Казалось бы, только сумасшедший (вроде меня) может усмотреть здесь какую-то связь.
А между тем, она есть и крайне любопытна.
Обновленчество не появилось из пустоты. Его не прислали из Ватикана прямой почтой, завернутым в целлофан с пупырышками, чтобы за наслаждением вызванным хлопанием пустопорожних идей, никто не смотрел, что в целлофане завернуто дерьмо.
Обновленчество имеет своим истоком знаменитый Поместный Собор 1917-1918 года, который до сих пор исступленно любят наши реформаторы. Не случайно собор прекратил свою работу немедленно после избрания патриарха Тихона. Те, кто интересовался его историей хотя бы по книге владыки митрополита Вениамина (Федченкова) "На рубеже двух эпох" , в курсе , что собор закрылся сам собой сразу после интронизации святителя Тихона путем пальбы из красноармейских пушек с пулеметами.
Многие даже знают, что этот собор пытались совершенно нагло и бесстыдно превратить в социал-нигилистическую вакханалию и через это- в очередной раз попытались преобразить Церковь в синагогу. Впрочем удивляться надо не этому, ибо в президиуме его были такие титаны масонской мысли , как обер-прокурор Священного Синода господин Карташев (чьими безумными книгами до сих пор травят учеников духовных школ) . Удивляться надо тому, как изящно и премудро Господь выловил из этого замысла одну прекрасную жемчужину - святителя Тихона, и разогнал весь революционный сброд.
Но вернемся к нашим древнеегипетским баранам. Все дело обновленчества придумал не Антонин Грановский, а как река , проистекает от доклада на Соборе некоего Бориса Тураева. Вот что он предлагал.
"Сообщая предание о литургической деятельности св. Василия Великого,
патриарх Прокл выражается следующим образом: "Замечая леность и
небрежность людей, тяготившихся продолжительностью литургии, Василий
Великий, сам хотя и не считал ее содержащей что-либо излишнее, но,
чтобы отнять у небрежных повод тяготиться, передал пронзносить ее
более кратким способом, пользуясь сим как врачебным средством..."
Таким образом церковное предание усвояет св. Василию Великому, а за
ним и Златоусту уступки немощам их современников в самой дорогой и
священной части богослужения - Божественной литургии и притом в то
время, когда религиозная жизнь была неизмеримо живее и интенсивнее,
чем теперь; когда обычная жизнь была не столь сложна и мирские
обязанности не столь многообразны. И в наше далеко не церковное время
замечается леность и небрежность уже не только среди мирян, но и среди
самих священнослужителей, тяготящихся продолжительностью, правда не
литургии, а прочих служб дневного круга; от их небрежения и
проистекают в значительной степени те уклонения для церковного устава,
которые были только что указаны. Пример великих вселенских учителей и
святителей дает право и Поместному Собору, снисходя к немощи своих
современников, сделать ряд указаний и разъяснений для упорядочения
того более краткого образа отправления богослужения, каковой ныне
наблюдается в приходских храмах, будучи чужд единообразия, порядка и
духа церковного устава. История богослужения и церковный устав знают
не один пример сокращений и упрощений. "
"Проект руководственных указаний для применения церковного устава к
практике приходских храмов.
1. Представляется возможным в дни праздничные, имеющие Славословие
великое начинать литургию непосредственно после него, опуская обе
ектеньи и часы, как это введено в современной греческой и румынской
практике. "
2. Полунощница как служба монастырская по преимуществу может быть
совершенно опускаема, и утреня может начинаться с возгласа Слава
Святей с опущением 19 и 20 псалмов и примыкающих к ним. Воскресная же
полунощница, где не бывает бдения, должна быть сохранена, служению ее
по Киевскому чину желательно дать возможно широкое распространение.
