Моя жизнь в храме св. бессеребренников Косьмы и Дамиана

Jan 11, 2011 00:27



Минувшее недавно Рождество Христово было, пожалуй, самым удивительным за многие годы. Прежде я ходил в один храм возле дома, там заправляли приходские бабульки за 70, которым, как известно, в любую жару холодно. Поэтому они поступали так: плотно задраивали все окна, закрывали все двери и включали отопление на полную катушку. И вот ты стоишь в пальто, свитере в храме, жадно ловишь ртом горячий воздух, раскаленный от батарей, горящих свечей и дыхания стоящих вокруг людей. Тщетно пытаешься молиться, но в голове одна только мысль: "Дайте воздуху!!!" Но на тех, кто осмеливался приоткрыть дверь на улицу и впустить внутрь храма небольшую волну живительного кислорода, бабушки тут же начинали вопить: "Вы шо! Закройте дверь, людям холодно!" И я стоял ночную Литургию в какой-то прострации, тщетно пытаясь помолиться, а когда чувствовал через несколько часов, что дурнота наваливается на мозг, с сожалением уходил, шел домой и без сил валился в кровать, просыпаясь на следующее утро с чугунной головой, будто с похмелья.

Но в этот год всё было иначе.

Я прежде никогда не был на ночной рождественской Литургии далеко от дома, и поэтому опасался, смогу ли я доехать до дома на метро назад, не закроется ли метро. Но, к счастью, в нашем храме Косьмы и Дамиана (или "в Косьме", как любовно зовут его сами прихожане), Литургия заканчивалась в час ночи, так что до дома все вполне могли добраться.
Контингент прихожан Косьмы отличается от других православных храмов. Здесь большинство прихожан не старушки, а вполне молодые люди: женщины, мужчины, много детей самого разного возраста - от подростков, которые очень искренне молятся и причащаются, до самых маленьких прихожан. У малышей в левом приделе прямо свое детское царство. Вот вам даже иллюстрация. Уж простите, все фото сделаны моим мобильником, так что качество среднее, но не в качестве дело. Итак, посмотрите, как дети свободно чувствуют себя в храме:



(это и остальные фото (кроме последнего) сделаны камерой мобильного телефона, поэтому простите за их непрофессиональное качество)

Видите этого мальчишку, играющего в машинку на солее? Для любой благочестивой приходской бабушки это шок! А у нас помнят слова Христа, что нельзя запрещать детям приходить к Нему. Вот они и идут. Но по-своему, по-детски. Играют на солее, болтают ножками, сидя на лавочке у стены, рисуют. Они дома, они у Христа.



Я с ужасом вспоминаю, как в недавнее мое посещение Свято-Данилова монастыря, стал свидетелем такой отвратительной картины: женщина трясла как грушку, ЧУЖОГО ребенка и шипела на него: «Как ты смеешь так себя вести? Встань и стой тут!» Мальчик осмелился побегать в ее присутствии. Я думал, еще немного, и я сам подойду и «трясану» эту «ревнительницу благочестия». Ну ладно, не будем о грустном, давайте еще о детишках в нашем храме. На Рождество у нас в храме поставили вертеп, вот такой:



Он пользовался огромной популярностью у детишек. Они толпились вокруг, осторожно трогали пальчиком фигурки волхвов, животных, но никогда - фигурку Девы Марии и Младенца Иисуса. Вроде бы детишки, а как понимают!



А мне очень понравилась фигурка Иисуса, Его ангельское личико:



Еще немного о прихожанах:

Много в Косьме интеллигенции, много типов людей, которых я редко вижу в других православных храмах. Всё дело в том, что в Косьме вас никто не будет шпынять, говорить, что вы не той рукой ставите свечку, не так креститесь или неправильно прикладываетесь к иконе. Вас вообще никто и ничему не будет поучать! Для меня это был шок.



Одна женщина рассказала мне, что раз в храм зашла девушка, одетая в ТАКУЮ мини - юбку, что в ином храме к ней точно бы тотчас подпорхнули бы две-три бойкие старушки и доступно объяснили бы, кто она такая, на кого похожа и куда ей идти. Но здесь к этой девушке подошел дежурный по храму и тихонько сказал: "Вы уж простите меня, как-нибудь поаккуратней кланяйтесь, хорошо?" Дело в том, что девушка начала класть поклоны к Распятию, и, естественно, её и без того мини - юбка, поползла вверх. Но девушка не обиделась, а сказала: "Ой, а я так шла сюда, так думала обо всем, что даже не подумала, как я одета, это вы меня простите".

