.day.two.
Проснувшись и даже успев прогуляться в деревню и к морю, наша компания направляется в "Queen Victoria Public House". Арена, где сегодня будет всё самое интересное, располагается в местном пабе. Как в общем-то и все пабы, smashbloc arena напоминает московские "16 тонн", только бар там не в центре зала, а вдоль стены, что сильно повышает маневренные возможности. Звук тоже чем-то напоминает тонны, очень зависит от точки, где стоишь, и у сцены чересчур громкий, но найти себе комфортное место труда не составляет.
Суббота - день айдиэма. Ради этого я в общем и ехал в такую даль - шансы увидеть в Москве Christ, Ochre, Digitonal, Bochum Welt, Black Dog и d'Arcahgelo близки к нулю. Первый интересный лайв начинается в три часа дня, а вообще арена smashbloc функционирует почти круглые сутки с двухчасовым перерывом с 10 до 12 утра чтобы прибраться и выгрести с танцпола горы пластиковых стаканов. Причем самое поразительное то, что народ здесь есть всегда - самые отчаянные уколбаски рубятся здесь до последнего, а к двенадцати подтягивается самая спокойная публика, которая уже успела выспаться. В три здесь лениво толпится, потягивая напитки, человек тридцать, но они явно знают, куда и зачем пришли. Вообще маленький фестиваль это всегда приятно с той точки зрения, что здесь как бы все свои - на второй день уже постоянно встречаешь вчерашних случайных знакомцев.
Первым в длинной плеяде адиэмщиков выступает Christ. Брутальный шотландец с выражением полного пофигизма на лице вполне мог бы сойти за героя экранизаций Ирвайна Уэлша. Достал ноутбук, взгромоздил перед собой Korg ms2000 и принялся издавать красивые звуки. Начинает со знакомых вещей, но быстро добирается и до новья, которое тоже звучит весьма и весьма. Первые полчаса шотландец еще держит чилловый формат, но потом резко переключает передачу и доигрывает уже танцевального бодрячка, весело подёргивая головой и приятно повизгивая своим коргом.
В четыре его сменяют Digitonal - одни из тех, кого я заранее ставил в фестивальный топ и, как ожидалось, не ошибся. Здоровяки в маечках «Toytronic» играют с ноутбуков и контроллеров - все-таки два человека на сцене выглядят куда убедительнее, чем один, что бы они там ни делали. Англичане начинают с неторопливого и меланхоличного IDM - живых музыкантов с ними нет, поэтому неоклассикой они не злоупотребляют. Кое-где звучат сэмплированные скрипки, но упор на них совсем не делается. Через полчасика Энди и его приятель выдают дуплет из совершенно фантастических вещей - лёгкий поп-IDM с вокодерным вокалом и фирменная электронная неоклассика со скрипкой, связанные «болтом» из длинного разговорного сэмпла. Красиво до одурения, прямо мурашки по коже - ради этого стоило ехать в такую даль. А дальше события принимают оборот совсем неожиданный - парни потихоньку разгоняются ударов до ста тридцати и вдруг съезжают в классический транс а-ля Cosmic Baby - эйфорические мотивы, прямой бит и зажигательные эйсидные рифы. Смэш-блок пляшет и размахивает руками. Да здравствуют девяностые!
После концерта успеваю немного поболтать с усталым, но довольным Энди: «О, собрат по «тойтнонику» - рады видеть, заходи как-нибудь поджемить! Мы сегодня играли какую-то мешанину - у нас скоро выходит новый альбом на лейбле Just Music, но там танцев не будет, скорее что-то вроде того, что мы издавали на Toytronic. А что делать с этим материалом пока не вполне понятно».
IDM-феерию продолжает Ochre. Музыку играет хорошую (много вещей с «Midsummer Nice Dream», что-то с «Lemodie», кое-что даже новое было), но сам по себе лайв довольно скучный - клавиш нет, из управляющих устройств один контроллер, напоминающий джойстик от игровых приставок. Как манипуляции с ним влияют на музыку тоже неясно абсолютно. В отличие от тех же Digitonal, которые звучали очень сыро и живо, Ochre на слух от собственных записей неотличим. Ну да ладно, за красивые мелодии всё равно спасибо.
К шести мы перемещаемся в tecbloc-арену, где намечается едва ли не самый важный для меня лайв - Bochum Welt. О своей давней любви к музыке Джанлуиджи и о полном недоумении по поводу того, что с ним происходит сейчас, я уже писал. Десять лет назад я бы многое отдал за то, чтобы посмотреть его лайв, сегодня же ждал концерта кумира скорее с опасением, которое оправдалось по полной программе.
