Оригинал взят у
sergej_manit в
Выставка Фортуни в Эрмитаже: от итальянского Ренессанса до "Аббатства Даунтон".Оригинал взят у
la_gatta_ciara в
Выставка Фортуни в Эрмитаже: от итальянского Ренессанса до "Аббатства Даунтон". 6 декабря в Санкт-Петербурге в помещении Главного штаба (Эрмитаж) открылась выставка "Мариано Фортуни. «Волшебник из Венеции».
Коллекционер. Художник. Кутюрье".
Это совместный проект Эрмитажа и Городских музеев Венеции, которые предоставили для выставки более 150 работ, в основном,
из Музея Фортуни (Палаццо Песаро дельи Орфеи). Помимо этого, там можно увидеть итальянские средневековые и ренессансные ткани
из коллекции Эрмитажа, платья, обувь, модные иллюстрации из коллекции Н. С. Мустафаева, современные ткани, созданные по образцам
самого Фортуни и произведенные на его фабрике в Венеции.
Мне посчастливилось побывать на открытии выставки, и я предлагаю вам посмотреть небольшой фоторепортаж.
Не судите строго - фото сделаны через стекло и при слабом освещении...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4707/119319383.23d/0_a4ff8_1d6cffb5_XL.jpg)
Деталь платья - "дельфоса" из коллекции Н. С. Мустафаева. Почти все фото в посте - мои.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/119319383.23c/0_a4fca_5ceb58be_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Подушка.
Мариано Фортуни был известен своими плиссированными платьями - "дельфосами" и набивными, чаще всего, бархатными тканями, из которых шились модели в средневековом или этническом стиле. Сначала бархат окрашивался в нужный цвет, а потом печатался рисунок (подробнее в моем посте
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/35065.html)
Свое вдохновение Мариано Фортуни черпал в ренессансных тканях и картинах.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/99813/119319383.23c/0_a4fcb_bc1769df_XXL.jpg)
Фрагмент ткани XVI в., Италия (Фонд Венеции), ткань с узором "Цветущая ветвь", Флоренция XV в. (Эрмитаж), фрагмент ткани с крупным узором, XVI в., Венеция (Эрмитаж)
На выставке представлено множество рисунков для тканей Фортуни
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104403/119319383.23c/0_a4fd1_e2895d61_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198998/119319383.23c/0_a4fcc_ee965996_XXL.jpg)
Есть и образцы самих тканей, сделанных на фабрике Фортуни в Венеции еще при его жизни
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/119319383.23c/0_a4fc9_123179fd_XXL.jpg)
Тюльпаны на ткани напоминают роспись этой тарелки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104403/119319383.23d/0_a5015_b86bb877_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/119319383.23c/0_a4fd3_bbb13e46_XL.jpg)
А здесь в рисунке текстиля от Фортуни явно присутствуют средневековые мотивы
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198488/119319383.23d/0_a5014_c93a28_XL.jpg)
Мариано Фортуни. Ткань. 1920 гг, Венеция. Шелковый бархат; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.
Очень интересно было посмотреть на подлинные деревянные блоки, с помощью которых печатались рисунки на тканях
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104403/119319383.23c/0_a4fc6_58ed8277_XL.jpg)
Блок Фортуни
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/119319383.23c/0_a4fc7_518f20af_XL.jpg)
Мариано Фортуни. Рисунок для печати на ткани. После 1910 г., Венеция. Карандаш, тушь на вощеной хлопковой ткани. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198786/119319383.23c/0_a4fc8_b066b513_XL.jpg)
Модель в готовой накидке
На выставке можно увидеть даже лекала костюмов с рисунками набойки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/119319383.23c/0_a4fc0_71946ee1_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Жилет. После 1910 г. Шелковый газ; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41717/119319383.23c/0_a4fc1_e550edc1_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/177902/119319383.23c/0_a4fc3_68722b7c_XXL.jpg)
Фрагмент жилета
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/48627/119319383.23d/0_a5017_b1b655b5_XXL.jpg)
Еще образец подлинной ренессансной ткани - фрагмент ткани с крупным бархатным узором и золотой петлей. 1630 - 1650 гг. Флоренция. Шелк, золоченые нити, бархат, шелковая ткань. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Мочениго.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198998/119319383.23c/0_a4fc5_7089483d_XL.jpg)
Деревянные блоки для набойки.