Вообще, у нас женщин любят. Любая женщина, а не только бабушка, может взять стульчик и спокойно поставить его в удобном месте храма, где сидеть хоть всю службу. Кстати, стульчики взять и мужчинам не возбраняется. А что? Если человек только начал ходить в храм и не привык стоять по 2 часа на ногах? Надо проявить к нему любовь и уважение, а не возлагать на него "бремена неудобоносимые". У нас стульчик может взять любой и сесть спокойно. Кстати, вешать куртку или шубу на стульчик вовсе необязательно - в храме есть раздевалка, где почти все прихожане храма и оставляют верхнюю одежду. Кому как, а для меня раздевалка и моя молитва во время службы находятся в тесной взаимосвязи. Вспомните, о чем я говорил вначале.

Теперь о церковных службах:



Мне очень нравится, например, то, что у нас в храме в середине Литургии отец Александр Борисов выходит к Царским Вратам, и возглашает: «Христос посреде нас!», а прихожане отвечают хором: «И есть, и будет!», а затем приветствуют друг друга. Я вначале был смущен этой особенностью, думал, откуда же она взята? Оказалось, это древний обычай, теперь уже так делают только священники в алтаре. А у нас вот все прихожане. Кстати, приветствия эти не холодно-формальные. У нас в Косьме действительно прихожане знают друг друга и помогают друг другу. Это тоже было для меня новостью и открытием. В храме, куда я ходил перед этим, настоятель (хороший, кстати, священник!) однажды сказал, обращаясь в проповеди к стоящим людям: «Ну, своих-то мы знаем…». И мне стало грустно. Я понял, что я здесь «не свой». А в Косьме все действительно будто братья и сестры. Помню, как-то пришел в храм. Службы не было. Из освещения - огонь свечей, да лучик света, падающий от церковной лавки. Я встал в этот лучик света, раскрыл "Молитвослов" и начал молиться. Вдруг раздался сзади голос: «О, парень, ты ж так зрение испортишь!» Это был дежурный по храму. Он пошел, и включил свет во всём храме! Ради меня одного! И опять, для сравнения, вспомнился случай в Сретенском монастыре: ненастная погода, слякоть, я вытер ноги при входе в храм, но всё же следы за мной были. Я молился возле раки с мощами, когда услышал сзади недовольное старушечье брюзжание: «Да что же это такое - только полы вымыла, а они опять натоптали!» Я повернулся к бубульке: «Извините, что испортил ваш вымытый в храме пол, ухожу». Ох, опять я о грустном. Давайте лучше снова о Рождестве!

Этой рождественской ночью в храме было столько народу, что я удивился: ведь все приехали с разных концов Москвы, но приехали же! В храме было не протолкнуться, но весело и празднично.



Отец А. Борисов (на фото вверху) сказал одну из своих проникновенных и одновременно простых и понятных проповедей, потом причащалось столько народу, что, думаю, было несколько тысяч человек. У нас причащение, кстати, не связано с обязательной исповедью перед ним. Это общая православная традиция, а вы не знали? В Греции так делают, в Сербии например.

А еще в конце рождественской ночной Литургии хор вдруг грянул на английском “Holy Night”, потом ее же на русском, затем другие рождественские гимны на латыни, английском, русском. Я вначале очень удивился (ни в одном другом храме такого не слыхал, чтобы на английском хор пел), а потом подумал: ведь в пасхальную ночь читают Евангелие на многих языках в знак того, что Благая Весть проповедана всем народам, почему же в Рождественскую ночь не спеть гимны на разных языках в знак того, что все народы славят рождение Христа? И когда хор пел на английском, латыни, русском, мне казалось, что будто весь мир у нас в храме. Было очень впечатляюще. По дороге домой я напевал «Gloria in excelsis Deo» («слава в вышних Богу») и «… нас бо ради родися отроча младо, Предвечный Бог…»

Много я еще могу рассказать о своей жизни в этом удивительном месте - храме святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Шубине. Месте, где вам всегда улыбнутся, где вы всегда желанны, и где можно встретить много интересных людей. Но самое главное - встретить Христа, а не обряды, правила и предписания, обязательные для выполнения.

Православие, храм Косьмы и Дамиана, Рождество Христово, отец Александр Борисов

Previous post Next post
Up