828 году в Граце был основан «Иллирийский клуб», к которому помимо ряда словенских деятелей примкнул хорват Л. Гай. Он был лидером хорватского иллиризма, одним из создателей «иллирийского» литературного языка на основе хорватских диалектов и письменности на основе чешского типа латинской графики. В 1830 гг. в Загребе выходит ряд литературных и политических журналов и газет на хорватском языке.
Во второй половине десятилетия иллиризм получает широкое распространение в тех словенских областях, где была очень высока опасность германизации - Штирии и Каринтии. В Граце возникло «Словенское общество», в которое входили известные деятели иллиризма. В 1839 г. возник иллирийский кружок в Любляне.
В это время формируется основная идея национально-освободительного движения южных славян. Ею стало представление о «Великой Иллирии», которая должна объединить земли бывшей Югославии, Албанию и австрийскую Каринтию, население которых составляли «потомки» древних иллирийцев, а значит было единокровным народом. В многочисленных трудах национальных деятелей этого периода подчеркивались высокая культура, свободолюбие и воинственность древних иллирийцев, их высокое положение в Римской империи. Автохтонность балканских славян означала, что они имеют право быть хозяевами той территории, которую занимают издревле.
Несмотря на ряд основополагающих общих моментов иллиризм в разных регионах играл разную роль. В Словении он был формой сопротивления германизации. В Хорватии иллиризм обосновывал муниципальные права в составе монархии Габсбургов. Здесь иллиризм постепенно сходит на нет после того, как в 1843 г. был издан императорский декрет о запрете названий «иллирийский» и «иллирийцы» в печати, а в 1847 г. были приняты решения хорватского собора о воссоединении хорватских земель, введении хорватского языка и автономии Хорватии в составе триединого королевства Австро-Венгрии. Последний всплеск иллирийской идеологии имел место быть летом 1848 г.
Лишь во 2й половине ХХ века в югославянской среде вновь получает развитие иллирийская идея. Теперь иллиризм взяли на вооружение представители боснийской научной элиты. С 60х гг. в Югославии шел процесс формирования и обособления мусульманской нации. В 1962м в Сараево был создан Центр балканских исследований Академии Наук Боснии и Герцеговины, среди задач которого были обозначены изучение первобытного и античного прошлого страны, подчеркивалось значение романской культуры для истории балканских автохтонов. В 1964м состоялся первый симпозиум иллирологов. В ходе последующей работы были выявлены важнейшие этапы развития иллирийских племен. В работе симпозиумов принимали участие ведущие специалисты из Югославии, ФРГ и ГДР, Болгарии и Чехословакии, Румынии. С работой симпозиумов была связана деятельность выдающейся югославской исследовательницы Ф. Папазоглу.
Хотя научные исследования иллирийского прошлого Боснии и Герцеговины имели мало общего с конструированием мусульманской нации, они дали основу для построений последующих строителей новой нации. Резкий поворот произошел в начале 90х годов, в связи с распадом Югославии и обретении Боснией и Герцеговиной независимости. Второй бошнякский конгресс 1993 г. провозгласил, во-первых, самоназвание «бошняки» вместо «боснийцы» и «мусульмане», а во-вторых, идею всех «боснийскоговорящих» мусульман Западных Балкан. Боснийские интеллектуалам требовалось подчеркнуть первенство мусульманского населения республики, а во-вторых выделить с одной стороны «боснийскоговорящих» среди сербскохорватского населения соседних регионов и отделить их от македонских мусульман. Для этого они постарались отдалить бошняков от других славян, удревнить их историю и государственность.
Профессор др. истории Сараевского ун-та Э. Имамович объявил бошняков автохтонным населением, непрерывно живущим на своей земле четыре тысячи лет. Эмигрант С. Кадрич искал в иллирийские прошлые корни толерантности и мультикультурализма бошняков, борцов против хорватского и сербского национализма. Антропологические отличия бошняков также объяснялись наследием иллирийцев.
Проблемы конструирования черногорской идентичности способствовали тому, что иллиризм взяли на вооружение представители черногорской академической элиты, стремившиеся подчеркнуть особость черногорцев от сербов. В связи с этим Б. Божанович писал, что черногорская «история покоится на корнях иллирийцев».
Иллиризм не был принят на вооружение только югославами. Параллельно иллирийское прошлое активно изучалось в Албании. В 60х шла активная дискуссия между албанскими и югославскими археологами о том, «чьи» иллирийцы были более развитыми. Подчеркивался высокий уровень урбанизации южных, «албанских», иллирийцев. Сегодня он стал одним из главных исторических доводов в пользу албанского суверенитета над Косово для косоварской научной, культурной и политической элиты.
Косовские албанцы объявляют себя прямыми потомками древнего иллирийского народа дарданов, населяющих этот край в античности. В 1994 году проф. И. Ругова, «подпольный президент» тогда еще непризнанной республики, заявил, что косовские албанцы являются коренными жителями Косово, что еще в глубокой древности здесь было известно государство иллирийских предков албанцев «Королевство Дардания» . В том же году очень близкая терминология прослеживалась в работе российского историка И. Ляуки. В своей кандидатской диссертации, рассматривающей косовскую проблему с проалбанских позиций, он в частности подчеркивал, что «албанцы Косово являются автохтонным народом, прямыми потомками иллиро-албанского населения, которое жило на этих территориях издревле. Это население проживало там и во время прихода славянских племен».
Иллирийское наследие является важным идеологическим компонентом «великоалбанского проекта» - объединения вокруг Албании всех сопредельных территорий с албанским этническим компонентом. Но великоалбанские амбиции этим не ограничиваются. Сторонники «Великой Албании» считают себя единственными потомками и приемниками древних иллирийцев. Соответственно, они претендуют на все территории, когда-либо входившие в состав древней Иллирии: Косово, Западную Македонию, греческий Эпир и другие.
продолжение