3. Первый час как дневная служба не должен читаться с вечера и
опускается после всенощного бдения. Hа бдении с литией можно опускать
на вечерни сугубую ектенью, на угрене вместо молитвы Спаси Боже люди
Твоя можно ограничиться ее концом Молим Тя
4. Hа часах во св. Четыредесятницу возможно чтение или пение
поочередно, по дням по одному псалму на каждом часе с прибавлением
рядовой части Псалтири.
5. Для оживления богослужения может служить широкое развитие общего
пения. Молящихся следует располагать к пению стихир, ирмосов и т.п.
попеременно с певцами. Вместо прежнего беспорядочного и произвольного
чтения Псалтири ныне вводится облегченное планомерное исполнение этой
святой книги. Желательно ввести пение, по возможности антифонное, этих
немногих, приходящихся на каждую службу псалмов.
6. Вечером великих праздников, когда положена великая вечерня, предлагается петь
антифонно псалом девятого часа, а также 140 и следующие псалмы вечерни
полностью.
7. в воскресенье полезно служить молебен с канонами
Крестовоскресным и Богородичным и с чтением Евангельских зачал,
положенных на литургиях в наступающую седмицу. Это чтение, равно как и каноны, могло бы быть исполнено и на повечерии (сравн. древние панихиды).
Вот что было после доклада:
"
В связи с этими тезисами митрополит Евлогий подчеркивает, что
серьезная переработка устава во всех деталях желательна, но в
настоящее время для Собора невозможна. Hо Собор должен создать и
узаконить комиссию, которая исполнила бы это дело к следующему Собору.
"Во время последовавших за сим общих прений высказаны пожелания, чтобы
установлено было однообразное время для начала церковных служб и чтобы
дана была богомольцам-прихожанам возможность хорошо слышать, понимать
и настраиваться богослужением (генерал Артамонов), чтобы оно не
содержало в себе мертвых моментов и, хотя бы путем сокращений и
изменений, но стало бы живым, организованным и действующим через
настоящее церковное чтение и пение (о. Марина) и чтобы, в целях
предпочтения важнейших мест церковных служб менее важным - комиссией,
которая должна возникнуть по постановлению соборному, были
пересмотрены последования подвижных дней и отмечены условными знаками
самые центральные по духу празднуемых событий молитвы, чтения и
песнопения, содержащие в себе богатый богословско-учительный материал
для преподания не в церкви только, но и в школе (Вл.Вас. Успенский);
и, наконец, чтобы обращено было внимание на упорядочение церковного
благовеста-звона (Вас.Конст. Лебедев)"
Обсуждение проблем Типикона было продолжено на девятом заседании
отдела, которое состоялось 12 октября 1917 г. Hа этом заседании прот.
Чельцовым была высказана мысль о том, что усталость молящихся часто
вызывается не чрезмерной продолжительностью богослужения, а
невразумительностью его совершения. Проф. Кудрявцев предлагает
разрешить служение литургии при открытых царских вратах, читать
Евангелие посреди храма, а также "объявить, чтобы гласного поминовения
по праздникам и воскресным дням не совершать". Вносятся и другие
предложения."
"Дальнейшая судьба этого доклада не особенно понятна. В 1932 г., когда
на одном из эмигрантских благочиннических съездов поднимается проблема
уставных сокращений, митрополит Евлогий рассказывает о судьбе этого
доклада так: "Святейший Патриарх Тихон не нашел возможным представить
этот труд Отдела на обсуждение Пленарного заседания Собора, опасаясь,
что санкция Собора в вопросе сокращения церковной службы может вызвать
соблазн у верующих" . Любопытно, что выслушав рассказ митрополита
Евлогия один из участников совещания указывает на "возможные
затруднения со стороны старообрядцев, которые особенно дорожат
уставностью церковных служб". В своих мемуарах митрополит Евлогий дает
несколько иную версию: "Митрополит Тихон, председатель Соборного
президиума, нашему проекту ходу дать не захотел, опасаясь нареканий,
главным образом со стороны старообрядцев. С ними в те дни наметились
пути сближения, и намерение Собора изменить Церковный Устав могло
встретить с их стороны энергичный отпор: за Устав они готовы были
умереть". Вероятно противоречие объясняется тем, что окончательный
вариант приведенного выше доклада был принят в начале второй сессии
Собора, в работе которой митр. Евлогий участия не принимал, т.е.
