Продолжение.
Часть 1 На следующий день, 31-го мая, распогодилось, и я с утра решил прогуляться по окресностям.
Лодка ещё спит, паруса убраны. Грот закручен вокруг мачты, стаксель на ракс-карабинах (это такие двойные, смотрящие в разные стороны крючочки из стальной пластины, они нашиты на переднюю шкаторину, или край, паруса, и ими парус цепляется за штаг) спущен вниз и подвязан:
Между двумя мысами, чуть восточнее пансионата текстильного института - уютная бухточка, и в ней тоже куча возможных мест стоянки.
Не то, чтобы лес загажен, как часто бывает на Валдае, но мусор встречается. Кто-то выбросил старую советскую палатку из "серебрянки":
Палатка на вид целая, но брать не стал, и так много барахла, а палаток у меня дома и так целых три.
Спущусь к одному из пляжиков:
Вглубь острова уходит ЛЭП, та самая, которая проходит над проливом, в сотне метров от стоянки.
Захотелось было искупаться, но потом отказался от этой затеи, вода ещё холодновата. Хотя наверное, стоило. Места очень красивые.
Я и из моря для пляжного отдыха больше всего Балтику в бывшей восточной Пруссии, за пляжи в сосновых лесах.
Вид с пляжа на Нилову Пустынь:
Сквозь деревья проглядывает озеро Гнильцы Большое, за ним - база отдыха текстильного института ("лёгкой промышленности"):
Сосновый лес живописен, и настраивает на позитивный лад:
Поднялся повыше:
Слева - Крестецкий плес, справа - не знаю, как называется, по которому мне возвращаться, где-то прямо на мысу - моя стоянка.
Панорама (по ссылке - в большем разрешении):
Возвращаюсь к лагерю, места очень красивые.
Здесь явно ездят и на колесных транспортных средствах, может, квадроциклах. Но я никого не видел, не смотря на воскресенье.
Возвращаюсь в лагерь. Взгляд назад:
Вышел на воду. Опять неудачно. Ветер сменил направление на южный, это мне не на руку, обратно придется идти в лавировку, а кроме того, никак не получалось выйти из коридора тросников, к тому же с северной стороны его, куда меня сносило, валялись какие-то доски, остатки какого-то причала, и я боялся пропороть баллон.
Да и идти придется в лавировку... Впрочем, теперь это будет проще, повороты уже получаются значительно лучше чем в первый день.
Нилова пустынь:
Мыс Лебедь, на заднем плане - остров Городомля:
C cевера от Городомли - яхта.
Ветер "ходит", меняет направление с южного на западный, и западный мне, конечно, предпочтительнее. А погода начинает слать предупреждения.
Ещё Нилова пустынь. Ветер то прекращается, то усиливается. На акватории много моторок, и, невероятно но факт, глиссерная моторка гонит волну больше, чем речной трамвайчик из Ниловой Пустыни в Осташков:
Городомля.
Ветер заходит с запада-северо-запада.
Когда мимо пролетает моторка, если ветер уменьшился до 1м/с, то качкой на волнах может перебросить гик на другую сторону. Моторки просто жутко бесят в такие моменты. Да и вообще, не понимаю я такого отдыха.
Пачково. Очень живописный пляж.
Повернул поближе к берегу, чтобы следующим галсом идти не на совсем попутном ветре (оптимальный ветер для парусных лодок - это бейдевинд, т.е. дующий спереди-сбоку), но мелководье тянется далеко, начал цеплять шверцем песок. Лучше, быть может, было выбраться на пляж, убрать стаксель от греха подальше. Или переждать явно приближающееся усиление ветра.
Снова буй на конце Майской косы. Я не стал идти на него, чтобы не занимать судовой ход, на который как раз выходил "речной трамвайчик" с Ниловой пустыни. Ветер временами прекращался. Самое время подумать ещё раз и предпринять что-нибудь на случай шквала, возможно высадиться на пляж в Пачково и отдохнуть, может убрать стаксель, но я игнорирую всё, что мне шлёт погода. Очень хочется ветра и поскорее дойти до яхт-клуба.
