Костюм и украшения восточных славян

Oct 30, 2015 18:28

Оригинал взят у world_jewellery в Костюм и украшения восточных славян
Что-то я не на шутку увлеклась этнографией в последнее время)) Этнография - это наука, которая воссоздает, оживляет и сохраняет образ жизни народов, исчезающий не наших глазах. А поскольку раньше традиции соблюдались на протяжении веков - мы можем заглянуть в это окошко и увидеть еще более глубокую древность. Хотя мне больше интересна история украшений - все-таки ее очень трудно вполне понять без контекста. Украшения были составной частью традиционного наряда, а следовательно, культуры и обычаев. Лучше всего сохранялись традиции и древние представления именно в жизни простого народа, если говорить о славянах - то в крестьянской среде. В РЭМ богатейшие коллекции (всего около полумиллиона экспонатов), все экспонаты подлинные, одежде в большинстве случаев более 200 лет. Это, может быть и не такая уж древность, как бы мне хотелось, но зато это то, что можно полностью воссоздать и увидеть.

В РЭМ по вторникам работает лекторий, я хожу на некоторые лекции, рассскажу коротко о последней, на которой была 20 октября "Одежда и украшения восточных славян", которую читала Н.М.Калашникова, доктор культурологии.




С кем поведешься, от того и наберешься)) Недавно я прочла у кого-то, что у современных русских больше общего с угро-финскими народами или с татарами, например, чем с хорватами, поскольку народы, которые живут ближе, многое перенимают друг у друга, да и породняются чаще. Белорусские, украинские и русские костюмы имеют много общего, но и отличаются заметно)) В белорусском костюме ощущается влияние западноевропейского костюма, в украинском - влияние балканских народов, венгров и словаков, в русском костюме 12-14 века чувствуется татарское влияние.



Белорусский костюм

К восточным славянам относят русских, украинцев и белорусов. И хотя сейчас пояаилось много противоречивых теорий, но все три народа входили в состав древнерусской общности. В основе всех костюмов рубаха, на которую одевались остальные части гардероба. У женщин это различные по крою юбки, передники и безрукавки, у русских сарафаны. Все восточные славянки носили венцы. Портков женщины не носили. Мужчины носили рубаху навыпуск, поскольку портки имели несовершенный крой, заправлять стали только тогда, когда у штанов появилась ширинка. Носили пояса, особенно важно это было в мужском костюме. Замужние женщины закрывали волосы полностью, считалось, что длинные волосы соблазняют мужчин. Большой неприятностью было оказаться на людях с неприкрытой головой (опростоволоситься), то же самое для мужчин - оказаться без пояса (распоясаться).





Платок модифицировался в "полотенчатый" головной убор, чалму своего рода - у белорусов он назывался наметка, а у украинцев намитка (русские назвали бы, наверное, намоткой). Интересно, что по сей день белорусские и украинские женщины красиво завязывают платки и шарфы, что объясняется традицией, впитаной с материнским молоком :)) русские такого головного убора не имели и платки красиво завязывать не научились. Вот так.





Мужчины уходили на заработки в город, поэтому мужской костюм быстрее видоизменяется и приобретает "городские" черты





Белорусская девушка. Рубаха, юбка и безрукавка - горсет (привет от поляков). Сорочку белорусы называли кашуля, юбку - спадница, шерстяную - андорак, ну и, естественно, поверх всего пярэдник. Для рубах характерны воротнички-стойки и отложные.

Костюм - маркер этноса, но также маркер возраста и "семейного положения" - костюм девушки даже отличался от костюма девушки, давшей согласие на брак. Например, в Вологодской области просватанная девушка носила поверх платка колпачок. Головной убор замужней женщины скрывал волосы. Это связано с представлениями о магии волос. Красивые длинные волосы, считалось, оказывают сильное воздействие на мужчин, поэтому женщина должна была воздействовать только на своего мужа, а следовательно, головной убор снимался только дома. Свдебный костюм - вообще отдельная тема. В одежде вдовы затухает цветовая гамма. Интересно, что у многих кочевых народов цветом траура был белый, умершего человека должны были предать земле до захода солнца. Саван делали из его же чалмы, представляющую собой полотнище ткани 12 метров.



Белорусскя изба

В среднем в год снашивалось 30 пар лаптей, поэтому лапти могли плести все, кожаная обувь у славян тоже была. Почему-то на стенде белорусов меньше всего украшений, возможно просто не делали на них упора, а может нет в колекциях музея - судя по фотографиям носили в основном пару ниток бус - в основном коралловые и бело-голубые пастовые. Древние очень красивые находят украшения.