последняя редакция этого доклада принималась уже без него. Вероятно,
арх. Евлогий обсуждал с Патриархом предварительную редакцию этого
доклада. Окончательный же вариант был рассмотрен Совещанием епископов
16 (28) августа 1918 года. Было решено не выносить этот доклад на
соборное обсуждение, "но напечатать на пишущей машинке и разослать
Преосвященным в качестве приблизительного руководства по вопросу об
уставном сокращении".
Приведем здесь также свидетельство епископа Ковровского Афанасия
(Сахарова), который принимал участие в работе Собора. "Доклад Об
упорядочении богослужения не был обсужден в пленарном заседании
Священного Собора ввиду прекращения его работы."
Т.е. Господь закрыл и Собор, и доклад.
На первый взгляд ничего особенного в докладе нет - во многих приходских храмах (особенно в глубинке) настоятели идут на еще большие сокращения.
Но есть в докладе одна хитрая тонкость, которую рационально выловить очень трудно. Зато ее прекрасно видели святые - как патриарх Тихон (положивший доклад "под сукно" под видом недовольства старообрядцев) . Эту прекрасно выразил преподобный Паисий Святогорец с историей про сидение на шестопсалмии . "Господь не тиран. Если не можешь стоять - сядь. Но не - "если можешь сесть - сядь"
В чем здесь подвох? В том, что нынешние сокращения, как бы ни были они плохи и ужасны, все же есть сокращения святого и совершенного богослужебного чина. Это плохие и неудачные рисунки с совершенной красоты. А господин Тураев предложил по этому поводу заменить сам идеал.
Буквально его предложение заключалось в следующем. Вот , прекрасная дева, с которой все рисуют у себя на мольбертах. Но никто не может ее нарисовать хорошо, поэтому прекрасную деву мы выгоним и вместо нее вот моя дочка, она уродина, но это даже хорошо, потому что уродские неискусные рисунки будут очень похожи.
Вы заметили, как легко и незаметно он предложил уничтожить уставные службы , как неисполняемые, а вместо них ввести его собственные фантазии и идеи типа чтения Евангелий на повечериях и полунощницах, антифонное пение псалмов на часах и прочую ахинею? То есть для уставных служб времени нет, поэтому надо освободить для реализации его личных фантазий.
Кто же были эти реформаторы?
Про митрополита Евлогия можно сказать только одно - он был основателем и инициатором Парижского Богословского института - это исчерпывающая характеристика.
А вот господин Тураев - личность, находящаяся в тени и многим неизвестная, хотя именно он находится у истоков обновленческих реформ в Русской Православной Церкви (по крайней мере, он был первым, имевшим наглость их предложить). Итак, его специальность - Древний Египет. Он случайно оказался не только отцом и инициатором обновленчества в Русской Православной Церкви, но и отцом основателем русской египтологии. Эту связь уловить очень сложно - какое отношение имеет специалист по древнему Египту (я не буду о том, что сама по себе "египтология" это не наука, а фантазии на тему египетских иероглифов.) - к ... богослужебным реформам Русской Православной Церкви?
В сети можно встретить
восторженные отзывы о профессоре Тураеве, как об исконно православном человеке, который был искренним и глубоким православным, чтил Церковь и жизнь свою отдал (буквально) за святость богослужебного чина. Несколько смущает то, что восхищается этим ...
американская протестантская (?) радиостанция с центрами в Техасе и Аляске. На моей памяти это уникальнй случай - чтобы американские протестанты ликовали по поводу любви истинноправославного ученого мужа к святому русскому уставу богослужения. Обычно слова "православное богослужение" вызывают у американских протестантов приступ иконоборчества.
Но мало ли что там в голове у протестантской радиостанции .Приступы сумасшествия еще никто не отменял.
