Образцово-перспективный жилой район Северное Чертаново.
2. Авторский коллектив, который являлся организационной ячейкой в стиле Грабина, где все созидатели сидят за одним столом и всё в лучших традициях научной организации труда - Лев Дюбек (основной идеолог проекта, ученик архавангардиста Ивана Голосова, автора клуба на Лесной), Абрам Шапиро, Лев Мисиожников, Михаил Посохин (общая координация) и другие. К делу были привлечены самые разные отрасли, району отводилась роль "разведчика" нового поколения селитебных зон.
3. К счастью, об ОПЖР отнюдь не вакуум информации. Нормативы - 13,5 и 20 кв. м жилой площади на жителя, по количеству дошкольников - 70 человек на тысячу жителей, школьников - 130 человек на тысячу жителей, по гаражам-стоянкам - 150 мест на тысячу жителей и т.д.
К тому же, основные идеи очевидны любому, кто там оказывается и пожалуй, вполне передаются фотографиями. Например, верхнее фото показывает задел для самостоятельного озеленения, а данное - приоритет пешеходов над автомобилями.
4. Бруталистское переосмысление классической архитектуры древности - ступенчатый перевёртыш. И терассы!
5. Зелёные холмы из безопасных строительных отходов. Последний этаж - студии союза художников, всего их здесь около 70, на все корпуса.
6. Конечно, ОПЖР - это не просто модернистский задел, а подлинно новая организация перемещений и быта. Дюбек и Ко шагнули подальше Меерсона.
7. Поляны на уровне вторых этажей.
8.
9. Люди здесь в целом куда позитивнее, чем в обычных спальниках. Хотя среда изорбилует пошарпанностью, но не гнетёт. Светло, зелено, просторно и нет доминирования автоповозок. Дети растут свободнее.
10. Дома не одинаковые, они имеют модификации. Например, дом 4 и другие, в отличии от "главного", №2 - сверхуютные ячейки второго этажа. Первый - нежилой, он ведь общий холл-кордиор, о которых так много написано и сказано... Второй же имеет камеры хранения сезонных вещей, "колясочные". Однако, во второй как-то вплетены и квартиры.
11. Очень человеколюбиво! Вот только люди варварски относятся к вверенному им имуществу, экстерьер которого не поставлен под охрану государства.
12. Всякие венткиоски да пандусы - не так затейливо, как у Меерсона, но всё-равно - интересно. Тут вот - как-то трапообразно.
13. Вдохновляющая игра изломов.
14. Корпуса подальше от главного и старейшего - выглядят местами проще, но по факту столь же концептуально выдержаны. Чистейший брутализм.
15. Их переходы в корпуса с двухэтажными квартирами - не с панорамным остеклением, как у более "центральных", что ниже
16. А с узким ленточным остеклением.
17. Банальные перемещения людей от входа к своим блокам выглядят научно-фантастично и первого лица и снаружи.
18. Перепробеги исключатся. При общем масштабе микрорайона, этот модернистский завет развит здесь, как нигде более, в отечественной практике.
19. Внимание к деталям на главном корпусе - исключительно.
20.
21. Вид с улицы Чертановской.
22. Естественно, не смотря на то, что сейчас всё заварено - перемещения по террасам представляются вполне живо.
23.
24. Самостоятельное озеленение - это кредо ОПЖР.
25. Бродить в ногах у домов.
26.
27. Расположение, цветовые отличия и ещё какие-то вещи, делают дома микрорайона, как ни странно - запоминающимися с первого раза. Можно путаться с номерами, но заблудиться - не представляю.
28. Здесь ещё сохраняются артефакты ушедшей эпохи, в массе своей безжалостно выпиленные отовсюду и заменённые на пластик строго для детей до 5 лет и ростом до 125 см...
29. Библиотека им.Герцена - переехала сюда в 1988, заменив собою магазин.
30. Вход - как с улицы, так и изнутри подъезда. Всё работает, всё благоволит.
31.
32. ЖЭК огородился и поставил себе уют.
33.
34. Пресловутые студии.
35. Ближе. Фишка - в высоте потолков.
36. А теперь представим, что жильцы использовали бы сделанные им брутал-клумбы по назначению, а не для балконной самодеятельности аля сарай-мазанка из Черноземья.
37. Метрокэб
38.
В следующей серии - Чазовский дом, один-в-Крылатском-воин, аналогичный показанным здесь.