Их номинировали...

Feb 27, 2017 02:28




Совсем немного осталось до объявления победителей премии Американской Киноакадемии. Попробую и я что-то написать по этому поводу. Ибо модно, стильно, молодёжно. Пусть будет своего рода ранжир номинантов в самой главной номинации от худшего к лучшему. Сразу оговорюсь. Так и не посмотрел фильмы "Ограды" Дэнзела Уошингтона и "Скрытые единицы" Теда Мелфи.

7. Лев / Lion (реж. Гарт Дэвис)



Был такой неплохой американский фильм "Прислуга" режиссёра Тэйта Тэйлора. В нём группа богатеньких домохозяек во главе с Брайс Даллас Хоуард мнили себя истинными филантропками и создали "Фонд помощи голодающим детям Африки". Только вот никакой помощи они не оказывали, а только тешили своё эго. Да и на поверку оказались теми ещё расистками, что весьма забавно высмеяли в том фильме. Сложилось впечатление, что фильм "Лев" сняли те самые "домохозяйки". Правда, в титрах указано, что их зовут братья Уайнстин.
Как не странно, вторая половина, в которой персонаж Дев Пателя по большей части смотрит в ноутбуке на Гугл Мапс, хоть и скучновата, но гораздо интересней, чем откровенно манипулятивная первая половина.

6. Манчестер у моря / Manchester by the Sea (реж. Кеннет Лонерган)



Очень хорошая операторская работа. Без шуток.То как оператор-постановщик Джоди Ли Лайпс создаёт мягкое естественное освещение дорогого стоит. Без него бы этот маленький угнетающий провинциальный городок потерял бы ауру сказочности. Да и технически хотелось бы отметить пару сцен с лодкой, которую снимали со стороны, но даже в движении и при сопротивлении волн он умудрялся сохранять чёткую геометрическую композицию.
А так и два предыдущих фильма Лонергана показались жутко переоцененными, но этот ещё хуже них.  К сожалению, половина персонажей не вызывает никакого сочуствия. А все проблемы, обрушившиеся на героя Кейси Эффлека, кажутся слёзовыжимательными именно из-за того, что его окружают отталкивающие персонажи.

5. Острый хребет / По соображениям совести / Hacksaw Ridge (реж. Мел Гибсон)



Первая половина - халтурное христианское кино, типа тех фильмов с Кевином Сорбо. Идиллия, любовь, церковь, жизненные трудности, которые решаются верой и молитвой... После такого вступления тяжело было поверить, что в фильме есть что-то хорошее. Но батальные сцены Гибсону отчасти удались. Хлесткие, жёсткие, натуралистичные, немного пафосные, но уровень фильма они заметно поднимают. И именно тут срабатывает пацифистский пафос режиссёра, который изрядно дискредитирован начальной пародией на "Цельнометаллическую оболочку" Стэнли Кубрика. Правда, финальный кадр с парящими носилками вновь отсылает к тому, что фильм в первую очередь христианская агитация, а не как говорит сам режиссёр, фильм о супергерое без костюма.

4. Ла Ла Ленд / La La Land (реж. Дэмьен Шэзелл)



Операторская работа Линуса Сандгрена - высший класс. Это уровень Наташи Брайер в последнем фильме Николаса Виндинг Рефна. Режиссура тоже вполне достойная. Особенно впечатляют открывающий музыкальный номер на шоссе и сцена концерта. Действительно удивляешься, как это смогли снять. Монтаж тоже не отстаёт. Райан Гослинг неплох. И финал хоть и надуман, но хороший.
Но.... Но. Но!!! Слишком много "но".
Во-первых, музыка - плохая. Тяжело оценить мюзикл с очень плохой музыкой и слабым вокалом. Лучшее что есть в фильме - это кавер-версии песен Джастина Тимберлейка и группы A Flock of Seagulls (в субтитрах эта песня анекдотично названа "Иран"). А вся оригинальная музыка - это ненавистный мне джаз. Причем именно тот унылый закостенелый джаз из 20-30х гг. прошлого века. В сценарии режиссёр пытается защитить эту умершую музыку, но у него это не выходит. Джазмены были революционерами, а герою и режиссёру нравится этот мёртвый устаревший консервативный конструкт. К тому же Эмма Стоун вообще не попала в роль, откровенно переигрывая во всех сценах.
После "Уиплэша" - это два шага назад. Дэмьен Шэзелл хотел снять о том, что старое кино великое, но в итоге утонул в нём, потеряв самобытность. Прошлое может быть источником для вдохновения, но не должно становиться самоцелью. Яркий пример - Баз Лурман и его хороший мюзикл "Мулен Руж!", в котором постановщик активно использовал ностальгию о былом и актуализировал его. Но Шэзелл просто устроил музейную экспозицию, которую нельзя трогать руками. Предыдущий фильм режиссёра был о том, что через тернии можно прорваться к звёздам. Но там в роли препятствия выступал консервативный преподаватель-дирижёр, который требовал чёткого следования нотной грамоте, а герой обретал себя, когда назло ему выходил за рамки предписанного. "Ла Ла Ленд" же - это фильм, снятый по нотам.

