Въ настоящее время достаточно часто можно встрѣтить искаженное представленіе о русскомъ народѣ какъ о единомъ народѣ, существовавшемъ ещё до Крещенія Руси и существующемъ и въ настоящее время.
Однако реальность заключается въ томъ, что родился этотъ народъ какъ одно великое цѣлое въ купели святаго равноапостольнаго князя Владимира. До этого мы знаемъ «одинъ народъ славянскій». Но представленъ онъ весьма разными племенами, вѣрнѣе союзами племенъ.
В «Повѣсти временныхъ лѣтъ» мы находимъ ихъ перечисленіе: это поляне и древляне, дреговичи и радимичи, сѣверяне и вятичи, словене и многіе другіе. И важно то, что эти племенные союзы очень разные. Какъ свидѣтельствуетъ «Повѣсть временныхъ лѣтъ», всѣ они «имѣли свои обычаи, и законы своихъ отцовъ, и преданія, каждый - свой нравъ» . Современные изслѣдователи собрали множество доказательствъ того, что «преданія», то есть религіозныя представленія, у этихъ племенныхъ союзовъ сильно различались. Попытки ряда авторовъ, напримѣръ того же Асова, воссоздать нѣкій единый древнерусскій пантеонъ оказываются несостоятельными.
Вообще, Россія какъ духовно-историческій феноменъ не сводима къ тѣмъ племенамъ, которыя населяли ея территорію до чуда рожденія русской націи. «Исторія Россіи, - писалъ Василій Осиповичъ Ключевскій, - это исторія страны, которая колонизуется» . Осваивались огромныя пространства. И эти просторы стали плавильнымъ тиглемъ, въ которомъ вятичи, кривичи, поляне и прочія славянскія племена становились единымъ русскимъ народомъ. Этотъ народъ, придя на новыя земли, уже былъ христіанскимъ.
Яркимъ примѣромъ тому служитъ Рязань. Матеріалы археологическихъ раскопокъ свидѣтельствуютъ, что люди, селившіеся на берегу Оки на мѣстѣ бывшаго маленькаго мордовскаго городка, пришли съ самыхъ разныхъ сторонъ. Здѣсь и вятичи, и кривичи, и радимичи, и поляне. И стали всѣ они рязанцами одновременно съ Христовой проповѣдью въ этихъ мѣстахъ. Рязань - не городъ вятичей, хотя они и составляли большинство изъ заселившихъ его колонистовъ. А какой же это городъ? Русскій.
Можно сколько угодно выискивать среди археологическихъ находокъ въ Старой Рязани матеріальные слѣды пережитковъ языческихъ временъ. Но Старая Рязань изначально застраивалась, какъ и всѣ древнерусскіе города, по плану, въ основѣ котораго лежала христіанская сѵмволика. Городъ земной осмысливался какъ икона Небеснаго Іерусалима. У каждаго изъ его элементовъ: и у Соборной площади, и у Спасскихъ (вѣрнѣе - Золотыхъ) воротъ, и у Благовѣщенскаго монастыря на въѣздѣ въ городъ - было свое священное христіанское обоснованіе. Такъ что рязанская, русская вѣра - это христіанство.
Для православнаго христіанина Россія - Домъ Пресвятой Богородицы. Такъ называлъ ее тысячу лѣтъ русскій народъ. Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій говорилъ о томъ, что Россія - подножіе Престола Божія. Русскіе православные люди свои города и монастыри строили какъ земную икону Небеснаго Іерусалима, а села устраивали какъ модель міра, гдѣ на высоком бугрѣ непремѣнно высился храмъ - воплощеніе реальности присутствія Царства Божія на землѣ.
Боевымъ кличемъ новгородцевъ на протяженіи столѣтій былъ «За святую Софію!» Псковичи шли въ бой со словами «За Святую Троицу!» И это потому, что главный храмъ Великаго Новгорода - Софійский соборъ, а главный храмъ Пскова - соборъ во имя Живоначальной Троицы.
Помните? - «О свѣтло свѣтлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты... всѣго ты исполнена, земля Русская, о правовѣрная вѣра христіанская!» . Въ сознаніи древнерусскаго книжника родная земля неотдѣлима отъ родной вѣры - православнаго христіанства.
