"Ковер Апокалипсиса" из Анжерского замка, Франция

Jan 30, 2017 08:39


Цитата поста nikolai_endegor Луарские истории - II

...Именно в это трагическое время Людовик Анжуйский заказал создание одного из самых выдающихся произведений искусства Средневековья - гигантского "Ковра Апокалипсиса" высотой 5 и длиной 140 метров. Тему этого гобелена несомненно навеяли ужасные события тех лет, а возможно и чувство вины Людовика перед умершим в плену отцом.





Анжерский Апокалипсис

Говорят, что импульсом к созданию гобелена послужил старинный манускрипт, который Карл V одолжил своему младшему брату. Сюжеты миниатюр из рукописных комментариев к Откровению Иоанна Богослова сначала перенесли на картон, а потом выткали из шелка и шерсти. Над огромным ковром трудились 35 ткачей в течение 7 лет, работа была завершена в 1382 году. До нашего времени дошли 70 сцен из 105-и, и ныне они выставлены в специально оборудованном помещении под стенами Анжерского замка.

Вот несколько сюжетов ковра Апокалипсиса, которые мне удалось сфотографировать. В каждой сцене как наблюдатель присутствует святой Иоанн Богослов от лица которого идет рассказ. Описания под фотографиями я даю по тексту http://kraeved1147.ru/tapestry-apocalypse-angers, где представлены все сохранившиеся сюжеты.

1. "...двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков"


Стан святых (cтарцы, распростёршиеся ниц перед Сидящим на престоле). Великая небесная литургия продолжается поклонением Богу 24-х старцев. Слева святой Иоанн размышляет над видением, а Старцы выглядят молящимися. 24 старца в Апокалипсисе трактуются по разному: патриархи, пророки, апостолы.

2. "...конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить."


Снятие первой печати: всадник на белом коне. Толкователи Библии подразумевают, что четыре коня, следующие один за другим когда открываются первые четыре печати, знак победы Мессии. Однако, в соответствии c давними традициями толкования, идущими от святого Иеринея, первый всадник на белом коне может также представлять победу Слова Божия.

3. "...и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним"


Снятие четвёртой печати : конь бледный и смерть. Снятие четвёртой печати открывает видение всадника Смерти на бледном коне - предсказанное последствие войны и голода. Сцена необычайно живоподобна - бесплотный скелет и прекрасная лошадь под ним.

4. "Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда..."


Третий ангел вострубил: Звезда Полынь. Огонь низвергается с небес на воды. Но бедствие меняется. Огненная гора становится Звездой Полынь и отравляет источники вод. Чистая вода - источник жизни человека - стала горька. Это символ как физического так и духовного страдания, затронувшего всех людей.

5. "Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны."


Пятый ангел вострубил: саранча. Некоторые толкователи утверждают, что звезда, упавшая с небес на землю - это падший ангел, другие считают его князем мира, самим Сатаной. У него ключи от мира и с разрешения Господа он открывает ворота Преисподней и выпускает огромное облако дыма. (Ключ виден слева от всадника, рядом изображена звезда). С дымом выходит саранча и набрасывается на нечестивых. Святой Иоанн видит этих животных в виде покрытых попоной коней с мордами коронованных мужчин, женскими волосами, львиными зубами и хвостами скорпионов. Всадник на одной из демонических лошадей - есть Ангел Бездны. Он изображён с крыльями летучей мыши - так традиционно изображают Сатану в средневековой иконографии. (Существует мнение, что в этом образе представлен английский король Эдуард III)

6. "Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов..."


Армия всадников. К душевным мучениям, вызванным пятой трубой, добавляется физическое истребление. Несмотря на упрощение этой сцены, мастер великолепно передал движение, которым наполнена вся сцена - это выражено в изображении всадников на первом плане. Искусствоведы полагают, что эта сцена - самая выразительная. Живоподобно переданы головные уборы, одежды XIV века, позы всадников. Лошади изображены с львиными мордами. На заднем плане очень хорошо сохранились цвета, которые значительно выцвели на первом плане. Мастеру особенно удалась эта часть гобелена.

7. "И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами..."