ОБратимся к более-менее солидному ученому (хотя это слово неприменимо к египтологии)
http://www.egyptology.ru/history/Turaev.pdf Собственно , само увлечение "египтологией" весьма характерно, поскольку она есть ничто иное как "вписывание" масонских фантазий в историю человечества. Но у Бориса Тураева среди всего специфические необъятного мрака этих фантазий интересы еще более специфические. Его исследования посвящались "богу" Тоту. Как известно, это "древнеегипетское" имя самого ключевого языческого персонажа средневековых и новых оккультистов - "Гермеса Трисмегиста". Впрочем, и эти исследования все равно , конечно, могут быть вполне академическими и беспристрастными. Могут быть. Если не писать в заглавии диссертации
"Да будет Тот его щитом"
А следующую фразу вы готовы встретить где угодно - в откровениях Блаватской, в оккультной писанине Атанаса Кирхера - но не в трудах "солидного" и "искреннеправославного" ученого.
"Б. А. Тураев включал в орбиту своего внимания труды и тех великих русских уче-
ных, которые не являлись востоковедами в строгом смысле этого слова. Так, в своей маги-
стерской дисс., посв. ег. б. Т., он считал «необходимым упомянуть, что наша русская наука
имеет полное право гордиться блестящей попыткой разобраться в вопросе о переживаниях
Тота в христианской литературе» (ИДВ, 1,с. 5) и что эта попытка принадлежит
А. Н. Веселовскому (Струве. 1948 № 2, с. 77)"
Да. Вы знали, что христианская литература очень переживала Тота?
Интересна еще одна цитата из письма Тураева Голенищеву , который отправлялся в Египет , в Луксор.
" Кланяйтесь нашей духовной родине от меня и ее обитателям, нашим духовным соотечественникам, начиная от скорченных предшественников Мины(т.е. придуманного масонами первого фараона) до современного фараона - Кирилла V "
Примечательная у "православного" Тураева "духовная родина" и "духовные соотечественники". И еще более примечателен завет кланяться скорченным мумиям. Напомню, что именно масоны считают египетских строителей пирамид и "таинственных фараонов" своими прямыми предшественниками.
Продолжим цитату письма:
"Посетители в музей валят тысячами; путеводители раскупаются нарасхват - в два месяца продано 12 тыс. экземпляров. Ваше имя у всех на устах: египетский зал музея называют храмом, в который надо входить с трепетом и которому не место в общем здании музея"
Надеюсь, теперь заголовок статьи не выглядит таким уж безумным.
И несколько просто любопытных фактов.
0. Вот что пишет этот "православный ученый" в своем "Боге Тоте". "Еще христианские писатели в Египте помнили о своем "земляке" Тоте- Гермесе. Кирилл Александрийский не раз упоминает о нем, ссылается на него в своих творениях и даже доказывает, что он верил в Троицу. " (с.162).
"К Тоту-Ерме возводили даже проповедь таких дорогих и высочайших истин , как учения о Святой Троице христианские отцы Церкви" (с. 166)
Да.
Этот идио... "православный ученый" спутал (?) мужа апостольского Ерму , который просто носил это имя со своим любимым древнеегипетским богом.
И НИЧЕГО не слышал о "Пастыре" Ермы.
"Специалист" по "древнему христианству". НИЧЕГО не слышал о "Пастыре" Ермы.
Это хтонический ужас.
Ему недостает еще рассказать о переживании Аполлона, которого величайшие отцы Церкви почитали мучеником за Христа.
1. Вторым ключевым направлением деятельности "египтолога" были масштабные раскопки и исследования... "финикийской культуры". Т.е. культа Ваала. Цитата для фэйспалма . "однако раскопки в Рас-Шамре уже в конце 20-х показали справедливость утверждений Тураева, явив миру оригинальные памятники той самой финикийской литературы,которые реконструировал Тураев!"