Южная сторона мыса в Пачково. Ветер снова северный, но очень слабый. Я шел на попутном ветре вдоль берега, но паруса периодически повисали, а когда наполнялись, обычно лодка шла не более полутора-двух километров в час.
Где-то в районе траверса следующего после Пачково мыса:
Пролив между островами Городомля (справа) и Кличен (слева).
На траверсе следующего мыса после Пачково ветер полностью прекратился. Паруса обвисли. На западе наблюдалась пелена дождя. Всё шло к тому, что сейчас что-то будет, но я продолжал игнорировать предупреждения.
На следующий день, в понедельник, пересмотрел вот это:
http://www.youtube.com/watch?v=osnQw-mH6Uk видео, снятое буквально за несколько минут до шквала, и в слух обозвал себя дебилом на весь опен-спейс.
Наверное, минут пятнадцать простоял в районе траверса мыса, в ожидании чего-то, и тут налетел шквал. Ну, вернее, для опытного туриста вряд-ли это серьезный шквал, но...
Ветер задул с запада-северо-запада. На воде образовались барашки, и скорость ветра, по моим определениям, была 10-12 метров в секунду.
Что было делать? Курс на лагерь для меня был попутным. Самой неприятной из возможной аварии был бы переворот лодки, не, меня бы спасли, конечно, и лодку бы тоже, но гермы я не прикрепил к палубе, хоть и собирался это сделать, а в одной из них - ключи от машины! Которые, к тому же, в единственном экземпляре (на втором сломался брелок сигналки).
Начитавшись ранее о возможных авариях на попутных шквалах, склонности некоторых катамаранов переворачиваться через нос, возможности брочинга (резкого непроизвольного поворота на попутном ветре - при неудачном раскладе за ним последует переворот), опасность рывков от непроизвольных поворотов фордевинд, то есть, когда ветер заходит, и паруса резко перекидываются на другой борт, я решил идти острым курсом на остров Кличен, в тени которого укрыться.
Не знаю, правильным ли было это решение!
К сожалению, я не взял с собой походный видеорегистратор, который мне год назад подарила мама на день Рождения. Угораздило его куда-то задевать буквально за несколько дней до похода. Увидел не на месте, решил убрать, и не помню куда! Было бы очень полезно пересмотреть видео тех событий, и проанализировать собственные действия.
Сбросил оба шверца в воду - чтобы избежать перемещений на подветренную сторону для подъема неактивного шверца, так как обычно в воду опускается только шверц с той стороны, с которой стоят паруса, и, разбрызгивая жидкий и неприятно пахнущий адреналин, помчался бейдевиндом (ветер спереди-справа) в сторону Кличена.
Из пролива между Кличеном и Городомлей шла волна - небольшая, впрочем, не то расстояние, но на ней образовались барашки, из чего делаю вывод, что ветер был 6 баллов, до 12м/с, что является штормом для моей лодки.
Когда становилось совсем страшно, я приводился, стаксель начинало сильно трепать.
Помните фильм "Фантомас", поездку на машине без тормозов и с заклинившим газом? Вот были какие-то такие ощущения.
Стаксель на этой лодке не рассчитан на сильный ветер, или, правильнее сказать, лодка не рассчитана на его несение - не хватает жесткости, поэтому его надо убирать уже при четырех где-то баллах (6м/с), но на воде в шквал одному это сделать невозможно. Поэтому штаг время от времени дергался, провисал, как будто силач-великан дергает за него как за струну. На подветренную ванту я даже не смотрел, её загораживал грот.
Идти в тень острова Кличен не получалось, курс выходил слишком полным, лодка слишком разгонялась и я снова приводился, чтобы сбросить скорость, и выходил из дрейфа, чтобы не трепать стаксель, и меня, таким образом, несло в пролив.
Возможно, вместо того, чтобы опускать оба шверца, надо было их оба поднять, и тогда дрейфом меня бы сносило сильнее на юг, в тень Кличена, и ближе к яхт-клубу.
Я, что называется, молился богу остойчивости - переворачиваться очень не хотелось, и богу прочности, так как потерять руль или мачту посередине озера в шквал тоже было бы неприятным конфузом.
