Друзья пригласили меня пойти в киношку на фильм "50 оттенков серого", мол, пойдем посмотрим на игру дочурки Мелани Гриффит. Я пока что не сказала ни да, ни нет.
Писательница Эрика Леонард Джеймс, актриса Дакота Джонсон и режиссер Сэм-Тэйлор Джонсон
Решила сначала сходить на kinopoisk.ru почитать рецензии. И первые же два отзыва о фильме подсказали мне, что ответить приятелям. Если вы еще не смотрели фильм, то и вам стоит это прочесть.
Начнем с того, что скандальное произведение Э. Л. Джеймс я прочла около 2 с половиной лет назад. Шедевром данную книгу, разумеется, назвать «язык не повернется», тем не менее, я полностью прочла данную трилогию интереса ради. Скажу сразу, что именно «50 оттенков серого» - первая часть, является самым удачным произведением. И, если уж, его не смогли достойно экранизировать, то мне страшно, что будет с другими двумя частями (разумеется при условии их экранизации).
От фильма я многого и не ожидала, но превращение из посредственного эротического романа в бездарный дешевый фильмец - меня просто обескуражило.
Начнем с сюжета. Да, Сэм Тейлор-Джонсон попыталась пересказать весь роман до мельчайших подробностей. Но, стоило ли, если добрую половину эротики просто вычеркнули, и оставили лишь 2 часа «розовых соплей», от которых тошнит уже на 20-ой минуте. Эти пустые паузы, бессмысленные разговоры, показ всех актером «крупным планом» по 2 минуты - нагнетают безумную скуку. За, скажем так, не самую большую продолжительность фильма в 2 часа я успела посмотреть на часы минимум 8 раз, что характерезует картину с моего личного опыта, как провальную. Так как, за посмотром интересного кино, желание отвлекаться даже на «мелочь» не возникает. Да, и смысл экранизировать эротический (даже, скорее порнографический) роман с малым количеством «постельных» сцен, которые и выглядят не слишком правдободобно. Сэм Тейлор-Джонсон стоит поучиться у Ларса Фон Триера с его «Нимфоманкой». Вот, где истинная страсть показана, без всяких стеснений и моделирования половых сношений. А не как в данном случае, где Джейми Дорнан постеснялся даже свой пенис показать, а не то, что заняться сексом или, хотя бы, правдоподобно его имитировать. Но об этом позже.
Приступим к актерам. Дакота Джонсон пробила себе «путь» в данную картину чем угодно, но не актерским талантом. Видно, знаменитая мамочка здорово за нее «похлопотала». Я сразу почувствовала нечто неладное с игрой Дакоты, как только увидела знаменитый укус собственной губы Анастейши Стил. Это выглядело настолько неестественно, будто у актрисы ушли годы неудачных тренировок над данной, казалось бы, простой сценой. Дальше хуже. Главная героиня на протяжении всего фильма вызывает лишь раздражение, хотя при прочтении книг, его нет. Так неуклюже показывать желание, как Дакота, не каждая закопмлексованная девственница может. Про не соответствие внешних параметров героини книги и фильма даже писать не буду, ибо тут символов в сообщении не хватит. В общем, Дакота - весомый фактор для провала картины.
Джейми Дорнан - олицетворение того самого сексуального доминанта Кристиана Грея. Ну, как олицетворение, скорее пародия. Вроде внешне может и походит Джейми на книжного Кристиана, но вот во всем остальном нет. Дорнан не смог воплотить образ хищного, властного, успешного самца, которым является мистер Грей. Джейми выглядит таким обычным, скучным «офисным планктоном», во взгляде - пустота, нет и намека на страсть. В откровенных сценах, как я и писала выше, выглядит неравдоподобно. Складывалось ощущение, что ему на секс с Анастейшей - абсолютно все равно. В итоге - унылый, а точнее «серый» образ, подходящий лишь под фамилию героя книги, а на его самого.
Элоиза Мамфорд, играющая роль Кэтрин Каванна, смахивает, наверно, больше на мать героини, а не на саму мисс Каванна. Ощущение, что это не беззаботная жизнерадостная выпускница, а уже «бывалая» мадам, подвергщаяся явно нескольким пластическим операциям. Да, если даже откинуть полное несоответствие внешности, Элоиза воплощает образ стервозной блондинки с наигранным удивлением, а не оптимистичной и общительной девушки, какой является в книге Кэтрин.
2 из 10
Лишь за саундрек.
Mark Amir: А ну быстро к ноге или как снять римейк «9 1/2 недель» для поколения «Сумерек»
Обычно киноработы было принято делить на три категории: кино ради искусства (артхаус), кино ради денег (коммерческое) и средняя категория, где режиссеры использовали элементы «кино не для всех», тем не менее, находили подход к массовому зрителю, что выражалось в хороших кассовых сборах. Однако, в последние пару десятилетий, где франшизы и тентполы, способные приносить стабильно высокие доходы, играют роль «первой скрипки», создалась тенденция создания «дрянных» фильмов. Нет, речь не о «Розовых фламинго» или «Зеленом слонике», мы говорим о массовых лентах, которые безумно примитивны по сюжетной нагрузке, халтурно сделаны по актерской игре и режиссерской работе, но все эти недостатки компенсируются чем-то одним: либо кучей спецэффектов, либо какой-то одной «необычной» идеей, поданной в абсолютно примитивном и неудобоваримом виде. Не будем говорить о таких «шедеврах», как «Трансформеры», с каждой новой частью пытающихся вынести мозг многочисленными взрывами, постоянным мельтешением бессмысленных картинок и все более размытым сюжетом; опустим мы и опус, написанный примитивным языком без четкой структуры на уровне дневника 13-летней девочки-подростка, выпускницы специальности «Английский язык и литература» Стефани Майер, создавшей абсолютно идиотскую и плоскую историю о вампирах-«блестяшках» и имбецильных неуклюжих девочках.
