ZnichKa Крестишься издали на храм, подходишь поближе - а там со стен на тебя смотрят василиски, кентавры, грифоны…
Конечно, самые первые вопросы - к сочинителям… «донаторам»). Конечно, почти наверняка - это не их сказка, где-то они её услышали..
Сказка всей страны и всего четырёх князей - деда, двух его сыновей и внука…Юрий-Андрей/Всеволод-Юрий...и потом (ага - бац) и никто её уже не рассказывает… а дальше - и вообще забыли - про что она…
Если стряхнуть с истории про Юрия Долгорукого и его детей всякие летописно-патетические «алчности к приобретению» и современные жарено-журналистские тамплиерские придумки, а также фоменковские коммерческие прозрения, то
получается, что сказка эта произвела на князей неизгладимое и потрясающее впечатление…
При напоре и бурной активности профессора Сергея Вольфганговича Заграевского, вполне простительных ввиду его трепетной любви к Германии - корни русского белокаменного зодчества почти везде теперь видят глазами этого доктора архитектуры - именно в соборе Шпейера. Но вот посмотрите - «сумрачный германский гений» далёк от праздничной нарядности и легкости наших соборов…
Не верится, что «наши» князья - хотели такое, а вышло - такое.
Термины «русская романика» и «русская готика», придуманные этим профессором - искусственны… и при всём пафосе и пиаре эта идея - не более чем технологическая строительная параллель, без эстетики совсем… На стенах собора в Шпейере - тоже резной декор,
но при родственности его мотивов, он осмыслен по-другому, задумчивые такие у них зверюшки.. а вот еще хрестоматийный Вормс -
это - иная выразительность архитектурных форм. Красивая, но совсем другая сказка.
А с берегов Рейна - предлагаю прогуляться в Ломбардию))) вот в Италии (ага) - очень похожая на нашу сказка, и максимально близкая (и в прямом и в переносном смысле) к лёгкому и праздничному эллинизму с его теплом, радостью и иронией.
Сказка, распространившаяся по всей Европе из Ломбардии, северной провинции Италии. И у нас эта сказка оживала с эмоционально-живописным византийским стремлением к античности…, а не рационально-символическим западным. Мне кажется, что античность оказывала влияние по-разному: на Византию ах, - произвела впечатление, а Западную Европу - повергла в размышления… Как в сказке поделили наследство: одному - тепло, другому - свет)))
Вот в Павии - посмотрите, как похоже, это - Сан Микеле (Chiesa di San Michele)
Не более далекий по впечатлению фасад, чем шпейерский)))
но зато резной вот такой портал
и даже "терзание" имеется
И там же, в Павии - Сан Франческо (Basilica San Francesco)
а так выглядят, если кто подзабыл - наши плетёнки аркатуры Дмитриевского собора во Владимире
А это - Милан. Базилика Св. Амвросия (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо)
и есть "терзания" невсамделишные, и снова - плетёночки... и монстрики, и поросята, что ли...
И еще - в Модене, как-то показывала уже... Но вот в Комо… мне кажется - очень похоже... прямо родное %)
Последние две недели - Сант-Абондио в Комо (Sant'Abbondio) - это мой любимый собор, с первого взгляда, выглядит он вот так, и прошу - без античной иронии, сердцу не прикажешь)
И по времени - всё совпадает, эта церковь Сант-Абондио освящена в 1095 г.
Видите медведика такого (лёвик, все-таки, наверное))) между двух птичек антропоморфной мордой выглядывающего?
У нас этих медведиков ("львиных масок") очень много... и на разных соборах... вот такие например, барабанные, их просто глазами с земли и не разлядеть... очень высоко! а они там все разные... коллекционные что ли...
И еще ломбардские плетенки каменные - из Комо:
а вот такое - наше: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
а это - часть портала из Комо
и еще такое наше - снова Дмитриевский во Владимире
А вот - из Sant'Abbondio еще несколько фрагментов
а вот теперь сравните последние картинки из Комо с нашими... Вот это - с дмитриевского барабана...
И вот снова - Sant'Abbondio - лёвик:
А еще у них в Ломбардии вот такие зверюшки...
а у нас - тоже есть... похожие, и тоже - на портале:
А вот они же - с такими же цветущими хвостами, но ломбардские:
Ну и как? устали)))
похожая сказка? сможете отличить нашу картинку от ломбардской? Эх, еще бы понять - о чём у них в Комо были сказки... почти 1000 лет назад.
А ещё из области почти сказок - в Комо были «бродячие каменщики» (maestri comacini), профессиональные инженеры-строители, ремесленный цех которых с тарифами упоминается в бухгалтерских документах аж с 643 года... И именно отсюда ломбардский стиль «универсальный романский декор» и его сказочные особенности, к которым относились и плетенки, монстрики, грифончики и прочие зооморфности, они разнесли в Средние века по всему миру... наверное, и у нас побывали)
использованы материалы
http://www.rusarch.ru/ http://znichka.com/post102600135