К счастью, когда вошел в пролив и подошел к Кличену с северной стороны, думая о том, что надо бы искать где выходить и думать как выходить на берег, ветер ослаб.
Когда я посмотрел на навигатор, оказалось, что максимальная скорость, которой я достиг, была 14.1 км/ч. Что же, в инструкции к лодке сказано, что максимальная скорость под парусами - 10 км/ч. Могу сказать так, что в шквал я шел безусловно с некомфортной скоростью. В отчетах я читал о том, как на слегка модернизированном Альбатросе достигали 20 км/ч. Думаю, если бы у меня были современные баллоны (на старых есть "эффект колбасы", утяжки по границе отсеков, они тормозят, да и современные баллоны на 70-80см длиннее), скорость была бы около 16 км/ч. Вот и думай, добавит ли увеличение скорости от замены баллонов безопасности? Ну разве что через нос сложнее перевернуться. А то, что новые баллоны тверже, не сделает ли переворот через борт более простым?
После "шквального" перехода вспомнил первого инструктора по альпинизму. Десантник, на наших простеньких маршрутах, единичках-двойках, он всё время торопил и орал, это возможно и прививало моторику, но совершенно не давало возможности на ходу оценить свои действия, получить объяснения и понимание, почему делаешь так и не иначе. Просто всё время торопишься, не особо понимая происходящее.
Вот и тут было похоже. Необходимо было быстро принять решение, не вдумываясь, я его принял и осуществил.
Жаль, всё-таки, видео нет, памяти недостаточно чтобы оценить правильность собственных действий!
К счастью, когда я вошел в пролив и оказался у северного берега острова Кличен, ветер ослаб.
...Я развернулся и пошел в тень острова Кличен, и понял, что возможно сам вогнал себя в западню - нужно было идти на попутном ветре полтора километра через озеро. А если опять шквал?
Ну что же, если опять шквал, развернусь и пойду острым курсом теперь точно на остров Кличен. Делать нечего, надо идти. Но всё равно страшно, хоть ветер теперь и меньше.
Барашки полностью ушли, ветер ослаб до 6 м/с, иногда чуть усиливаясь, и я пошел через плес в сторону материка и яхт-клуба.
Дуло с северо-запада, я шел на восток - не очень хорошо, слишком попутный курс. Да и после стресса меня пугало буквально любое дуновение.
Несколько раз я ловил непроизвольный поворот фордевинд, это когда паруса непроизвольно перекидываются с одного борта на другой. Вот после этого, кажется, фото, грот резко перекинуло на правый борт, и я, будучи с фотоаппаратом в руках, получил нижней шкаториной (краем) паруса по уху.
Мой тип паруса относительно безопасен для голов экипажа. Случаи сотрясений и других черепно-мозговых травм на яхтах от удара гиком (деталью, которая оттягивает задний - шкотовый - угол паруса от мачты) случаются, особенно у новичков, часто, и душераздирающих видео на эту тему в интернете полно. Поэтому для одиночки, не смотря на другие недостатки, грот типа "стриж", у которого гик идет не под парусом, а сбоку или по обеим сторонам ("уишбон") паруса, имеет определенный плюс.
Тем не менее, очки с меня сбило. К счастью, они остались в кокпите, хоть на стекле и появился скол.
Запасных очков-то я тоже не взял, улети очки в воду - пришлось бы ехать домой очень медленно до ближайшего города с работающей до поздна оптикой.
Заворачивая на юго-восток, на совсем попутный ветер, я растравил шкоты и поставил паруса "бабочкой", в разные стороны.
Вот небольшое видео с этого участка:
https://youtu.be/zENGZle_SBQКогда-нибудь я склею из всех эпизодов один нормальный фильм. Но пока этим заниматься лень.
Непроизвольные повороты фордевинд ещё случались, в том числе, на парусах независимо друг от друга. Это связано с тем, что стаксель - легкая конструкция, ткань и две веревки, а грот за счёт массы гика, полиспаста, стальных усиливающих тросов - булиней, куда инертнее и тяжелее.