Издревле русскіе люди воспринимали свое Отечество и свою государственность какъ богоданный сосудъ, который призванъ сохранить православную вѣру до Втораго пришествія Христова.
+ + +
Итакъ, существованіе русскаго народа неразрывно связано съ православіемъ, которое и сформировало русскій народъ. Съ православной молитвой на устахъ была освоена огромная территорія, строилась Россія и прирастала новыми землями, которыя Богъ даровалъ русскому народу за искреннее православное Богопочитаніе.
Поэтому національное существованіе русскаго народа внѣ православной вѣры есть иллюзія и заблужденіе. Быть русскимъ - это не значитъ просто быть русскоговорящимъ и въ какой-то мѣрѣ причастнымъ русской національной культурѣ, это не значитъ просто быть по крови потомкомъ предыдущихъ поколѣній русскихъ людей. Русскость - это вся совокупность именно русскаго православнаго міровоззрѣнія, традицій, цѣнностей, это особый неповторимый "русскій духъ".
Такъ же какъ и православіе, съ самой сутью русскаго народа связана также и монархія. Русское Государство возникло, сформировалось и достигло разцвѣта какъ монархія, поскольку только монархія есть богоугодная форма государственнаго устройства.
Итакъ, что же такое Россія? Россія это только православное Царство, какъ и утверждаютъ русскіе святые подвижники и духовные писатели:
Преп. Анатолій (Потаповъ), старецъ Оптинскій (въ 1915 г.): "Судьба Царя - судьба Россіи. Радоваться будетъ Царь, радоваться будетъ и Россія. Заплачетъ Царь, заплачетъ и Россія, а... не будетъ Царя, не будетъ и Россіи. Какъ человѣкъ съ отрѣзанной головою уже не человѣк, а смердящій трупъ, такъ и Россія безъ Царя будетъ трупомъ смердящимъ."
Еп. Ѳеофанъ (Говоровъ) Затворникъ (Изъ проповѣди, произнесенной 8 сентября 1864 г.): «Издавна охарактеризовались у насъ коренныя стихіи жизни русской, и такъ сильно и полно выражаются привычными словами: Православіе, Самодержавіе и Народность. Вотъ что надобно сохранять! - когда ослабеютъ или измѣнятся сіи начала, русскій народъ перестанетъ быть русскимъ. Онъ потеряетъ тогда свое священное трехцвѣтное знамя».
Св. Іоаннъ Кронштадскій: «Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе Престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій»
Св. Іоаннъ Кронштадскій: «Держись же, Россія, твердо вѣры твоей, и Церкви, и Царя Православнаго, если хочешь быть непоколеблемой людьми невѣрия, безначалія и не хочешь лишиться царства и Царя Православнаго. А если отпадешь отъ своей вѣры, какъ уже отпали отъ нее многіе интеллигенты, то не будешь уже Россіей или Русью святой, а сбродомъ всякихъ иновѣрцевъ, стремящихся истребить другъ друга. И если не будетъ покаянія у русскаго народа, - конецъ міра близокъ. Богъ отниметъ у него благочестиваго Царя и пошлетъ бичъ въ лицѣ нечестивыхъ, жестокихъ, самозваныхъ правителей, которые зальютъ всю землю кровью и слезами»
Св. митр. Макарій Невскій: "Кто не молится о Царѣ Русскомъ, православномъ, тотъ не русскій, не православный человѣкъ, тотъ не слуга вѣрноподданный, не сынъ Отечества. Онъ, какъ пришелецъ, только живетъ на русской землѣ, но въ дѣйствительности не имѣетъ нравственнаго права именоваться русскимъ" (Изъ собранія проповѣдей Митр. Макарія, Томскъ, 1910).
Въ нашемъ народѣ вѣсь этотъ вышеописанный багажъ русскаго національнаго міровоззрѣнія былъ изрядно растраченъ, въ особенности послѣ 1917 года. И чемъ больше онъ тратился - тѣмъ быстрѣе исчезалъ съ территоріи бывшей Россійской Имперіи русскій народъ, исчезалъ не только физически, но и прежде всѣго духовно. Если мы оглянёмся вокругъ - мы увидимъ людей, духовно и физически покорёженыхъ и повреждённыхъ Совкомъ, 99% которыхъ знать ничего не хочетъ о настоящей Россіи, о Бѣломъ Православномъ царѣ, о русскихъ цѣнностяхъ и идеалахъ. Они живутъ не какъ русскіе, мыслятъ не какъ русскіе - они продолжаютъ жить какъ совѣтскіе. Но при этомъ, какъ ни въ чёмъ не бывало, претендуютъ на русское наслѣдство, какъ на своё. Напримѣръ на Крымъ и Севастополь.
