В качестве контраргумента к тезису о том, что все мнимые противоречия между святыми отцами вызваны принципиальным непониманием и незнанием предмета , о котором говорят святые отцы, и принципиального отличия привычных нам тварных вещей, якобы постигаемых рациональным мышлением от предметов небесных и принадлежащих пока исключительно области веры, тут выдвинули противоречие в отношении святых отцов к авторству Псалтири. Так, например, св.Афанасий Великий говорит, что псалмы принадлежат тем людям, которыми надписаны каждый псалом (например, Идифуму, Моисею, Соломону), а св.Иоанн Златоуст говорит, что все псалмы принадлежат конкретно Давиду, а надписания говорят о том, кому они предназначались для исполнения.
На самом деле это яркое подтверждение тезиса, а не контраргумент. Вообще, видеть противоречие в том, что один и тот же псалом Афанасий называет Идифумовым, а Златоуст - Давидовым , для христианина очень стыдно. Я серьезно. Для атеиста это было бы еще простительно, но для христианина, который каждое воскресенье (предположительно) слышит слова "во исполнение Евангелия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа" это очень странно. Разве что он не верит, что Евангелие, которое написал евангелист Матфей, было написано Христом. Я подозреваю, что собственно в этом и есть глубинное убеждение ищущих противоречий, но тем не менее невозможно отрицать, что Церковь 2000 лет не видит в этом никаких противоречий.
Противоречие получается не из фактов, а из неверной посылки. Посылки скрытой и часто не осознаваемой. В данном случае существует следующий скрытый силлогизм, который бессознательно проскальзывает еще до поиска "противоречий". Вот он в вытащенном на свет безобразном виде.
1. Сочинения , написанные человеком по человеческим правилам должны иметь одного и только одного автора (соавторство не беру в рассмотрение, потому что речь здесь отнюдь не о соавторстве Давида и Идифума)
2. Тексты Священного Писания написаны по человеческим правилам и человеком
Вывод: тексты Священного Писания должны иметь одного и только одного автора.
Вторая ложная посылка, проистекающая из поврежденного рационализмом сознания, приводит к неверному выводу, уже на основании которого слова о разном авторстве одного и того же текста воспринимаются как неразрешимое противоречие. Противоречие тут действительно есть, но не между словами святых отцов, а между реальностью и неверным выводом на основании скрытой неверной посылки.
Автор совсем свихнулся? Как и зачем Давид и Идифум могли быть одинаково авторами одного и того же текста Священного Писания? Если его сначала написал Давид, то Идифум мог быть только плагиатором. Если наоборот, Идифум сначала написал гимн, то Давид не мог его написать заново. И зачем?
Разумеется, они этого не делали. Они не писали одного и того же псалма два раза. Давид и Соломон были святые, а не сумасшедшие. А вот недопонимание "как" и "зачем" происходит от древней болезни рационализма. Презрения к житиям святых.
История о том, как человек приходит на исповедь к святому и преподобному мужу, но стыдясь и страшась безобразия своих грехов, намеривается утаить их, а святой вдруг встречает его подробным перечислением его грехов и потом, пока исповедавшийся плачет, ничтоже сумняся, отпускает грехи - эта история обща для всего христианского мира - от преподобного Макария Великого до преподобного Серафима и оптинских старцев. Вопрос: кто "автор" такой исповеди? Исповедник, который не произнес ни слова, или святой?
Впрочем, что говорить о житиях святых.
Кто "автор" пророчеств патриарха Иакова? Патриарх Иаков или Моисей? Кто автор песни трех вавилонских отроков? Анания, Азария и Мисаил или пророк Даниил? Кто "автор" слов "И откуда мне сие, да прииде Матерь Господа моего ко мне"? Кирилл Александрийский говорит, что их сказала Елисавета. Блаженный Феофилакт говорит, что их сказал Иоанн Предтеча. Противоречие? Нет. Кто автор псалма Моисея - Моисей или Давид? .
И самый главный вопрос. Кто "автор" Символа Веры? Апостолы? или Святые отцы 1-2 вселенского собора?
Это не противоречие. Это иная реальность, которая представляется противоречивой только людям, которые никогда не видя кожуха, и не зная правил составления чертежей, находят противоречие в трех видах.
Такие "противоречия" , которые мы видим в Священном Писании и у святых отцов ОБЯЗАНЫ быть. Если бы их не было, то это означало бы, что нет никакого духовного мира, нет никакой иной реальности, а вся жизнь Церкви - иллюзия человеческого ума. Тогда действительно, все было бы строго рационально и непротиворечиво - как строго рациональна и иллюзорна научная мифология. Она потому строго рациональна, что целиком находится в человеческом рацио и к реальному миру не имеет никакого отношения. Мир Церкви - мир реальный. И несовпадение свидетельств Церкви о реальности духовного мира с рациональными вывертами человеческого ума как раз говорит об их подлинности.