Страх никак не проходил, и всё внимание было отдано управлению лодкой. Так я подошел к мысу, за которым - вход в бухту Сороги, где и яхт-клуб.
Живописный мыс, интересно, можно ли подойти к берегу по воде, есть ли проход в тросниках?
Удалось почти красиво подойти к яхт-клубу, прошел сначала на попутном ветре мимо его, потом растравил стаксель, чтобы он болтался, и гротом поддавал газу чтобы подойти к берегу. Тем не менее, забыл про шверцы и проехался ими по песку, а пока выбирал их, лодка подошла к берегу и навалилась со скоростью примерно 2 км/ч. Не более, полагаю, но хотелось на нулевой! Что же, могло быть, конечно, хуже, особенно в таких условиях, но и это - только на 4 с минусом.
Как бы то ни было - вот я и на берегу. Пора разгружаться!
Поход - вернее, парусная часть - закончен.
За 4 ходовых часа и 10-15 минут пройдено 16 км 200 м, а всего за поход - 62.77 по навигатору, с лавировками, и 39.4 по генеральному курсу - если не закладывать в него заход на Кличен в шквал и разворот за веслом. Если закладывать - 42 с небольшим.
Достал вещи, и обнаружил, что ко всему прочему я недозакрыл герму с ключами от машины, не вщёлкнул полностью защелку. Значит, в случае оверкиля, даже оставшись на плаву, она могла бы потерять вещи.
Ну что же, пора разбирать лодку. Спасибо тебе, мой хороший кораблик - за то, что хорошо покатал, и за то, что уберег во время шквала!
Разборка и упаковка всего барахла в машину заняла ровно три часа, в неспешном темпе. Я поехал домой, на сей раз через Торжок и ленинградку. По дороге купил рыбы в около-селигерских ларьках... Часть рыбы оказалась откровенно паршивой, часть - очень вкусной.
В Торжке пару раз выходил гулять - удивительно красивый городок с многочисленными достопримечательностями, городок который необходимо бы сделать туристическим центром типа Суздаля. Жаль, "русский мир" - понятие разрушительное, затрачивающее энергию на крымнаши и прочий идиотизм, и полностью просерающее собственную историю и культуру, превращая, таким образом, собственно Россию и русских в колонию-свалку и рабов соответственно, зато с воевавшими дедами!
Ленинградка ехала не сильно хуже Новорижки, но с остановками, кофе, и прогулками домой я добрался поздней ночью.
Теперь поход был полностью закончен - не считая предстоящего обслуживания (высушивание, просыпка тальком, и т.д.) лодки перед хранением!
Что скажу напоследок?
"Альбик" показал себя с самой лучшей стороны. На самом деле, предполагалось, что у меня ещё в прошлом году будет другая лодка, двумя классами (по гоночной терминологии) выше, с 13 квадратных метров парусов, но от неё я отказался когда стало ясно что сроки поставки неизвестны и даже с этим сезоном ничего не ясно. Да, я наверное слишком требователен, тем более что часть (около четверти) просрочки возникла по моей вине, а другая часть из-за обстоятельств непреодолимой силы, но любая неопределенность меня сейчас выводит из себя, ощущаю почти физический дискомфорт когда нету ясности! Я лучше совершу неоптимальный, неправильный выбор, лишь бы не было никакой неясности и всё было чётко.
Люблю, когда каждый день задержки объясняется, каждые три дня есть апдейт статуса, и т.д., хоть ты одну кницу выточил за неделю, держи в курсе. Может, я просто воспитан тем, что уже много лет работаю либо непосредственно на европейцев, либо в тесном партнерстве, где принято за каждый пук на технологической площадке отчитываться?
Поэтому, хоть современная лодка классом выше это и хорошо, но приобретение любой развлекательной продукции должно быть само по себе в кайф, как и получилось с этим Альбатросом. Хозяин даже фото двадцати крюков-гаков, необходимых для сборки, выложил без напоминания, но так, чтобы я видел, что их двадцать!
Как бы то ни было, Альбатрос меня вполне устроил и очень понравился.