Это ихъ трагедія (да и наша тоже), но и ихъ вина... Они всегда могутъ вернуться къ тому, чтобы стать снова русскими, но не хотятъ, и для этого видимо нуженъ особый толчокъ, скорѣе всего внѣшній... Но пока они не русскіе, а «сбродъ всякихъ иновѣрцевъ». И страна, которую они населяли и населяютъ - не Россія, а Совдепия (СССР) и Эрефія (РФ), иначе «трупъ смердящій».
Какъ опредѣлить, какъ выяснить - русскій ли передъ нами человѣкъ или ещё совѣтскій?
Вѣдь совѣтскіе люди могутъ тоже увлечённо толковать про "Россію", "русскій патриотизмъ", "монархію", "православіе".
Критеріи совѣтскости можно назвать напримѣръ такія:
- считаетъ ли онъ, что СССР и РФ - это тоже Россия, но подъ другой вывѣской
- ностальгируетъ ли въ какой-либо степени по совѣтскому періоду, выискиваетъ ли тамъ "свѣтлыя стороны", принимаетъ ли свою работу и службу совѣтской власти какъ нѣчто нормальное и даже достойное, заслуживающее хорошей пенсіи
- спокойно ли относится къ "февралю" 1917-го, одобряетъ (или просто соглашается) ли крушеніе Россійской Монархіи, относится ли негативно (или равнодушно) къ монархіи вообще, къ Русскимъ Царямъ и къ Государю Николаю II
- спокойно ли относится къ "октябрю" 1917-го, считаетъ ли это «естественнымъ ходомъ исторіи» или, второй варіантъ, временнымъ безуміемъ, послѣ котораго якобы необходимо примиреніе «красныхъ» и «бѣлыхъ». Или просто для него всё это было такъ давно, что молъ и незачемъ объ этомъ вспоминать, съ тѣхъ поръ было много разныхъ побѣдъ и достиженій, было создано великое государство (СССР)
- считаетъ ли 9 мая праздникомъ "Великой Побѣды", Красную и Совѣтскую армію - Русской, а Вторую Міровую -"Великой Отечественной"
- считаетъ ли для сѣбя допустимымъ празднованіе совѣтскихъ праздниковъ - 23 февраля, 8 марта, 1 мая, дня ВДВ и пр.
- спокойно (или равнодушно) относится къ наличію на картѣ улицъ, населённыхъ пунктовъ и мѣстностей, названныхъ въ соответствіи съ совѣтской идеологіей, спокойно ли относится къ наличію повсемѣстно другой большевистской сѵмволики, памятникамъ лысому вождю, мавзолею и пр.
- принадлежитъ къ различнымъ нехристіанскимъ вѣрованіямъ и сектам либо лжехристіанскимъ церквямъ или можетъ быть вообще не желаетъ особо обременять сѣбя никакимъ религіознымъ исповѣданіемъ, не говоря уже о томъ, чтобы исповѣдовать православіе.
- считаетъ ли вполнѣ допустимой для Россіи какую-либо форму правленія, отличную отъ православной монархіи; разсуждаетъ ли о необходимости конституціонного порядка, правахъ человѣка, выборахъ и прочей "либерально-демократической" атрибутикѣ
- одобряетъ ли совѣтскіе и неосовѣтскіе идеалы, а именно - какъ бы получше устроиться въ этой жизни, обезпечивая прежде всего свои земныя интересы, всё остальное считая блажью....
Насколько человѣкъ отвѣчаетъ "да" на эти вопросы - настолько онъ не русскій, а совѣтский или неосовѣтскій человѣкъ...
Въ полной мѣрѣ русскимъ человѣкомъ можно назвать того, кто ясно, принципіально и послѣдовательно стоитъ на Бѣлой, монархической и православной позиціи и однозначно отрицаетъ совѣтчину во всѣхъ формахъ и оттѣнкахъ.