«Тек-блок», куда при битке влезет человек 500, почти пуст. На сцене стоит стол с одиноким «Макинтошем» - Джанлуиджи кивает немногочисленным зрителям, тихонько ставит ремикс Хайнриха Мюллера на «St Tropez» и удаляется за сцену. После паузы итальянец торжественно выходит на сцену, машет ручкой и… ставит следующий трек с «мака». Bochum Welt жутко постарел и выглядит немного в жанре «мама, что я здесь делаю и кто все эти люди?». Действия на сцене - ноль, кажется в ноутбуке у него iTunes. Звук в зале такой плохой и такой тихий, что кажется, будто концерт еще не начался. Народ в недоумении. «Лайв» тем временем течет своим чередом - синьор Ди Костанца ставит «Flag», «Robotic Operating Buddy», «Saint», в общем играет альбом, не утруждая себя даже порядок треков менять. Публика постепенно сливается - понявший это Джанлуиджи прибавляет звука и… ставит эйсидный трек, явно не свой. Следом происходит самый интересный момент - итальянец заводит долго рекламировавшийся на его майспейсе ремикс на итальянскую поп-звезду Чиару. Ремикс и вправду интересный, чем-то напоминает Мадонну образца альбома «Ray of Light», да и Bochum Welt в нем слышен отлично.
Но дальше случается полный конфуз - во время очередного трека у Джанлуиджи начинаются технические проблемы, музыка заедает и останавливается. Маэстро явно не понимает что ему делать - то ли вообще закруглиться, то ли как-то продолжать. В результате помучавшись пару минут и сходив пару раз в гримёрку, итальянец заводит что-то из афексовских «Аналордов». Полнейший провал. Что ж с тобой происходит, дорогой Джанлуиджи? Пил-курил-болел? Или наоборот, работы много и вообще обрыдло всё? Представление это навеяло много грустных мыслей. Не дай мне бог увидеть, скажем, выступление Жарра с «Teo & Tea»…
Братья d’Arcangelo являют приятно-яркий контраст относительно своего земляка. Тоже итальянцы, тоже с «Рефлекса», тоже начинали лет 15 назад, но выглядят и, главное играют великолепно. Расставили ноутбуки, приготовились, начали. Я жду от них вариаций на тему недавнего (и одного из лучших) альбома «Exсel», однако Фабрицио и Марко удивляют совсем новым материалом. Упругие скоростные ритмы плюс заковыристая мелодика - IDM, сложный, но танцевальный. Возникают ассоциации то с московским лайвом Arovane, то с Autechre времен не то «Anvil Vapre», не то «LP5». Народ, распуганный Бокум Вельтом, быстро возвращается, а мы устраиваем танцы прямо перед сценой. До знакомых вещей дело доходит лишь совсем под конец, но никаких хитов уже и не нужно - итальянцы, что называется, порвали в тряпки. Записываем в разряд сюрпризов и в список претендентов на лучшее выступление «Блока-2008».
Пожертвовав лайвом Scorn, отправляемся обедать. Харриса ужасно хочется послушать, но голова уже квадратная, а концертная программа сегодня как минимум до двух ночи.
Возвращаемся к семи с небольшим на Smashbloc-арену, где заявлено «первое за десять лет живое шоу» проекта LA Synthesis. Синтезис - личности загадочные. В середине девяностых выпустили несколько пластинок и один альбом невообразимо красивой музыки на полпути от детройтского техно к интеллигентной электронике, а в двухтысячные сгинули вникуда. Как и следовало ожидать, «первые шоу за десять лет» ничем хорошим не заканчиваются - вместо дуэта перед нами одинокий Карл Грант, который сводит пластинки. Музыку играет отличную (в основном себя, но иногда вставляет классики типа FUSE), но действо довольно скучное. Впрочем, для отдохновения души и тела - самое то, можно сходить к развалу с футболками и пластинками и выпить местного сидра в баре.
Дослушав Гранта, отправляемся разведать обстановку. Monolake в басс-блоке играет что-то прямобитное и довольно громкое. Нет, техно нас сейчас не удивишь. Перемещаемся в Tec-bloc, где вот-вот должны начать Kode 9 & The Space Ape. На арене кромешная тьма, а народ всё прибывает и прибывает. Код Найн, которого на тёмной сцене не видно вообще, начинает неторопливо и мелодично - не перебарщивает с басом, опутывает хитрыми ритмическими петлями, переплетенными с изящными клавишными соло. Пока это больше похоже на IDM, чем на дабстеп, но уверенная поступь баса даёт намеки на то, что нас ждёт дальше. Откуда ни возьмись вступает монотонный голос - поначалу мне кажется, что он идёт в записи (сложно увидеть чёрного человека в тёмной комнате, особенно если его там нет), однако в свете вспышки удаётся увидеть силуэт «Космической обязьяны» - он стоит посреди сцены. Space Ape гипнотизирует публику мантрами, а Kode 9 постепенно разгоняется - мелодий становится меньше, а ритма и баса - больше. Минут через двадцать весь зал уже двигает телами в такт глубоким басовым раскатам.