Это переплюнуло даже "расшифровку" египетских иероглифов. Тураев сначала "реконструировал" , т.е. сочинил хананейские документы, а потом их нашли при раскопках. Куда там Моисею с его чудесами.
2. В одной связке (вернее, по одним грантам ) с Тураевым работал другой корифей - уже древнецерковной истории, которого наши академии не знают как и канонизировать - В.В.Болотов. Тот самый, который "исследовал" филиокве настолько, что счел это католическое богохульство православным частным богословским мнением.
3. Тураев был женат на даме по фамилии Церетели (да, нонешний - родственник, хотя и не прямой потомок)
4. Характерная деталь научных методов Тураева : " Творчество мое пока ограничилось тем, что я зарисовал около десятка портретов моих воображаемых предков"
5. " У Тураева был замечательный экслибрис: изображение древнеегипетской стелы человека, которого звали «Тураи»"
6. "В статье о Б. А. Тураеве Т. Н. Бороздина-Козьмина писала: «Я сама подпала в этом
отношении под его влияние и грезила о нахождении и приобретении египетских подлинни-
ков. И вот Борис Александрович и тут пошел навстречу молодому энтузиазму. Никогда не
забуду как в Ленинграде, куда я приехала, Борис Александрович повел меня в антикварный
магазин, и там я приобрела свои первые египетские вещи: бронзовую кошку, небольшие фа-
янсовые и бронзовые статуэтки богов и несколько амулетов. Как мы оба были рады, возвра-
щаясь с этой покупкой."
7. Ревностью о святом церковном уставе Тураев воспылал внезапно в 1916 году, до этого нимало не интересуясь этим вопросом. "«С каким жаром, - пишет Жебелев, - отдался он в последние
два года приходской работе, Богословскому институту! С каким трогательным умилением
исполнял он обязанности старосты нашей университетской церкви! А когда по чьей-то злой
воле и явному недомыслию приказано было прекратить в ней Богослужение, с какою ревно-
стью стал он, как говорил, «строить» свою церковь в доме № 8 по Биржевой линии. И он
«построил» ее и лелеял ее, и готов был всего себя отдать за нее. Минувшею зимою я сам ви-
дел, как он нес сам по набережной несколько поленьев в церковь»"
8. Тураев был организатором, составителем и главным Хранителем (именно так) Египетской коллекции Эрмитажа.
9. Вот на правмире изрекает некий широкоизвестный в узких кругах некто Виктор Солкин: "Сергей Куприянов: Все верно, но получается так, что когда мы стали пытаться дать возможность людям услышать и понять, что для себя можно из этого извлечь, мы пришли к выводу, что цикл лекций все равно выстраивается из трех. Первая лекция - это современность, современное представление о времени, о календаре, как это все выглядит сейчас. Значит, чуть раньше - это майя и их календарь. И совсем ранее, то, откуда пошло, это ХХVIII век до новой эры, первое применение календаря.
Виктор Солкин: Это Египет.
Сергей Куприянов: Египет.
Виктор Солкин: Это Египет.
Сергей Куприянов: Все пришло оттуда. К сожалению, мы никак не сможем от этого уйти, а, может быть, даже к счастью.
Виктор Солкин: Это к счастью. Великий русский ученный Борис Александрович Тураев, который одновременно также занимался как древнеегипетскими штудиями, так и исследованиями раннего христианства, он говорил, что какую бы сторону современной жизни мы бы с вами не взяли, если провести детальный поиск - корни приведут в Египет. Сказал он это в 1920 году. Совершенно ничего не изменилось, хотя уже скоро столетие будет после этой фразы.
http://www.pravmir.ru/v-poiskax-smysla-egiptologi-viktor-solkin-i-sergej-kupriyanov-rukoj-skvoz-vremya-tekstvideo/ Виктор Солкин забыл упомянуть, что после изречения сей фразы Борис Александрыч внезапно преставился .
На этой пафосной ноте мы и закончим экскурс в древнеегипетские корни современных литургических экспериментов.