началоСеверяне на новой родине. Под властью хазар. Волынцевский период.
Можно отметить, что основная масса пришлого славянского населения распределялась по территориям, наиболее отвечавшим требованиям оседлого земледелия. Первым из таких требований было наличие пашенных земель. На значительную роль земледелия уже в первые 10летия существования культуры указывают постоянный характер поселений, большое количество зерновых ям, случаи находок зерна и орудий земледелия.
Что касается ремесла, то следы его существования в славянской среде крайне невыразительны. Орудия труда, как и большинство изделий из железа, выполнены по технологическим схемам, близким к салтовским и, вероятно, не северянскими мастерами. Печи в постройках у с. Волынцево, интерпретируемые как железноделательные, отражают наиболее низкий, домашний уровень развития этой отрасли ремесла.
Ювелирное ремесло, очевидно, также находилось в стадии формирования. Практически все украшения, найденные в ранних комплексах, найденные в ранних комплексах, связаны с иными культурными традициями, прежде всего с культурой салтовского типа, дунайскими древностями или культурами предшествующих эпох. Предметы западнославянского происхождения, ставшие основой для позднейшей роменской традиции, в это время производились за пределами Северской земли, о чем говорит технологическая сложность. Местное ювелирное ремесло практически не фиксируется. Производство керамики, выполненной из грубого теста, в основном без применения круга, печного обжига несомненно было домашним. Также к домашнему производству относятся и первые круговые подражания волынцевским сосудам. Невысок по сравнению с последующим временем был и уровень строительных навыков.
Говорить о сколько-нибудь развитой торговле для 2й половины VIII - н. IX в. также не приходится. Относительно немногочисленные предметы, произведенные за пределами славянских поселков, в основной своей части относятся к волынцевскому пласту древностей - свидетельствуют о существовании внутреннего обмена.
В целом уровень экономического развития северян на раннем этапе был, очевидно, невысок, что вполне объяснимо, если принять гипотезу о их переселении с других территорий. С этой точки зрения понятным становится и слабое развитие социальных отношений славянской части населения. Материалы поселений не содержат никаких данных о наличии сколько-нибудь серьезной имущественной дифференциации. Нет возможности выделить богатые и бедные постройки или зерновые ямы. На поселениях не известны клады, да и в целом драг. металл не многочисленный. Стертость соц. различий, относительное имущественное равенство - характерное явление для первых поколений колонистов. В ходе переселения большинство членов общества становится в равной степени бедными и свободными. Самосознание северян как единого общества находилось на стадии формирования. Об этом говорит и отсутствие ярко выраженных индивидуальных черт в материальной культуре, и неустойчивость погребального обряда.
Как уже говорилось, местное население - потомки колочинцев и пеньковцев, в силу своей немногочисленности не оказали серьезного влияния на пришельцев - северян, то весьма значительное влияние на всю дальнейшую историю северян оказали носители волынцевского пласта древностей. В ходе новейших исследований, и прежде всего раскопок, проведенных О.В. Сухобоковым на Битицком городище, появилась возможность уточнить отношение к этой группе древностей.
Если материалы, относящиеся к волынцевскому пласту древностей встречаются на большинстве памятников раннего периода, то следы оставившего его населения на сегодняшний день четко фиксируются только на Битицком поселении. На присутствие иноэтнического элемента на городище указывал Д.Т. Березовец [1965, с. 55-56], согласны с этим и авторы новейших раскопок [Сухобоков О.В., Вознесенская Г.А., Приймак В.В., 1989, с. 104]. Значительный процент специфической круговой керамики на памятнике позволяет предположить, что именно здесь находился центр оп ее производству. Большое количество металлических изделий указывает на возможность их местного производства. В целом материалы городища характеризуют его как крупный ремесленный центр, продукция которого расходилась по обширной территории. Значительные размеры памятника, большая укрепленная площадь, сложность самой системы укреплений, а также относительно большое количество находок, связанных с вооружением и конской сбруей, указывают на то, что городище служило не только ремесленным, но и административным центром или одним из центров Северской земли.
Население памятника было полиэтнично. Помимо славян в него входили представители совсем иного этноса. Отмечена неоднократно связь древностей волынцевского типа с салтово-маяцкой культурой, а также зафиксированный на памятнике жилые постройки в виде юрт с центральным столбом указывают на несомненную родственность этих культур. В то же время отдельные отличия, в частности в форме горшков, заставляет предполагать, что носители волынцевских древностей принадлежат к одному из племен степной зоны. М. И. Артамонов полагал, что это было болгарское племя кутригуров.
Несмотря на явную недостаточность источников, роль носителей волынцевского пласта древностей в ходе становления северского общества определяется весьма ясно. Тот факт, что следы их пребывания отчетливо фиксируются на единственном исследованном крупном поселении, что именно там развиты ремесло и торговля, сконцентрированы почти все находки вооружения и сбруи, известные для этого времени, позволяет говорить о том, что иноэтничное волынцевское население составляло политическую верхушку Северской земли 2й пол. VIII - н. IX в. Одновременное появление волынцевских материалов и ранних роменских памятников указывает на изначальность такого положения. Можно предположить, что именно этим объяснялось вхождение северян в состав Хазарского каганата. Переселенцы, вероятно, пришли на земле в той или иной степени уже подчиненные кагану. Управление сельскохозяйственной окраиной на первом этапе осуществлялось по аналогии с управлением метрополией. Возможно, немногочисленное племя, во главе с князем или наместником - тудуном, составляло основу власти над оседлым земледельческим населением.
Ранняя зависимость от Хазарского каганата отражалась не только в политической организации северян на 1м этапе существования. В это время была заложена основа их дальнейшего развития. Большой экономический потенциал переселения на Днепровское Левобережье заключался в совмещении земеледельческого славянского населения с его традициями хлебопашества и обширных, практически целинных земель, одних из лучших по своему качеству в Европе. Активному использованию этого потенциала способствовала подчиненность Хазарскому каганату. Развитые торговля и ремесло в последнем позволяли удовлетворять потребности славянского населения в орудиях труда, украшениях, столовой посуде, о чем свидетельствует распространение волынцевских древностей. Существовавшая государственная структура давала земледельческому населению определенные гарантии, в частности, обеспечивала его безопасность. В то же время сложившаяся этническая специализация обусловила определенную однобокость в развитии северян.
Где-то в 1й половине IX в. прекращает свое функционирование центр в Битице. Быстро исчезают из материалов памятников древности волынцевского типа, оставив в наследие позднейшей роменской культуре технологию производства раннекруговой керамики и одну из форм горшков. Столь быстрое исчезновение целого пласта древностей, вероятно, было связано с какими-то политическими событиями, но оно сильно отразилось на всех сторонах жизни роменской культуры.