На этих блоках видны остатки металлизированных красок, которые Фортуни использовал для придания ткани ренессансной фактуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/119319383.23c/0_a4fc4_aee3ae99_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197741/119319383.23c/0_a4fe4_1ca290d8_XL.jpg)
На фото барышня наносит краску на блок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/119319383.23c/0_a4fd7_e6e5d127_XL.jpg)
Мариано Фортуни. Пробный оттиск. После 1907 г. Венеция. Шелковый бархат, бумага; печать. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108497/119319383.23c/0_a4fbf_da4843c8_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Манто персикового цвета с набивным узором. 1920 - 1930 гг. Венеция. Шелковый бархат; набойка. Собрание Фортуни Inc.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198998/119319383.23c/0_a4fda_5601fbde_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Театральный костюм (фрагмент). Отелло. Ок. 1930 г. Венеция. Шелковый бархат; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/119319383.23c/0_a4fd0_ba0a9032_XL.jpg)
Совершенно неожиданно на этой выставке в Эрмитаже оказались костюмы из сериала "Аббатство Даунтон". Ничего странного в том, что подлинные костюмы снимались в шоу нет - они были предоставленны художнику по костюмам Анне Роббинс фирмой Fortuny Inc. (6 сезон, 9 эпизод).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198786/119319383.23d/0_a501b_c811ab39_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Пальто - кимоно голубое с набивным узором (фрагмент). 1920 - 1930 гг. Венеция. Шелковый бархат, набойка. Собрание Фортуни Inc. Выставка в Эрмитаже.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194989/119319383.23d/0_a5019_3cd168ed_XXL.jpg)
Это же манто снималось в сериале "Аббатство Даунтон". Фото из сети.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172931/119319383.23d/0_a501c_d0e34fb4_XL.jpg)
Бархатное пальто с набойкой на леди Мэри в сериале (фото
http://fortuny.com/downton-abbey-wardrobe-visionary-calls-on-fortuny-for-final-season/)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/170815/119319383.23c/0_a4fd8_9c838756_XXL.jpg)
и на выставке в Эрмитаже
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196365/119319383.23d/0_a501f_7971f980_XL.jpg)
К сожалению, это фото НЕ С ВЫСТАВКИ, а с сайта
http://fortuny.com/history/ У нас это выглядит так:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/29473/119319383.23d/0_a5020_285b5ab4_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/62627/119319383.23d/0_a501e_e30cf3d5_XL.jpg)
Костюмы, предоставленные для съемок телешоу, выставлялись на выставке FIDM (левого пальто к нам не привезли). Фото взято
https://www.facebook.com/pg/fortunyvenezia/photos/?tab=album&album_id=1214754188565869 А вот "красный костюм леди Мэри" можно увидеть на выставке
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195195/119319383.23d/0_a5018_5a02f8f1_orig.jpg)
Промо к сериалу "Аббатство Даунтон". Фото из сети
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6310/119319383.23d/0_a5021_7af66433_XL.jpg)
"Костюм леди Мэри" на заднем плане на фото с выставки в Эрмитаже.
Это знаменитые платья - "дельфосы". На них, правда, не выставили свет, говорят, забыли провести в витрину освещение. Я воспользовалась тем, что платья осветили софитами телевизионщики... (Про "дельфосы" я писала здесь:
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33027.html)
Эрмитаж поддержал тему "античности" статуей и барельефом
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109878/119319383.23d/0_a5022_fc4ec27f_XL.jpg)
На мониторе показывают запись коллекции "Валентино", сшитой из тканей "Фортуни" на фабрике до сих пор выпускающей ткани по эскизам и технологии Фортуни "Фортуни Inc."(я писала об этом показе
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/357916.html)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/59186/119319383.23c/0_a4fde_cfac8c97_XXL.jpg)
Вот одно из платьев этой коллекции (фото VOGUE):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28001/119319383.20c/0_9c80a_eafb149a_XXL.jpg)
Фирма "Фортуни Inc."подарила Эрмитажу ткань, изготовленную по эскизам Мариано Фортуни, которой музей обил стенд.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/99813/119319383.23c/0_a4fdf_f286d4b4_XXL.jpg)
Теперь немного о вещах, предоставленных для выставки коллекционером Назимом Султановичем Мустафаевым.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196102/119319383.23c/0_a4fe0_3f47cf5_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/174352/119319383.23d/0_a5016_5aa5486d_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Подушка. 1909 г., Венеция. Шелковый бархат; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни. Туфли (к платью "Элеонора"), 1920-е гг. Лондон. Мастерская W. H. Smith. Шелковый бархат с набойкой производства Фортуни, кожа. Собрание Назима Мустафаева.
