Развивая свою излюбленную тему о
четырех сущностях человека, придумал молитву по 4-м точкам, которая заключается в том, что внимание последовательно переключается по четырем точкам:
с сердечной точки, выше на точку в основании шеи (там где впадинка, или как в 51-й главе "Невидимой брани" Никодима Святогорца написано: "...Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно - подымись с того места (сердца) и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди".
Третья точка над переносицей, между бровями, и четвертая выше затылка или самая высокая точка затылка.
В уме можно проговаривать "Господи помилуй", на вдохе "Господи", на выдохе "помилуй", можно также представлять (как советовал схиигумен Савва), что вдыхаешь Бога, Божие тепло, энергию, а выдыхаешь через соответствующую точку, уже свое тепло.
Хорошо бы почувствовать в каждой точке ответ: тактильные ощущения, биение пульса, тепло, холод и т.п., хотя это чаще не получается, но главное - концентрировать внимание. Концентрация на точке выходит недолгой - несколько секунд, ибо если остановиться на долгое время, то начинают лезть мысли, особенно на других точках кроме сердечной и рассеивают внимание. Концентрация же на главной, сердечной точке, очень хорошо помогает бороться с лезущими мыслями, т.к. они выглядят как явные пришельцы, а в других точках они влезают очень незаметно и трудно различимы: от этого, считаю, долгую концентрацию на других, кроме сердечной, точках излишней и малополезной, если только в какой-то из этих точек нет явного присутствия - тактильного, теплового или иного ощущения.
Дойдя от сердца до затылка, начинаю снова от сердца и т.д. Самая сильная точка - сердечная, самая слабая - в основании шеи, при переходе от шейной к более высоким, явно заметен эффект этого молитвенного делания.
При этом занятии, конечно, надо насколько возможно отвлекаться от внешних раздражителей:
"видеть людей словно деревья" (Мк.8:24), причем смотрение на естественные предметы и явления: облака, небо, море, маленьких детей и пр. не отвлекает от молитвы, но смотрение на дела рук человеческих - автомобили, здания и пр., а также людей - отвлекает сильно и всё останавливает.
Особых успехов и высоких просветлений пока не достиг, но хорошо и то, что помогает во многих случаях (при нахождении раздражения, гнева и пр.), если не забывать об этой молитве, практически мгновенно привести дух в успокоенность и неразвлечение.