Зверь, выходящий из моря. Толкователи Священного Писания верят, что Зверь, выходящий из моря, представляет Антихриста, проявляющегося в политической власти в пику Церкви. Этот Зверь похож на Дракона - о семи головах, десяти рогах и десяти диадемах. Сатана даёт ему власть - в руках у зверя скипетр.

8. "...и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?"


Поклонение Зверю. Поклонение, которое в свою очередь получает Зверь, ознаменовано провокационным возгласом: «Кто подобен Зверю?». Это пародия на призыв святого Михаила: «Кто подобен Богу?» Сатана даёт Зверю огромную силу и тот, с попущения Бога, завоюет христиан физически, но в то же время сделает из них мучеников и святых.

9. "...напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе"


Сон справедливых. Те, кто не поддался обману Зверя, те, кто умерли для греха, будут спасены, как только закончится их земная жизнь, даже до всеобщего Страшного суда. Эти слова возвещает ангел с поясом слева. Тела семерых справедливых возлежат на двух больших смертных ложах, они изображены детально и реалистично. Их спасённые души в образе младенцев на облаке увенчаны звёздами, их уносят ангелы на белом покрывале. Святой Иоанн наблюдает за сценой и записывает увиденное.

10. "подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих..."


Блудница, восседающая на водах.Один из ангелов, выливающих чаши, ищет святого Иоанна, чтобы разъяснить ему главный символ Откровения, рассказать о блуднице, чьё имя написано у неё на челе: "тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным". Вавилон Великий Город стоит на великом и бурном потоке людей, народов и языков. Он суть блудница, верховодит народами и людьми и вовлекает их в свои ошибки и пороки. Очевидно, что это языческий Рим со всеми его будущими гонениями, политическими и религиозными. В этом Рим всегда был прообразом и примером.
Интересно, что святой Иоанн в большинстве сцен наблюдает за происходящим, стоя под балдахином, в этом сюжете он по какой-то причине подходит ближе, видимо, это изображение того, что ангел толкует ему смысл Вавилонской блудницы.

11. "...горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!"


Падение Вавилона. И снова провозглашается падение Вавилона, потому что он стал пристанищем бесов и приютом всякой нечестивой души и клеткой для каждой нечистой и ненавидимой птицы.

12. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк...: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою"


Звери брошены в огненное озеро. Звери и все, кто идут с ним, повергнуты в озеро огня: одновременно символ их вечного проклятия и уничтожения того, что они натворили. Поза Христа, который ранит врагов, его волосы, развевающиеся на ветру, белоснежность его одежд и белизна коня под ним указывают на блестящую победу над Зверями.

13. "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба"


Новый Иерусалим. Книга Откровения намеренно останавливается на видении Нового Иерусалима. Это Церковь, которую мы видели на предыдущих сценах, показана в своём вечном, а не временном аспекте. Она становится домом избранных вместе с Богом. Это место утешения, где сам Господь утрёт слёзы горя и напитает их жажду из фонтана воды живой, которая есть Христос, Альфа и Омега, начало и конец всего. На сцене изображён прекрасный город, он парит в воздухе без всякой опоры, над землёй и над водой. Таким образом подчёркивается горняя природа Нового Иерусалима, вновь сошедшего с небес, от Бога. В верхней части сцены мы видим Христа, он говорит со святым Иоанном, повелевает ему записать увиденное:
   И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
   И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

14. "Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его"


Измерение Нового Иерусалима. В этой сцене опять один из ангелов с семью чашами побуждает святого Иоанна созерцать другую жену, чьё аллегорическое имя Новый Иерусалим, а не Вавилон, сие город, который благословен, а не проклят. Для Бога это невеста Агнца, для человека это Святой город. Его красота ослепляет пророка. В этой сцене мастер опускает детали и сосредотачивается не на описании, а на движении. В центре композиции мы видим ангела, который держит золотую трость, чтобы измерить Новый Иерусалим, символ вечной прочности.

Ковер Апокалипсиса - это старейший французский гобелен такого размера и, пожалуй, наиболее впечатляющая достопримечательность древнего Анжерского замка.

Подробнее о Столетней войне: http://rushist.com/index.php/west/2466-stoletnyaya-vojna-istoriya
О городе Анже: http://france-guide.livejournal.com/112124.html

Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/145403.html

.

перепост, текстиль, ковры, Франция, готика

Previous post Next post
Up