Разница между учеными может быть в разнице целей. Донести сведения (данные, факты, выводы) или донести понимание, близкое к переживанию. Для первого необходимо иметь объем этих данных, достаточный для свободного оперирования. Для второго требуется сперва самому оказаться внутри описываемого, стать участником, непосредственным свидетелем фактов, и тогда происходит понимание как переживание, как личный опыт.
Неклассическая наука именно делает выбор в пользу вовлеченности ученого в опыт. Интересно, что это представление об ученом как о непосредственном участнике эксперимента является тождественным принципу индийской философии о единстве Атмана и Брахмана. Субъект (Атман) включен в исследуемый объект (Брахман).
Comments 2
Для первого необходимо иметь объем этих данных, достаточный для свободного оперирования. Для второго требуется сперва самому оказаться внутри описываемого, стать участником, непосредственным свидетелем фактов, и тогда происходит понимание как переживание, как личный опыт.
Reply
Интересно, что это представление об ученом как о непосредственном участнике эксперимента является тождественным принципу индийской философии о единстве Атмана и Брахмана. Субъект (Атман) включен в исследуемый объект (Брахман).
Reply
Leave a comment