реж.: Георгий Васильев, Сергей Васильев под псевдонимом "Братья Васильевы"
Революционно-приключенческий эпос
Такая жизнь, что и умирать не хочется Конечно, такой фильм мог быть снят только тогда, когда Гражданская война ещё не стала достоянием далёкой истории, а Революция не стала предметом пустопорожнего начётничества. Хотя уже тогда эта эпоха медленно подходила к своему финалу, выдав напоследок один из главных шедевров советского кинематографа.
Режиссёры, выступавшие под псевдонимом Братья Васильевы, а на самом деле однофамильцы, участники войны, а Сергей Васильев и вовсе активный участник петроградского Красного Октября 1917 года, отлично усвоили уроки своего учителя Сергея Эйзенштейна, воссоздав на экране с одной сторону пространство мифа, а с другой настоящую кинематографическую реальность, по всем законам диалектического кино. Так на экране сталкиваются стихийный коммунист-романтик, почти анархист Чапаев, который в теории толком ничего не понимает, но знает, что он сражается за всеобщее равенство и свободу в мировых масштабах, и полковник Бороздин, человек образованный, но готовый на всё ради личной выгоды. Чего только стоит эпизод, где он отменяет приказ “Расстрелять” на “Представить к экзекуции”, понимая безграмотность солдат, служащих на его стороне и верящих, что они воюют за Родину.
Сам же фильм - это то, что по-настоящему можно назвать “Рождением нации”, если искать аналогию с Гриффитом, тем более и у Васильевых монтаж играет важную роль. Но с той поправкой, что вместо откровенно расистского заказа, перед нами революционная песнь о победе над эксплуататорами. Да, герои пали, но народ победил. Этот оптимизм поддерживает и обильный ироничный юмор, разбросанный по всей картине, и сам по себе ставший объектом цитат и анекдотов. А сцена психической атаки “белых” под музыку Гавриила Попова не менее эффектна, чем пресловутая атака конницы под вагнеровский “Полёт валькирий”.
- Василий Иванович, вы за кого: за большевиков или коммунистов?
- Я за Интернационал!
Интересно, что в годы войны, в 1941 году, был снят альтернативный финал “Чапаев с нами”, который демонстрировался в кинотеатрах вместо нынешних трейлеров, в котором Василий Иванович таки переплывал Урал и заливался пламенной патриотической речью о том, что били, бьём и будем бить. Ведь Чапаев всегда с вами. Герои не умирают.