Византийская сказка древнерусской архитектуры

Jul 19, 2013 21:36


ZnichKa



Крестишься издали на храм, подходишь поближе - а там со стен на тебя смотрят василиски, кентавры, грифоны…

Конечно, самые первые вопросы - к сочинителям… «донаторам»). Конечно, почти наверняка - это не их сказка, где-то они её услышали..

Сказка всей страны и всего четырёх князей - деда, двух его сыновей и внука…Юрий-Андрей/Всеволод-Юрий...и потом (ага - бац) и никто её уже не рассказывает… а дальше - и вообще забыли - про что она…

Если стряхнуть с истории про Юрия Долгорукого и его детей всякие  летописно-патетические «алчности к приобретению» и современные жарено-журналистские тамплиерские придумки, а также  фоменковские  коммерческие прозрения, то
получается, что сказка эта произвела на князей неизгладимое и потрясающее впечатление…

При напоре и бурной активности профессора Сергея Вольфганговича Заграевского, вполне простительных ввиду его трепетной любви к Германии - корни русского белокаменного зодчества почти везде теперь видят глазами этого доктора архитектуры  - именно в соборе Шпейера. Но вот посмотрите - «сумрачный германский гений»  далёк от праздничной нарядности и легкости наших соборов…

Не верится, что «наши» князья  - хотели  такое, а вышло - такое.



Термины «русская романика» и «русская готика», придуманные этим профессором - искусственны… и при всём пафосе и пиаре эта идея - не более чем технологическая строительная параллель, без эстетики совсем… На стенах собора в Шпейере - тоже резной декор,



но при родственности его мотивов, он осмыслен по-другому,  задумчивые такие у них зверюшки.. а вот еще хрестоматийный Вормс -



это - иная выразительность архитектурных форм. Красивая, но совсем другая сказка.

А с берегов Рейна  - предлагаю прогуляться в Ломбардию))) вот в Италии (ага) - очень похожая на нашу сказка, и максимально близкая (и в прямом и в переносном смысле) к лёгкому и праздничному эллинизму с его теплом, радостью и иронией.

Сказка, распространившаяся по всей Европе из Ломбардии, северной провинции Италии. И у нас эта сказка оживала с эмоционально-живописным византийским стремлением к античности…, а не рационально-символическим западным.   Мне кажется, что  античность оказывала влияние по-разному: на Византию ах, - произвела впечатление, а Западную Европу - повергла в размышления… Как в сказке поделили наследство: одному - тепло, другому - свет)))
Вот в Павии - посмотрите, как похоже, это - Сан Микеле (Chiesa di San Michele)

Не более далекий по впечатлению фасад, чем шпейерский)))



но зато резной вот такой портал



и даже "терзание" имеется



И там же, в Павии - Сан Франческо (Basilica San Francesco)





а так выглядят, если кто подзабыл - наши плетёнки аркатуры Дмитриевского собора во Владимире



А это - Милан. Базилика Св. Амвросия (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо)



и есть "терзания" невсамделишные, и снова - плетёночки... и монстрики, и поросята, что ли...





И еще - в Модене, как-то показывала уже... Но вот в Комо… мне кажется - очень похоже... прямо родное %)

Последние две недели - Сант-Абондио в Комо (Sant'Abbondio) - это мой любимый собор, с первого взгляда, выглядит он вот так, и прошу - без античной иронии, сердцу не прикажешь)



И по времени - всё совпадает, эта церковь Сант-Абондио освящена в 1095 г.



Видите медведика такого (лёвик, все-таки, наверное))) между двух птичек антропоморфной мордой выглядывающего?

У нас этих медведиков ("львиных масок")  очень много... и на разных соборах... вот такие например, барабанные, их просто глазами с земли и не разлядеть...  очень высоко!  а они там все разные... коллекционные что ли...



И еще ломбардские плетенки каменные - из Комо:



а вот такое - наше: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском



а это - часть портала из Комо



и еще такое наше - снова Дмитриевский во Владимире



А вот - из Sant'Abbondio еще несколько фрагментов









а вот теперь сравните последние картинки из Комо с нашими... Вот это - с дмитриевского барабана...



И вот снова - Sant'Abbondio - лёвик:



А еще у них в Ломбардии вот такие зверюшки...



а у нас - тоже есть... похожие, и тоже - на портале:



А вот они же - с такими же цветущими хвостами, но ломбардские:



Ну и как? устали)))

похожая сказка?  сможете отличить нашу картинку от ломбардской? Эх, еще бы понять - о чём у них в Комо были сказки... почти 1000 лет назад.
А ещё из области почти сказок - в Комо были «бродячие каменщики» (maestri comacini), профессиональные инженеры-строители, ремесленный цех которых с тарифами упоминается в бухгалтерских документах аж с 643 года... И именно отсюда ломбардский стиль «универсальный романский декор» и его сказочные особенности, к которым относились и плетенки, монстрики, грифончики и прочие зооморфности, они  разнесли в Средние века по всему миру... наверное, и у нас побывали)

использованы материалы http://www.rusarch.ru/

http://znichka.com/post102600135

Владимиро-Суздальский рельеф, Византия, перепост, зооморфный орнамент, романский стиль, лев, орнамент

Previous post Next post
Up