Тёмный город / Dark City (1950)

May 02, 2016 14:57



реж.: Уильям Дитерле
Мелодраматический триллер

Фильм "Тёмный город" сегодня причисляют к жанру "чёрного фильма", по факту, лишён типичных для нуара ходов. В этой картине немецкого режиссёра Уильяма Дитерле нет торжества фатума, детерминированности наказания за грехи, наличия femme fatale. Хотя два женских персонажа, что присутствуют в сюжете картины и могут натолкнуть на такие мысли, но по ходу действия становится понятно, что встреча с ними не фатальна для героя, а наоборот, оживляет его, пробуждает из спячки "пост-военного синдрома". К стилистическому направлению фильма-нуар можно причислить разве что экспрессионистское визуальное решение с использованием контрастных теней. Но можно это объяснить и немецким происхождением постановщика.
Сам фильм содержательно близок к выдающейся картине Николаса Рэя "В укромном месте". Главный герой в исполнении Чарлтона Хестона (первая заметная роль в кино для будущей голливудской звезды) - ветеран войны, который не может найти себя после возвращения с европейских фронтов. Некогда преуспевающий страховщик, сегодня он прожигает жизнь, играя в покер и раздевая простаков. После того, как он с друзьями, оставляет без копейки другого ветерана войны, тот кончает жизнь самоубийством. Тогда за ним и его подельниками начинает охоту неизвестный маньяк, который вскорости окажется родным братом суицидника. Но в фильме не так уж важна роль убийцы, сколько личность главного персонажа, который оказавшись в пограничной ситуации переоценивает собственное прошлое и начинает предпринимать попытки начать новую законопослушную жизнь. В этом плане, кажется, немного прямолинейным тот факт, что ветеран войны должен перевоспитаться только после того, как своими действиями склонит к самоубийству другого ветерана войны. Собственно, критики-современники фильма, отмечая безусловные достоинства картины в лице талантливого режиссёра, театрального актёра Чарлтона Хестона, удачно выступившего перед кинокамерой, работы оператора и композитора, которые выстроили мрачную и гнетущую атмосферу, так же весьма критично отнеслись к слишком морализаторскому сценарию, не позволяющему картине раскрыться во всю ширь.
Интересной деталью видится присутствие в кадре маньяка-убийцы. Отечественным зрителям он может напомнить фильм "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая. Ведь все его появления в кадре ограничиваются лишь кистями его рук, с надетым на них внушительным перстнем.


очерки, 7/10, кино

Previous post Next post
Up