Минимализм. Бог, я и коврик.

Nov 22, 2012 22:39


Я думал о том, что, кроме известного, привлекает европейцев на берега Ганги. Полистал фотки, делюсь находками. Почему несмотря на грязь, бардак, попрошаек, коров, шмашан, несмотря на отличие менталитета, этики и проч. и проч., все равно туда тянет как магнитом энный процент нормальных, выросших в христианской более или менее среде, людей, в том числе всякий офисный планктон, далекий от философии, мистицизма и даже осознанного духовного поиска (гашиш не в счет).
Ответ прост. На гхатах Варанаси наблюдается некий духовный минимализм, предельная простота созерцания и отношения к окружающей действительности.


Я писал о феноменологии не раз, и напишу еще. Это - очищение от лишнего, от сложного "дизайна" вокруг природы. Очищение от чрезмерно развитой (переразвитой - как говорит Юнг) культуры.
Если быть радикальным в отношении христианства - очищение веры от церкви. Очищение веры от институтов. Очищение истины от интерпретаций. Очищение природы от дизайна. Очищение видьи от майи.
Храмы конечно у индусов тоже есть. И обряды, и весь набор идолопоклонства, как во всех религиях.
Но кроме того, есть эта область, эта сфера богообщения, когда нет никаких сопутствующих деталей, разве что коврик. Бог, я и коврик - необходимо и достаточно. 
Это не мистицизм, или мистицизм, но другой, не скрытный, не тайный. Все на виду. Коровы вокруг пасутся, трупы горят на шмашанах, туристы толпами гуляют, зазывалы предлагают чай и гашиш, тут же парикмахеры бреют, тут же прачки стирают, вся суета, вся пестрая базарная жизнь никуда не девается, но почему-то остается возможным не избегая мира созерцать чистое бытие на фоне сущего, можно касаться реальности напрямую, даже без книг, даже без киртанов, мантр, и уж тем более без жрецов, общины, реликвий, и всего того, чем обычно у нас обрамляется богообщение.
Бесценный козырь индуизма в этом, а не в ганешах-хануманах. А идолами кого удивишь.















индийская философия, мысль, индуизм

Previous post Next post
Up