3. Любой ценой / Hell or High Water (реж. Дэвид Маккензи)



Вестерн в актуальных экономико-социальных условиях. Современные братья Янгер или Джеймс грабят банки и даже, как их далёкие источники вдохновения, получают молчаливое одобрение общества. Их пытаются поймать пара шерифов - типичный ковбой и метис, которые постоянно неполиткорректно подкалывают друг друга. И всё это могло бы стать банальной перепевкой старых песен о главном, если бы не чуткая режиссура и хорошие актёрские работы. Особенно стоит отметить Криса Пайна и Джеффа Бриджеса, хотя и их напарники держат заданный ими уровень человеческого.

2. Прибытие / Arrival (реж. Дэни Вильнёв)



Кто-то весьма точно выразился о творчестве Дэни Вильнёва. Он умеет снимать "воздух", а для современного голливудского кино это уже огромное достижение. "Прибытие" же легко могло стать обычным американским масс-продуктом, если бы не режиссёрская рука. Задуманная, как "История твоей жизни", картина весьма интересно обращается со временем. Собственно, вопрос памяти и восприятия времени становится основным в истории жизни Луизы - лингвиста, которой предстоит наладить контакт с загадочными пришельцами из космоса.
Интересно, что место, в котором происходит их контакт, напоминает зал кинотеатра, а по ту сторону широкого экрана материализуются необычные символы, которые героиня пытается разгадать. Можно даже сказать, что это своего рода "Прибытие поезда на станцию Земля". Начиная с простейших азбучных примитивов, Луиза познаёт язык по ту сторону белого экрана. Но начиная с малого, постепенно она раскрывает большее и этот "язык" становится ключом для понимания не Вселенной, но самой себя. Принятие собственных чувств. Отказ от восприятия памяти и времени, как непрерывной линии.
Тем обиднее, что в фильме не обошлось без ложки дёгтя. Так называемая военно-политическая и научно-познавательная линии выглядят чужеродными, придуманными голливудскими продюсерами для невзыскательной публики, которая не способна оценить воздушную простоту основного сюжета, потому требующей дешёвого конфликта про войну между государствами, но не про мир внутри героини. И именно тут фильм спасает талант постановщика. Всё же мне верится, что лучшие фильмы Дэни Вильнёва ещё впереди.

1. Лунный свет / Moonlight (реж. Бэрри Дженкинс)



Этот фильм легко вписывается в категорию современных американских молодёжных фильмов о жизни за пределами опрятных субурбий. "Весенние каникулы" Хармони Корина, "Пропащая река" Райана Гослинга, "Американская милашка" Андреа Арнолд, и вот теперь "Лунный свет" Бэрри Дженкинса. Кино в замедленном ритме современного хип-хопа со вспышками танцевальной электроники. К сожалению, в номинанты на престижную премию "Оскар" фильм попал скорее всего случайно. Тяжело поверить, что американские академики оценили фильм за его кинематографические достоинства.
Многие посчитали, что фильм посвящен истории чернокожем гее, но сам фильм вносит долю сомнения в такую формулировку. Названный отец-учитель Широна Хуан говорит ему житейскую мудрость: "Не дай никому сделать выбор за себя". Но эта бытовая банальность для зрителя ничего не значит до третьей главы фильма, в которой Широн превращается в Хуана и Кевина (своего друга детства), одновременно. Семейные, социальные, психологические проблемы заставляют героя создать образ, маску, чтобы скрыть свою душевную боль. И его так называемый гомосексуализм, за который зацепились все, точно такая же маска, как и образ маскулинного гангстера, толкающего наркоту. Кто же истинный Широн (он же Малой, он же Чёрный) мы так и не узнаем. Он так и останется закрыт от зрителя за скорлупой, которую он последовательно выстраивал вокруг себя, чтобы избавиться от боли. Но финальные встречи с матерью и Кевином дают трещину в ней, после которой зрители уже не способны не проникнуться личностью этого барыги из гетто.

Оскар, очерки, кино

Previous post Next post
Up