![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/120827083.6/0_fb69c_cd5e85ac_XL.jpg)
Век:VIII-IX
Место создания: Египет
Место хранения: Монастырь Св. Екатерины на Синае
Иконографическая справка: Наряду с Распятием, Вознесение принадлежит к самым распространенным сюжетам ранней иконописи. Оно представляло кульминационный момент истории спасения, описанный в Деяниях апостолов (Деян. 1,4- 12) и изображавший завершение земного пути Христа и обетование Второго пришествия. Этот последний эсхатологический момент был подчеркнут в новозаветном рассказе о пророчестве ангелов, явившихся на Елеонской горе: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо" (Деян. 1,11). Тема Второго пришествия - центральная и для иконографии Вознесения. Композиция состоит из двух частей. Вверху показан восседающий на невидимом престоле Христос. Он в традиционной позе Пантократора и высшего Судии благословляет и левой рукой поддерживает на колене Евангелие. Мандорлу возносят четыре ангела, руки которых просвечивают в темно-синем овале. С помощью этой оригинальной детали создается образ прозрачного ореола-сияния, значительно отличающегося от императорских портретов на щите, иконография которых была широко известна в ранневизантийскую эпоху. В нижней части сцены показаны двенадцать апостолов, в первом ряду - верховные апостолы и евангелисты как проповедники учения, с кодексами и свитками в руках. В центре выделена фигура Богоматери, стоящей на особом подножии, которое воспринималось как знак власти и указывало на царское достоинство. Богоматерь, о присутствии Которой ничего не говорится в новозаветном рассказе о Вознесении, была введена в сцену как напоминание о Воплощении и начале земной истории спасения, завершившейся на Елеонской горе. Богоматерь подняла руки в жесте оранты, символизировавшем усиленное моление. Это был священнический жест "жертвы вечерней" в иудейском богослужении, который закрепился в христианской литургии как жест священника в важнейший момент преложения Святых Даров. В византийском толковании псалма 140, 2 говорится: "Да исправится и да будет чистым и благоприятным Тебе, Господи, возношение рук моих во время молитвы, как благоприятна Тебе жертва вечерняя". В иконографии Вознесения основополагающие идеи Воплощения, Небесной славы, Второго пришествия осмысляются в литургическом контексте как образ Евхаристии. Именно эта универсальность определила выбор Вознесения в качестве главной иконы доиконоборческих церквей, где оно обычно располагалось в алтарной апсиде. В храмовой декорации средневизантийской эпохи Вознесение сохранит свое значения в качестве центральной темы купола или алтарного свода, объединяя в одной композиции символико-догматические и сюжетные изображения на стенах церкви. В ставшей канонической системе росписей важнейшие образы Вознесения будут разведены в пространстве, оставаясь символически взаимосвязанными: Христос Пантократор в ореоле славы, носимой ангелами, займет свое место в куполе, тогда как Богоматерь Оранта утвердится в конхе алтарной апсиды. Под Ней будет показан ряд апостолов, которые вместе с Богоматерью создавали образ Церкви, основанной Христом на земле.
Стилистическая справка: На синайской иконе по сторонам от Христа четыре монограммы под титлами "IC XC YC ОY", из которых две последние, означающие "Сын Божий", принадлежат к очень редким и древним. Надпись акцентирует мысль о Христе как Втором лице Святой Троицы, при этом крещатый нимб Христа не позволяет забыть о произошедшей на земле Крестной жертве. Напоминанием места действия служит дерево или, скорее, куст за спиной Богоматери. Как кажется, правы исследователи, видящие в этом необычном кусте с красными пламенеющими цветами образ Неопалимой Купины, символизирующей Богоматерь, подобно несгорающему кусту вместившей Божественный огонь. Редкий иконографический мотив мог быть специально изображен в иконе, предназначавшейся для Синайского монастыря, построенном на месте чудесного явления Неопалимой купины.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/120827083.6/0_fb697_30c936c6_XL.jpg)
Век:XV
Место создания: Греция
Место хранения: Византийский музей в Афинах
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/120827083.7/0_fb94b_88c660b0_XL.jpg)
Фрагмент. Богоматерь и апостолы
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/120827083.7/0_fb94c_58975b09_XL.jpg)
Фрагмент. Спаситель с ангелами