...Образ Святой Руси - это образ единства. Он не определен никакими политическим контурами - ни Киевской Руси, ни Московской, ни Российской империи, ни Советского Союза, ни России и Украины в существующих границах. Это единство тех, кто принял выбор святого равноапостольного князя Владимира как свой личный выбор. С особым торжеством празднуется его память в этом году, вспоминая тысячелетие его кончины. Созываются конференции, раздаются награды его имени. Ему хотят поставить памятник в Москве.
В этом же году исполняется тысяча лет кончины первых русских святых - его сыновей Бориса и Глеба, которые предпочли быть убитыми, но не вставать на войну против своего брата. Почему не вспоминают их имена? Не потому ли, что они - слишком неудобные святые для нашего времени, и
повествование об их кончине есть вызов тем мотивациям и оценкам, которые предлагают телевизор и интернет?
Так что же это - Святая Русь? Может быть, её придумали историки и составители житий? А может быть, она была, и ушла под воду, как град Китеж, дожидаясь лучших времен?
На самом деле, ничего не меняется. Существует древний иконописный сюжет - битва новгородцев с суздальцами. С обоих сторон у воинов - хоругви с изображением креста Господня. И когда на городскую стену выносится икона Богородицы, в нее летит облако стрел...
...Сама же служба, которую мы совершаем, была написана святителем Афанасием (Сахаровым) в разгар хрущевских гонений. Как же можно было в это время составить такое радостное и торжественное последование? Что значат слова "Русь Святая, храни веру Православную", когда, кажется, все потеряно, и хранить почти нечего?
Святитель Афанасий понимал, что одно - земная слава и земное торжество, а другое - небесная слава и небесное торжество. Первое - всегда подмена второго. Иное - газетные заголовки, и другое - жизнь сердца. Мы же принадлежим Святой Руси жизнью сердца, и должны хранить её единство, в какой бы стране бы мы не жили...