Святое Богоявление. Иконография Праздника. Россия.

Jan 18, 2014 14:23


19 января - Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.



Век:XV
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Икона "Крещение" входила в состав праздничного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Твери. Семь икон этого чина хранятся в настоящее время с другими иконами этого иконостаса в Русском музее и в Третьяковской галерее. Долгое время иконы деисусного и пророческого рядов находились в Воскресенском соборе города Кашина, поэтому их называют также "кашинским чином". Иконография "Крещения" сложилась на основе евангельских текстов. На иконе представлена наиболее распространенная, традиционная для древнерусской живописи композиция - слева и справа от Христа на горках изображены Иоанн Креститель и ангелы. Святой Дух нисходит на Христа в образе голубя. В иконографии иконы, в пространственном решении сцены отразилось влияние прототипов - популярных в Москве в начале XV века византийских произведений палеологовского времени. Это проявилось в редкой для русской живописи разреженности композиции, в тонко найденных, не нарушающих взаимосвязей интервалах между фигурами Христа, Иоанна Предтечи и группой ангелов. И наряду с этим всем персонажам иконы придано выражение мягкости и задушевности - черты свойственные лучшим произведениям русской живописи первой половины XV века.



Фрагмент. Ангелы



Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В центре композиции изображен Иисус Христос, стоящий в водах Иордана. С небес на Спасителя нисходит Святой Дух в виде голубя. Слева на берегу изображен склонившийся ко Христу Иоанн Предтеча, а справа - четыре ангела с покровенными руками. В водах Иордана видны фигуры старца и плывущего на дельфинах юноши - аллегории двух рек, Иора и Дана. О Крещении Господнем рассказывают все четыре евангелиста - Матфей (III, 13-17), Марк (I, 9- 11); Лука (III, 21-22), Иоанн (I, 32-34). Согласно евангельскому повествованию, в момент крещения Спасителя небеса разверзлись и на Него снизошел Дух Святой в виде голубя, а голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. III, 16-17). Праздник Крещения называется еще Богоявлением, поскольку при крещении Иисуса Христа произошло явление всех трех лиц Святой Троицы. Традиционная иконографическая схема "Крещения" сложилась еще в раннехристианские времена и получила широкое распространение в византийском и русском искусстве. Икона из кирилловского иконостаса, по-видимому, восходит к произведениям рублевского круга, в том числе - к иконам из Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Стилистическая справка: Вероятно, образ был написан "вторым" художником Успенского иконостаса.



Фрагмент. Фигуры Иоанна Предтечи и Спасителя



Фрагмент. Горки



Фрагмент. Ангелы



Век:XVI
Место хранения: Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Фрагмент. Христос и ангелы



Век:XVIII
Место хранения: Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме

Иконографическая справка: Иконографическая схема иконы в целом традиционна, но имеет отдельные оригинальные детали. Иоанн Предтеча изображен с посохом, что редко встречается даже в западноевропейской иконографии. Отсутствует изображение Святого Духа, что соответствует авторскому названию иконы - "Крещение" (а не "Богоявление").

Стилистическая справка: Подчеркнуто сходство ликов Христа и Иоанна Предтечи. За спиной Иоанна Крестителя изображенс обычное для этой сцены усеченное дерево, но рядом, из того же корня, произрастает другой побег с пышной кроной.

Источник: Иконография восточно-христианского искусства

иконография, русское искусство, иконы, православная культура

Previous post Next post
Up