Условно досрочно... Часть 2-я.

May 16, 2014 20:05

Оригинал взят у mgzaycev в Условно досрочно... Часть 2-я.


Вторая часть материала "Условно досрочно" для ресурса Oren1.ru: http://oren1.ru/uslovno-dosrochno-chast-2/

Злые редакторы порезали материал:) Но полную версию можете прочитать здесь, у меня в блоге:

Условно досрочно... Часть 2.

Этот текст должен был по замыслу состоять из трех частей. Отвечающих на вопросы «Зачем?», «Кто?» и «Как?». Первая, «Зачем?», уже опубликована. Второй должна была идти часть «Кто?», то есть обзор потенциальных кандидатов, их возможностей и шансов на избрание. Но буквально вчера-сегодня начали происходить события, которые в перспективе могут сильно изменить картину губернаторского дерби в сентябре 2014. Поэтому часть «Кто?», с вашего позволения, мы отложим на завтра, чтобы дать автору фору. Не стреляйте в тапера, он играет по нотам, а ноты постоянно меняются. Так что сегодня мы попробуем ответить на вопрос «Как?».

Итак, как они будут играть этот матч? Какова стратегия и тактика будущих кандидатов?

Понятно, что конкуренты Берга будут топтаться на протестных настроениях. Предвыборная ситуация абсолютно классическая - есть действующий губернатор, весь как «в магазине на витрине», успевший наделать ошибок, и теперь испрашивающий у населения мандат на еще несколько лет управления областью. А кроме него есть некоторое количество кандидатов, таких всех в белом, «знающих и умеющих - как». Но обычно почему-то никому не говорящих своих секретов.

Это, знаете, очень похоже на компанию в укиенд на шашлыках. Всегда есть тот, который их жарит, и толпа советующих-критикующих-кричащих: «Ну кто так жарит!» и картинно заламывающих руки.

При этом «шашлычник» Берг на самом деле - заложник не самой популярной рецептуры. Возможно, он бы и рад посыпать больше перца, помариновать мясо подольше и использовать куски пожирнее. Но дело в том, что он - су-шеф на кейтеринге, поэтому работать приходится с тем, что дал с собой шеф и в существующих погодных условиях. Участь незавидная, скажем прямо.

Иными словами, будучи винтиком в путинской «вертикали власти», губернатору Бергу нужно изворачиваться, пытаясь съесть рыбку, а потом еще и сдать кости. Делать вид, что он поддерживает новые безумные законы и ограничения гражданских прав. Нужно подпевать единороссовской лицемерной риторике. Заходиться в патриотическом восторге по поводу «крымнаш» и объявлять среди оренбуржцев сбор средств для «бедствующих крымчан». Ну и делать много еще такого, что является просто демонстрацией лояльности действующей власти и ее политическому курсу.

Кроме того, погода выдалась не лучшая. Объективно, экономическая ситуация складывается так себе, а прогнозируется еще хуже. Закрыт «Южуралникель». В убыток работает вовремя не модернизированный ОХМК («Уральская сталь»). Горные предприятия добирают остатки месторождений, извлекаемость ухудшается, - от этого растет себестоимость и снижается прибыль. Сельское хозяйство подкосили засушливые годы. Газовики уже несколько лет подряд переводят активы и финансовые потоки во внерегиональное подчинение, снижая налоговые платежи в региональный бюджет. Купившая ТНК-ВР Роснефть делает то же самое с ее оренбургскими активами. Добыча газа снижается; по нефти, дающей до четверти налоговых поступлений областной казны, после 10-летнего периода рекордного роста добычи прогнозируется падение. Если раньше акционеры ТНК-ВР в лице Германа Хана приезжали в область и общались с губернатором, то теперь губернатору приходится сидеть на приставном стульчике в приемной Игоря Сечина, президента Роснефти. Без какой-либо гарантии быть принятым. Даже страховые компании не страхуют, позевывая на устрашающих совещаниях в Доме Советов.