Параллельно приходят новости с полей - играющие параллельно на smashbloc-е Bitstream «всех разогнали и звучат совсем невнятно». Поэтому даже не пытаемся зацепить конец их выступления. Еще минут через двадцать все-таки перемещается на «смэшблок» - там уже должны играть The Black Dog, еще одни пришельцы из девяностых. Когда в девяносто шестом из группы ушли Ed Hunley и Andy Turner, создавшие Plaid, казалось что дни Black Dog сочтены - ничего интересного они не выпускали лет пять, но потом неожиданно встрепенулись, переиздали старый материал, а потом и записали пару отличных новых релизов на «Soma» тогда как Plaid явно запутались в поиске нового звука.
Нынешний Блэк Дог оказался двумя дядьками средних лет, которые сосредоточенно возились в своих ноутбуках. Вообще, обилие «лэптопперов» стоит записать фестивалю в минус - при том, что музыка здесь звучала просто отличная, халтурных «лайвов», как ни крути, многовато. Black Dog колдуют над аблетонами - с одного компьютера шли барабаны, с другого - мелодическая часть. Но проблема в одном - ритм-секция выведена так громко, что мелодий банально не было слышно. К тому же англичане имели неосторожность заиграть прямобитные треки, что привело к тому что в зале немедленно зазвучал «московский минимал» послушав луп минут двадцать, мы, разочарованные, отправились ждать хедлайнера. На «басс-блоке» скоро должен был начаться главный, по мнению организаторов, концерт фестиваля - лайв Карла Бартоса.
Karl Bartos к делу подошел серьезно. Он позаимствовал концепцию у экс-коллег по Kraftwerk, но подаёт её не в виде инсталляции «арт-модерн» (изображать манекена ему, похоже, просто скучно), а делает из этого поп-шоу. Карл расположился по центру сцены, вооружившись микрофоном и клавишами. За ним - огромный видео экран, а по обе руки - колоритные немецкие амбалы. Справа - абсолютно лысый дядька с высоченной стойкой «железа» (“The Rack Man”), справа - длинноволосый немец с клавишами и вокодером («The Vox Man»). Сам Бартос не эксплуатирует тему человека-машины, а скорее выступает в роли этакого хозяина кибер-варьете с намеками на Синатру и Элвиса. Карл начинает с “Nummern”, и дальше тоже играет много старого Крафтверка - “Computerworld”, “Home Computer”, “Robots”, “Tour De France”, “Trans Europe Express” и, к моей безумной радости, “Telephone Call” и “Computer Love”, которые сами «отцы» в сетлист последнего тура не включили. Старые треки Карл и его приятели сильно осовременили - ритмы пожестче, басы почетче, звук местами почти трансовый, но это картины ничуть не портит. Бартос отлично поёт, к тому же сам во всю импровизирует на клавишах. Максимальные отличия от оригинала получаются на «Тур де франс», где Карл меняет и клавишные, и вокальные мелодии. Еще одна фишка Бартоса - использование квадрофонического звука. Колонки стоят по четырем углам и звук «тылов» нередко отличается от того, что играют «фронты» - назад Карл отправляет шумы, эффекты и прочее дизайнерские рюшечки.
Не брезгует немец и своими собственными вещами - играет «The Camera», «15 Minutes of Fame», «Ultraviolet» и даже один трек старенький, но очаровательный трек “TV” от своего старого проекта Electric Music. Но лучшей среди песен Бартоса в этот вечер оказывается «Electronic Apeman» - и ему, и Крафтверк как-то удаётся со вкусом подавать наивный ретро-футуризм. Штуки типа «And the future happens to us while we’re doing other things» это конечно жуткая банальность, но в исполнении Бартоса задевает какие-то тайные струнки внутри. Под конец Карл опять входит в роль хозяина кабаре - представляет помощников, благодарит публику, на прощание играет «Neon Lights», раскланивается и под титры на экране уходит. Никаких бисов, шоу закончено. Браво! Все-таки школа Крафтверка дорогого стоит. Надо будет обязательно застать его в Москве, когда он доедет до нас в следующий раз.
На часах два (пять по Москве) и дальше в расписании уже без чудес. Лениво брожу по аренам. На «Текблоке» диджеят Skream, на смэшблоке Shackleton играет тоже весьма недурственный хитроумный дабстеп. Но голова переполнена и перебивать впечатления от Бартоса не хочется, поэтому отправляюсь спать.