Старообрядческое двуперстіе оказывается ... вовсѣ не двуперстіе

Feb 17, 2014 22:28



Стоитъ періодически смотрѣть свежимъ взглядомъ на казалось бы замшело-привычныя вещи ( Read more... )

старовѣріе, загадки исторіи, исторія Церкви

Leave a comment

Comments 4

khramov March 6 2014, 10:38:03 UTC
Откройте любой старопечатный (хотя бы времен патриарха Иосифа) Псалтырь и прочтите описание того, как на Руси крестились до реформ Никона. Двуперстием такое сложение пальцев называют не потому, что задействованы только два перста (задействованы все пять, два плюс три), а по наиболее выделяющейся, заметной комбинации. А вот в случае с троеперстием как раз постановления Собора 1666-67 гг. предписывают мизинец и безымянный держать "праздными", т.е. привычная идея, что прижатые к ладони пальцы обозначают два Естества Спасителя возникла позже

Reply

orthoved March 6 2014, 10:48:48 UTC

Для того, чтобы понять, что реально тогда происходило - нужно обратиться ко всемъ источникамъ (въ томъ числѣ къ такимъ), а не ссылаться только на неизвѣстно кемъ и когда переизданныя книги (исходники-то еще нужно поискать).

Reply

khramov March 6 2014, 11:43:51 UTC
В приведенном Вами "источнике" есть сноска №33, которая всё ставит по своим местам: саксонский путешественник всё напутал.
Да и профессора Каптерев, Голубинский, Зеньковский и др. уже не оставили в этой теме белых пятен

Reply

orthoved March 6 2014, 11:55:34 UTC

саксонский путешественник всё напутал
Очень "аргументированное" возраженіе.

Сочиненія Каптерева, Голубинскаго, Зеньковскаго, къ сожаленію, не источники, а исторіографическіе труды. Нуженъ перекрестный источниковѣдческій анализъ и экспертиза на подлинность именно источниковъ.

Reply


Leave a comment

Up