Интерес сейчас представляет другой «представитель» вида cinema vulgaris - экранизация примитивного pulp fiction Э. Л. Джеймс, ставшего своего рода культурным феноменом. Я боюсь представить, какие проблемы в голове у этой 50-летней женщины (старина Фрейд точно бы пообщавшись 10 минут с этой «пациенткой» в ужасе побежал за самой крепкой сигарой). Вдохновившись «творчеством» своей коллеги по цеху Майер и перечитав все 4 части «Сумерек», Э. Джеймс «расширила вселенную», создав себе 100 миллионов долларов на счете и баттхерт всем адекватным людям.
Итак, ее «Анастейша» - это такая копия Беллы Свон, очень неуверенная в себе, неуклюжая, достаточно замкнутая, будущая выпускница колледжа. Для меня вообще загадка, когда она занималась своей учебой, в фильме она по утрам ходит по «очень важному делу» - интервьюированию различных личностей для такого «важного» СМИ, как студенческая газета колледжа (по-русски - стенгазета местного ПТУ), а вечером подрабатывает в строительном магазине.
Другой герой - «миллионер-доминант» Кристиан Грей - это калька с «пассивного» вампирчика Калена, который себя опять же ведет очень неуверенно, что создает мысли об отсутствии со стороны героя какого-либо интереса к противоположному полу в принципе. У этого «гения предпринимательства» все расписано по минутам (на этом не раз акцентируется внимание), однако, «неожиданно» находится время для интервью не представительнице «Форбса», а для… репортера студгазеты. Это очень неожиданный ход. Из «Анастейши» такой же журналист, как из Джорджа Буша-младшего велеречивый оратор: исход интервью - полный фейл из-за неумения нормально выстраивать диалог.
Однако, нас ждет следующий «неожиданный ход» - Грей приезжает в хозмагазин, где работает героиня, чтобы купить для своих забав кабеля и парочку комбинезонов (почему он ещё вантуз не купил?), т. е. идти в секс-шоп для него проблема, но заявиться в обычный магазин - это нормально. Дальше - лучше: контракт на сексуальные утехи с БДСМ и приколами «сделай меня своей вещью» с пунктом о неразглашении, попытки скопировать некоторые сцены из «9 1/2 недель» и любимая женская схема «полюблю этого дегенерата, ВДРУГ он исправится».
Первое, что бросается в глаза - несоответствие «пассивного тихони» Грея тому образу, который представлен в книге. Дорнан играет «по-патиссоновски», достаточно невыразительно и деревянно, совсем не выдавая какой-либо харизмы или даже нотки доминантности. Героиня Дакоты Джонсон - это опять неуверенная и не знающая, чего хочет, склонная к ненужному самокопанию, девица. Если честно, Джонсон смотрится гораздо старше, как 21-летнюю студентку ее вообще сложно воспринимать. Остальные персонажи настолько одномерные, что создается впечатление следующее: они здесь только по той причине, что у Майер в «Сумерках» тоже были «многочисленные родственники».
Когда Сэм Тейлор-Джонсон объявили в качестве режиссера, над этим решением изрядно посмеивались, особенно в свете ее личной жизни с Аароном «Пипцом» Джонсоном (кстати, если бы она и ее муж сыграли главные роли, это было бы новое прочтение книги и нас бы ждала развеселая комедия), тем не менее, даже на таком материале она смогла вылепить какое-то подобие фильма. Если пытаться анализировать, то режиссер явно вдохновлялась не «Сумерками», а лентами вроде «9 1/2 недель» и «Дикой орхидеи», которые в свое время не были признаны удачными, но благодаря течению времени и своему благодатному сохранению того «духа 80-х», который был эпохой Ренессанса для американского массового кино, постепенно перешли в разряд классических. Здесь есть неплохие сцены, достаточно привлекательно показана «богатая жизнь», удивительно неплохой саундтрек, будто навеянный той ушедшей эпохой, олицетворенной широкой улыбкой божественно красивого в то время Микки Рурка. Конечно, фильм относится к категории «дрянных», но полностью провальным его сложно назвать.
Тем не менее, несмотря на критические оценки, этот фильм принесет хорошую кассу, да и два продолжения в книжном варианте точно не будут пылиться на полке.
Образумится ли массовый зритель?
Ответ: нет. А значит, на нас обрушатся в скором времени очередные «трансформеры», «пассивные» вампиры, очередные невнятные неуклюжие подростки и прочие прелести. Sad but true.
3 из 10
Если вы прочли эти рецензии, то вам понятно, что я отвечу своим приятелям.