Воспоминанія Петра Успенскаго о 1917-19 годахъ

Oct 30, 2009 02:12



Пётръ Демьяновичъ Успенскій - извѣстный русскій философъ и изслѣдователь оккультизма. Въ его воспоминаніяхъ, кромѣ его философско-эзотерическихъ заблужденій можно найти и интересныя замѣтки о революціи и гражданской войнѣ (потомъ онъ уѣхалъ за границу), попытки трезваго осмысленія событій, которымъ онъ былъ свидѣтелемъ - переворота февраля 1917 и ( Read more... )

революція, крушение Россійского Царства

Leave a comment

Comments 10

enzel October 30 2009, 13:37:00 UTC
Спасибо. Передана так сказать феноменология богоотступничества и утраты лояльности. Вместе с тем автор указывает на сохранявшееся для многих обаяние царского имени и царской власти - в первую очередь, для служилых людей, на коих и держится видимое государство. Мне опять в связи с этим в голову приходят прежние мысли: о том, что Государь, верно ощутив изменение народного духа и поняв, что мистическая основа русского православного царства рушится, не пожелал бороться за сохранение зримой, мирской составляющей этого царства, т.е. русской монархической государственности, которую, разумеется, можно было удержать, лишь прибегнув к масштабным насильственным действиям. Т.е., поняв, что он уже более не нужен как мистический удерживающий, он отказался быть и удерживающим земным, мобилизовать весь потенциал власти на борьбу с поднимающейся смутой. Понятно, что это была бы оболочка без содержания, но всё ведь лучше в плане человеческом. Видимо, тут шла огромная и неведомая внутренняя духовная работа, результат коей именно тот, что нам известен. ( ... )

Reply

orthoved October 30 2009, 17:53:22 UTC
Смыслъ помазанія на царство заключается въ т.ч. въ томъ, что Государю свыше даётся пониманіе - какъ нужно поступать, чтобы управлять народомъ ко спасенію. Онъ можетъ даже не до конца понимать, но по наитію (если слушается его) поступаетъ опредѣлённымъ образомъ. Судя по словамъ и поведенію Государя - онъ глубоко осозналъ, что онъ долженъ поступить такъ, какъ поступилъ ( ... )

Reply

enzel October 30 2009, 18:02:58 UTC
А представьте ситуацию, при которой Государь категорически отказывается уступить заговорщикам. Можно предположить, что они всё равно бы отстранили его от власти или даже убили. Но стал бы известен факт насильственных действий, а не "добровольного отречения". И, как знать, в той ситуации, ещё только начинавшегося распада, не остановило ли бы это многих и не сплотило бы верных на борьбу. Мне представляется, что очень многие потенциальные защитники русской монархии (т.е. России) были дезориентированы и деморализованы этим "отречением". А если бы был знак, исходящий от Государя, что не было отречения, а была узурпация? А тем более - если бы заговорщики оказались ещё и цареубийцами - как знать, не стряхнуло ли бы это наваждение с душ большинства подданных?

Reply

orthoved October 30 2009, 19:08:06 UTC

Для того, чтобы понять, то это узурпація - достаточно было открыть 1-й томъ ОЗ.
Вообще въ ситуаціи съ "отреченіемъ" столько несостыковокъ, что у непредвзятаго наблюдателя, даже у неграмотнаго мужика, сразу же должны появиться вопросы. И собственно они тогда появились. Только если въ прежнее время народъ бы толпами отправился искать царя (+ обращались бы къ придворнымъ, духовенству, писали бы въ Сѵнодъ, министрамъ), услышать отъ него причину ухода, то сейчасъ уже причины искали очень немногіе. 4 марта его перестали поминать въ храмахъ. Спокойно отнеслись къ его аресту, судилищу надъ нимъ. И т.д. и пр. Всѣ эти факторы сложились. Каждый день онъ видѣлъ, что вѣрныхъ очень и очень мало, единицы.
У Государя сложилось чёткое ощущеніе своей ненужности въ цѣломъ народу. "Кругомъ измѣна, и трусость, и обманъ". Для него это стало такимъ шокомъ, что онъ внѣшне постарелъ отъ переживаній.

И + то, что я сказалъ выше.

Reply


(The comment has been removed)

orthoved October 30 2009, 14:41:34 UTC

Не раздѣляю Вашего отношенія къ Успенскому какъ мыслителю. Суфизмъ, система Гурждіева, оккультизмъ, теософія и пр. подобные лжеученія - никакъ не совмѣстимы съ христіанствомъ. Я спеціально взялъ только то, что касается революціи и отношениія къ ней Успенскаго, т.к. его размышленія объ этомъ, на мой взглядъ, вполнѣ заслуживаютъ вниманія. Онѣ интересны тѣмъ, что Успенскій былъ далёкъ отъ монархизма и православія, но при этомъ понялъ то, до чего не могли дойти очень многіе русскіе люди.

Reply

(The comment has been removed)

orthoved October 30 2009, 18:11:04 UTC

Да, какъ то такъ:)

Reply


uglich_jj October 30 2009, 16:41:45 UTC
Великолепная подборка. Все подмечено очень точно. Кто был этот человек, Успенский?

Reply

uglich_jj October 30 2009, 19:45:43 UTC
На удивление здравые мысли об окружющей действительности, учитывая какую пургу он проповедовал по жизни-)

Reply

orthoved October 30 2009, 19:48:52 UTC

Вотъ-вотъ, я тоже удивился:)

Reply


Leave a comment

Up