То есть сделать с этими процессами губернатор объективно ничего не может. Это как пытаться вызвать дождь в засуху. Это удается только Путину, с прилетом которого в Оренбуржье падают первые за несколько месяцев палящего зноя капли дождя (было такое в августе 2009-го).

Так что экономический результат по итогам прошлого 2013 года простой - индекс промышленного производства в Оренбуржье составил 96,9% к уровню 2012 года. То есть мы имеем дело уже даже не со стагнацией (застоем и нулевым ростом), а с рецессией.

От экономики пляшут областные финансы, и пляшут крайне тоскливо. Главный показатель, который характеризует 4 с хвостиком года работы Берга губернатором - это долг областной казны. Если в середине 2010 года, в момент назначения бывшего орского мэра главой региона, внешний долг Оренбуржья составлял 6,6 млрд. рублей, то на начало 2014 года он уже достиг значения в 24,3 миллиарда, то есть вырос почти в 4 раза! Область начала жить на кредитах, постоянно занимая снова и снова. Бюджет области два года подряд формируется с дефицитом в 14,9% (на осторожную 0,1% меньше предельно разрешенного уровня). При этом только обслуживание текущего долга, то есть выплата текущих процентов расчетно составила на начало 2014 года более 714 млн. руб. в год.

Здесь нужно отметить, что очень важным показателем является не сам размер задолженности, а его отношение к доходам регионального бюджета. Чем этот показатель ближе к нулю - тем лучше, и наоборот. Так вот, с 2011 года, первого полного года работы Берга губернатором, данный коэффициент вырос с 0,02 до 0,3, то есть в 15 раз.
Но даже займы не помогают развивать или хотя бы поддерживать в текущем состоянии социальную сферу. Притчей во языцех стала ситуация в оренбургском здравоохранении. Более 80 закрытых ФАПов, сельских больниц и другие «реформы», приведшие к тому, что доступность медицинской помощи в сельских территориях снизилась радикально.
Не меньше впечатляют «достижения» в сфере образования. Не могу подтвердить эту цифру, но оппозиционные депутаты в своем открытом письме Путину называли цифру в 224 школы, закрытых в области при губернаторе Берге. Из открытых источников известно только, что около 100 школ было закрыто в период 2011-2013 г.г. Что тоже немало.
Все перечисленные обстоятельства уже стали причиной беспрецедентного роста протестной активности в Оренбуржье. В 2013 году прошел ряд митингов в пос. Энергетик, Кардаилово, В. Вязовке, п. Колтубановке (по информации системной оппозиции), а в 2014 - в Кваркено, Светлом, трижды (!) проходили митинги в п. Адамовка, а также во втором по величине городе региона и «вотчине» губернатора - Орске. Причем местные власти делали все необходимое для предотвращения акций протеста, задним числом отменяя согласования митингов, назначая на эти даты другие мероприятия и просто запугивая участников акций протеста возможным преследованием. А правительство глубоко уверено, что акции протеста инициируют за деньги то ли конокрады, то ли политические оппоненты, искренне считая, что люди не могут быть действительно недовольны текущим положением дел.
На выборах все это аккуратно упакуют и доставят к губернаторскому крыльцу. Вместе, кстати, с самим домом, к которому это крыльцо ведет.

Но самой неприятной «посылкой» будет фиксация тех особенностей губернаторства Юрия Берга, которые никому не припишешь и ничем, кроме личных качеств высшего регионального чиновника, не оправдаешь.

Думаю, таких особенностей четыре:

 Кадровая политика - Орск переезжает в Оренбург. С момента назначения Юрий Берг «перетащил» в областной центр в правительственные кресла десятки чиновников, и этот процесс еще не закончен. Это говорит о подходе к формированию команды исключительно на основе принципа личной преданности. Меж тем личная преданность никак не гарантирует достаточной компетентности и профпригодности. Обычно по такому принципу формируют окружение слабые, психологически неспособные к истинному лидерству люди. Кроме того, для талантливых людей не из орского окружения Берга полностью отключен «социальный лифт». Да и лестницы забаррикадированы.