По состоянию - металлические части, увы, хранились не лучшим образом, есть коррозия, есть приржавевшие элементы, кокпит из палаточного брезента потерял прочность, но баллоны воздух держали хорошо. По утрам, кроме последнего дня, их приходилось подкачивать, но это вполне нормально для старых резиновых баллонов.
Лодку эту ругают за малую прочность некоторых элементов, но для штатных условий использования, чувствуется, запас прочности более чем достаточен, и усиление требуется, чтобы не сломать в ситуации, как у меня со шквалом.
Знатоки рекомендуют на Альбатросе сразу менять баллоны на новые, но я думаю, для одиночки есть задачи актуальнее - поменять или переделать паруса. Баллоны на моем катамаране явно ещё походят, наверное и не один сезон, но вот невозможность быстро ставить и убирать паруса на воде в одиночку - это серьезная опасность.
Закрутка стакселя, дающая возможность поставить и убрать его, просто дергая за веревочки в кокпите - вещь необходимая.
Может захотеться убрать и грот. Например, я бы предпочел в начале того шквала бросить плавучий якорь (к счастью, он имелся в комплекте), привестись, убрать стаксель, убрать грот, поставить стаксель, и под одним стакселем попутным, даже сильным, ветром пойти к яхт-клубу.
Ну колбасило бы штаг и хребтовую балку-"бушприт" и ладно, на попутном ветре потеря парусом формы не так важна. А на острых курсах я бы наоборот убрал стаксель, а оставил грот.
А получилось, на всех парусах пронесся по озеру туда-сюда.
Уборка грота, одевающегося на мачту "карманом" тоже не то что закручивание его на патент-риф (т.е. на вращающийся гик под парусом). Чтобы его убрать, желательно встать в кокпите во весь рост, чтобы обвязать закрученный вокруг мачты парус веревочкой, что в ветер тоже не очень приятно. Инструкция рекомендует смять парус по карману и спустить вниз, в кокпит, но мне что-то кажется что это вариант ещё хуже чем намотка на мачту.
Ну и конечно больше всех опасностей на катамаране страшит возможность перевернуться. Возможность поставить одному "Альбатрос" на ровный киль есть только в теории, на практике думаю без завала мачты точно не получится.
Наверное, наиболее безопасная сборная лодка для одиночки - шверцбот (однокорпусная лодка) меньше пяти метров, с самоотливным кокпитом с надувным полом, закрывающимся и с высоким порогом передним отсеком-рубкой, и крепящимися к килевой балке мешочками с песком в качестве балласта. Помните, как у Лондона - "приближение тайфуна дало себя знать внезапным шквалом, положившим "Призрак" парусами на воду" - вот это "парусами на воду" не должно быть не то что аварией, как на катамаране, а вообще чем-то значимым.
А паруса - стаксель на закрутке и грот либо на патент-рифе (легко ставить-убирать одному) либо стриж (сложно ставить, безопасно для головы).
Теперь про водоем - если кто до сюда дочитал.
Селигер, конечно, красивое озеро. Но в тех краях, где ходил я, всё-таки слишком людно. Ездят моторки, по берегам отдыхающие, турбазы, коттеджи под летнее проживание, и прочие радости.
Летом туда нечего и суваться! А лучше идти до 25 мая или в сентябре, когда по крайней мере отдыхающих из Москвы с детьми будет меньше.
Говорят, если уйти совсем на север, там будут места более дикие. У меня же таковых было относительно мало, хотя похоже уже со стороны Кравотынского плеса на Хачине нет баз отдыха.
Я мог бы взять и неделю отпуска, чтобы обойти там всё, но очень боялся, что что-то незадастся, баллоны например начнут спускать (хоть я их и проверил), какой-то важной детали не найдется, и т.д. - всё-таки поход планировался не просто учебно-тренировочный, а учебно-тренировочно испытательный!
К счастью, всё обошлось! Возможно, через год, в середине мая, схожу ещё раз, уже дней на 5, чтобы обойти остров Хачин и побывать в диких местах.
Ну и про сам парусный туризм. Тут впечатление двойственное.
И это - философия путешествий - тема для отдельного поста, это рассуждения на тему зачем мы вообще идем в поход.