Украинцы в музее показаны на примере 4 групп - черниговщина, волынщина, Львов и Западная Украина, и еще свадебный костюм. За качество фотографий - примите извинения. В Черниговском костюме - на фото поверх рубахи надета плахта - не сшитая юбка из клетчатой ткани, впереди поэтому юбка расходится, поверх нее фартук. Безрукавка красиво вышита, причем вышита только правая сторона, которая видна. Лишних усилий не делали, то же касается и рубах - только видные части вышивались и украшались. Оригинальный платок с кисточками. Безрукавка, которая у белорусов называлась гарсеткой - в украинской одежде называлась кирсетка и имела более сложный крой.



Это Волынь. Как и в других традиционных костюмах много красного цвета, по той же причине, почему украшения красного цвета играли особую роль - они характерны для женской одежды фертильного (детородного) возраста. Намитка тоже "полотенечного" покроя, но по-другому завязана.







Львов



Украинский свадебный костюм. Чтобы невеста больше отличалась от остальных присутствующих - на ней высокий головной убор. Украшения в этом именно случае довольно скромные - всего пара ниток небольших кораллов, более крупные - искусственые,  а самые крупные - деревянные крашеные. Так что невеста, хоть и симпатичная, но из небогатых. Кораллы (и намисто с кораллами) очень характерны для украинских костюмов. В свадебных костюмах много красного цвета, обычай надевать белое платье совсем молодой :)) До последнего времени во многих местностях сохранялась традиция надевать традиционный костюм на второй день свадьбы. Приданое девушке готовили буквально с самого рождения, чтобы показать свое мастерство и готовность к семейной жизни невеста дарила подарки, сделанные своими руками, буквально всем гостям. Цветная обувь популярна в принципе, на свадьбу одевались красные черевички или как на фото - красные сапоги. Красные сапоги характерны и для богатого княжеского костюма.









Это гуцульский костюм, он не только очень красочный,  но и богатый - в руках у женщины дорогие венецианские бусы, продавались во Львове. Головной убор в виде красных плетеных кос из гаруса. Волос почти не видно, но головной убор напоминает прическу. Покрой брюк и обувь отличается большим удобством для ходьбы по горам. Очень широкий пояс, как и борцовские пояса сделан так, чтобы обеспечивать поддержку спины. Широкие пояса характерны для традиционных мужских костюмов. В этом костюме нет передника, поскольку юбка состоит из двух частей - попередницы и позадницы. Теплая верхняя одежда делалась из более теплых тканей, в том числе носили шубы, например гуцулы носили шубу из длинноворсового меха - jyf она называлась гуня.





Русских костюмов в музее больше















Русский костюм очень разнообразен, в зависимости от местности, общий принцип тот же - рубаха, юбка, берукавка, очень распространен сарафан - характерная деталь русского костюма. Для южных областей характерны поневы.











Это платье, характерное для донских казачек. Этот тип одежды заимствован из кавказской одежды.









Это коновал со знаком отличия - своего рода лицензия или отличительный профессиональный знак.





Так обрабатывали лен - в русской одежде использовался лен, конопля и шерсть. Для получения шерсти держали овец. Хотя это больше черта скотоводческих народов.







В поле могли работать в одной рубахе.



На работе в поле межчины могли снимать пояс



Ну а это настоящая джинсовая одежда. Окрашивание с помощью индиго тоже было распространено, так что это совсем не прерогатива американского континента. Не Левис, но вполне себе настоящая джинсовая ткань - носили в деревне на работу.

Городской костюм отличался от деревенского. Что касается украшений - височные кольца постепенно сползли вниз и превратились в украшения наушные - серьги. Для славян характерны гривны, которые были распространены также и у других соседних народов, у тех же скифов и скандинавов. Археологи находят створчатые браслеты, на которые зачастую нанесены рисунки с изображениями ритуалов, возможно русалий, постепенно символика и рисунки приобретают христианский смысл. Вышивки, манжеты и орнаменты - отдельные большие темы. Если есть желание глубже вникнуть в тему - можно почитать работы Масловой, Шенгиной и Сосниной, много интересного можно найти в библиотеке Театрального музея (рядом с Александринским театром).

Я не пыталась здесь изложить подробно мнение Н.М.Калашниковой, для этого лучше почитать ее работы, например "Имидж и семиотика народного костюма". Нас она порадовала, покзав результат творческого подхода к созданию своих собственные ювелирных украшений, представляющих собой реконструкцию археологических славянских оригиналов. Кстати, в Этнографическом музее продаются работы Алешина, новгородского мастера-реконструктора.



Немного о реконструкции ювелирных украшений в Финляндии писала здесь

Санкт-Петербург, перепост, костюм, народное, музеи

Previous post Next post
Up