Оказывается, Эрмитаж
тоже не умеет экспонировать костюм, что очень грустно. Я поэтому не стала выше выкладывать фото одетых манекенов в полный рост - чтобы не отбить у вас охоту пойти на эту выставку.
Сравните:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102061/119319383.23d/0_a4ffa_226d949c_XL.jpg)
На фото выше - платье "Элеонора" в каталоге, и это же платье (на фото ниже) - на манекене на выставке:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38941/119319383.23c/0_a4fbb_5466713b_XXL.jpg)
Мариано Фортуни. Платье, модель "Элеонора". 1920-е г, Венеция. Шелковый бархат; набойка. Собрание Назима Мустафаева
Мне повезло увидеть эти вещи дома у Назима Султановича.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198998/119319383.23d/0_a4fe9_b625a696_XL.jpg)
Фотографии не способны передать нежную переливчатость бархата и деликатность набойки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104403/119319383.23d/0_a4fe7_94419df8_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/119319383.23d/0_a4fea_c7af6b18_XXL.jpg)
Еще один экспонат выставки из коллекции Назима Султановича - платье - "дельфос".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/119319383.23b/0_a4fb3_c823efc3_XXL.jpg)
На фото крайнее слева
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94893/119319383.23d/0_a4ff7_3581aa58_XXL.jpg)
Мне была предоставлена уникальная возможность рассмотреть это платье подробно...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104403/119319383.23d/0_a4fed_9bd5a62_XXL.jpg)
Оно казалось живым и похожим на волосы русалки) Посмотрите сами:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102548/119319383.23d/0_a4ff0_309ba2a0_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/119319383.23d/0_a4ff1_19268201_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196534/119319383.23d/0_a4fef_c3a9627e_XXL.jpg)
Искренне надеюсь, что Эрмитаж подсветит эти платья на выставке и все посетители тоже смогут полюбоваться переливами шелка.
И послесловие.
Эпиграф: "Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки".
Почему такой странный эпиграф?
Потому что: при всем том, что выставка прекрасна по своему наполнению, по тому, как организаторы чудесно раскрыли этапы создания удивительных тканей и моделей (во многом благодаря участникам выставки, предоставившим уникальные экспонаты - некоторым даже не хватило места!), есть у нее один существенный минус - само выставочное пространство скучно и уныло, как провинциальный этнографический музей времен СССР. В этой экспозиции не чувствуется любви к самим экспонатам, иначе не было бы покосившихся манекенов, плохо освещенных платьев и подлинных бархатов от "волшебника Фортуни", лежащих на уровне пола. Кто бывал в Палаццо Фортуни в Венеции наверняка помнит ту мистическую атмосферу, которую создают ткани и знаменитые светильники, которые на выставке в Эрмитаже стыдливо висят при входе у вывески. Ведь можно было привлечь настоящих дизайнеров выставочных пространств и для этой экспозиции, но Эрмитаж не стал этого делать - ведь сойдет и так.
И не нужно мне рассказывать о трудностях с манекенами и деньгами - я знаю массу примеров, когда и с этими проблемами люди блестяще справлялись при большом желании и чувстве ответственности перед зрителями.
И тем не менее!
Видеть эту выставку нужно!
Конечно, придется ехать в Питер (в Москву ее не привезут - это проект Эрмитажа), тем более, что там сейчас проходит еще одна интереснейшая выставка - но об этом чуть позже.
Официальное описание выставки на сайте Эрмитажа
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/marianofortuni/?lng=ru Для москвичей напоминаю, что сейчас в городе проходят прекрасные выставки:
Выставка "Элегантность и роскошь Ар Деко" в Кремле.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/381740.html и продлили до 22 января "Выставку старинного костюма в музее Пушкина"
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/378214.html Мне же еще очень понравилась выставка "СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН "МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ" в Мультимедиа Арт Музее
http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/montaj-attraktsionov/ - считаю ее идеальной. Там можно увидеть уникальные материалы, собранные из разных источников и прочувствовать личность режиссера, благодаря прекрасно выстроенному (и стильному) выставочному пространству. Очень советую вам ее посетить!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56796/119319383.23d/0_a5023_fbf941b_XL.jpg)
И ссылки по теме поста:
МАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 1: плиссировка
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33027.htmlКАРТИНКИ. ФОРТУНИ, ПЛИССИРОВКА (картинки)
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33658.htmlМАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 2: набойка (набивка тканей)
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/35065.htmlКоллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 1. 1920-е.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/342657.htmlКоллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 2. Необычности.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343540.htmlКак одевают выставки костюмов.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/376238.html