Весь этот маршрут вполне можно было бы, и было бы безопасней, пройти на надувной байдарке, под веслами. Правда, ритм движения был бы совсем другой - больше поздним вечером, меньше днем.
Каждый, кто ходил в карельские походы, имеет опыт переходов по воде такого масштаба по карельским озерам, и хоть это малоприятно, сложностей в них нет. Шквалы надувной байдарке не страшны, как и волны, которые может нагнать на акватории всего несколько километров. Перевернуться риска нет, есть риск застрять, если неприятный ветер, но не более.
В чем же тогда смысл паруса? В этом походе - исключительно в комфорте, не надо долгого, изматывающевого силового выгрябывания.
А изначально парус интересовал меня для комфортных матрасных походов по Белому Морю, Онежскому озеру и другим подобным местам, где на байдарке и на веслах будет ещё менее комфортно, а то и невозможно.
Кроме того, я считаю, что красота водоема - это красота его берегов.
И в этом смысле байдарка на реке и весла полностью соответствуют запросам: ты всё время идешь, и смотришь на берег с воды. В походе же по Селигеру часто хотелось идти вдоль берега, но ветер не позволял, и к берегу приближался только на поворотах по окончанию галсов (прямых участков, составляющих зигзаг-лавировку). Поэтому и на Белом Море интересуют не переходы на Соловки, а, скажем, вдоль карельского берега, от Чупы до Кеми.
...С большой лодкой предполагалось сходить в несколько походов (Ладога, Онега, Белое Море), а дальше, через несколько лет, решать, буду ли я их повторять и что делать дальше, и лодка рассматривалась мной как средство для путешествий по определенным правилам, а не как цель. Возможности же Альбатроса касательно походов в тех местах не совсем ясны. Впрочем, возможности большой лодки хороши, мореходность выше, но в случае аварии, перевернуться на лодке которую даже в теории один на киль никогда не поставишь - это уже совсем грустно!
И ещё один момент, надежность. Я не люблю неопределенность в жизни и не люблю риск.
В байдарочных походах меня привлекают реки ни в коем случае не сложнее второй категории сложности в низкую воду. И пороги как таковые интересуют мало, ну иногда. В этом случае риск неприятностей не выше чем в повседневной жизни, и кроме физического комфорта (так как в поход я беру и свежие овощи и фрукты, по-возможности избегаю сублиматного питания, а также плед, и - если речь о Карелии или уральских реках - баню) испытываешь комфорт душевный. К тому же, на байдарке основная неопределенность - будет ли дождь, иными словами, будет ли комфортно, под парусом же - будет ли возможность идти.
Это, конечно, довод в пользу однокорпусной лодки с распашными веслами, лодке, на которой можно идти и без парусов в любой ветер.
Как я говорил, здесь же я всё-таки словил случай, когда отдался на милость стихии, которая погрозила кулаком и отпустила.
Этот стресс оставил в душе некоторый дискомфорт, и рваться сломя голову в следующий поход (как этой зимой мне захотелось после первого лыжного похода, которые тоже мало зависят от стихии и не несут в себе риска) желания у меня нет. Нужно как минимум несколько недель чтобы всё осмыслить. И, я надеюсь, к следующему походу я проведу модернизацию парусного вооружения, сделав хотя бы закрутку стакселя.
А вот куда будет этот следующий поход, не меньше недели - на Белое ли море в район Керети (там вполне селигерские расстояния между островами, и весь карельский берег ходят экипажи с детьми на каркасных байдарках, но есть опасность в случае ошибки улететь в открытое море!), на какое-нибудь крупное карельское озеро (Нюк, Кереть), Онегу (Уницкая и Лижемская губы - тоже расстояния и водные пространства небольшие), и будет он в этом сезоне или следующем (есть очень много байдарочных планов, а отпуск не резиновый) - пока не решил.
Факт в том, что хочется, чтобы парусник вез туда, где на байдарке совсем-совсем сложно.
Как бы то ни было, спасибо замечательной лодке, которая меня не подвела и сильно мне полюбилась за эти несколько дней.
До новых встреч, друзья!