 Политика ручного управления. Управленческий стиль Берга - это стиль руководителя школы, затем директора среднего предприятия, перенесенный чуть позже на средний по размерам город, а потом - и на целую область. Без поправок на изменение масштаба. До уровня города это еще работало, а на уровне региона стало проклятием. Это стиль, утрированно говоря, школьного завхоза, решившего экстраполировать свой управленческий опыт на целый регион. Тот факт, что менеджмент в больших масштабах требует принципиально иных подходов - игнорируется. Попытки критиковать - воспринимаются как политическая атака. В итоге мы имеем губернатора, тратящего значительное время и усилия на решение вопросов уровня дворника (буквально). Берг едет с визитом в район и возмущается неубранными дорожками, неотремонтированным крыльцом, некачественно уложенным асфальтом. Если для российских политиков еще горбачевско-ельцинской поры подобные эскапады были не более чем PR-акциями, то для Юрия Берга это именно стиль управления. Основанный, кстати, не только на неспособности системно и стратегически мыслить, но и на элементарном недоверии к подчиненным. Очень похоже на северокорейскую «фишку», когда «любимый руководитель» Ким Чен Ын «руководит на местах», подсказывая слесарям, мельникам и малярам правильные технологии их работы, заодно затравливая собаками несогласных.

 Коррупционный «ореол». За 4 года работы Юрия Берга областной истеблишмент сгенерировал рекордное количество коррупционных скандалов, в том числе с реальными «посадками». Не буду перечислять фамилий - вы без труда найдете их в интернете или в собственной памяти. Среди фигурантов - областные министры, их замы, главы муниципальных образований, руководители региональных отделений федеральных ведомств и многие другие заметные люди. Буквально в эти дни снят с должности руководитель областной фонда ОМС по подозрению в «схемках» с участием родного сына, а один из ближайших соратников Берга, вице-спикер Заксоба и прогрессивный аграрий Александр Сало с начала прошлого года никак не ответит за пропажу более 70 тыс. тонн государственного зерна с Сакмарского элеватора, что составляет половину от всего объема пропаж из госфонда по стране, обнаруженных за тот же период. Такого количества чиновников, пойманных за нечистую руку, пожалуй, не наберется за все четыре срока двух губернаторов-предшественников. По поводу самого Юрия Александровича тоже есть много потенциальных вопросов, начиная с любви к дареным гаражу правительства люксовым иномаркам и заканчивая по «невероятному везению» приобретенным земельным участком с построенным на нем впоследствии домом.

 Мстительность и злопамятность. Склонность к «расправе». Это качество губернатора Берга, стало, пожалуй, самым заметным трендом за период его правления регионом. Первым делом вспоминается история с Валерием Сазыкиным, решившимся на пару открытых писем, из которых мы узнали о доме губернатора (самом быстро построенном по сравнению с его предшественниками) и о других губернаторских «инновациях». (Я вот, кстати, тоже рискую. Потому что так прямо о Юрии Берге после Сазыкина в Оренбургской области, по-моему, еще никто не писал). Далее были еще несколько историй, менее драматичных и громких, но не менее показательных. О чем говорят эти истории? О полном отсутствии у первого лица элементарных способностей к дипломатии. На интернет-языке это называется «баттхерт», непереносимость любого троллинга. Что для политика, кажется, - критерий профнепригодности. Или путь к невротических расстройствам.

Вот об этом, ожидаемо, будут говорить оппоненты Берга в предстоящую предвыборную кампанию. Эти тезисы они будут противопоставлять PR и административному ресурсу действующего губернатора.

Ну а завтра - о других потенциальных кандидатах на должность главы Оренбуржья. И прошу извинений у читателей и других авторов, что занимаю страницы замечательного ресурса oren1.ru второй день подряд.

политика/власть

Previous post Next post
Up