речка Веля, 18-19 апреля 2015 года

May 21, 2015 20:00

На эту речку я собирался сходить уже очень давно, но никак руки не доходили.
Долгое время для меня она была "белым пятном", одним из ближайших, среди подходящих для походов на байдарке рек Подмосковья. Добраться до старта не просто, а очень просто, и судя по карте, течет река в удивительно для такого расстояния ненаселенных местах. Отчетов о походах по ней мало, сообщений на форумах тоже, но по тем, которые есть, можно сделать вывод, что река очень привлекательна.
Начинается маршрут в пределах второго бетонного кольца, в 17 километрах от Хотьково, по ярославскому направлению. От вокзала это всего полтора часа, но я могу сесть в электричку от одной из станций на окраине, не подалеку от дома, и до Хотьково мне ехать всего около часа, значит за пару часов можно добраться до места старта.
Однако, много лет как-то не складывалось, и наверное, к лучшему - маршрут для одиночки на моей лодке был бы очень физически тяжел. В этом году наконец-то собрался, к счастью, получилось, что не один:
Компанию мне составил Алексей bl1ch . Здесь можно почитать его отчёт: http://bl1ch.livejournal.com/23576.html, добавлю, что Лёха оказался терпеливым попутчиком, ему периодически приходилось меня ждать по причинам, о которых ниже.
...Речка оказалась чуть спортивнее, чем я ожидал, это уже настоящая "коричневая вода", но не настолько опасная, чтобы рисковать лодкой, вещами и костями. По неофициальной классификации паводковых рек для походов выходного дня, маршрут соответствует категории Б+, а скажем, пройденная мной год назад Ушма на категорию меньше, А+. Нижайшая же категория, соответственно, А. Да и места оказались красивейшими.


И в целом, поход получился просто замечательным, я очень рад, что наконец туда добрался. Бывает так, что лень далеко ехать, рано вставать, но хочется куда-нибудь сходить - для таких целей маршрут подходит на сто процентов!
Ну что же, начнем.

Несколько слов о ремонте ПВХ лодок. Готовя "Щуку" к маршруту, обнаружил в ней дыру, о чем недавно писал. Заклеиваются такие повреждения кусочком ткани, из которой сделано дно лодки, с помощью специального клея, при этом желательно при склеивании заплатку как следует нагреть. В походных условиях, чтобы не возиться, можно посадить заплатку на цианакрилат (суперклей), но такая склейка оказывается немного твердоватой, поэтому решил сделать "по науке". Перевернул лодку, положил внутрь, просунув под баллон, днищем к дыре, немного нагретую сковородку, заплатку прижал литровой кружкой с кипятком, и на утро склейка выглядела мягкой и прочной. Можно ехать!
Выйдя из дома 08:45, встретился в условленной электричке с Алексеем, и около 11 мы были на реке.
В точке старта, под мостом у деревни Алферьево, Веля - узкий, не шире пяти метров, поток с быстрым течением. Обычно я начинаю рассказ с фото своей лодки, в этот раз начну с Викинга Алексея:


Река немного попетляла в зарослях кустарника:


Вскоре начались первые завалы:


Перед некоторыми из них - хорошая струя, но не настолько мощная, чтобы затянуть под завал и заломать лодку:


Обносили, проводили-протаскивали лодки.


На реке встречаются бобровые хатки. Вот на повороте реки одна. Прижим, но на надувнушке всё безопасно и проходимо:


Проход справа, лежа на лодке и отталкиваясь от бревна руками:


Так, через 40 минут после начала сплава, мы прошли всего один километр по реке, а до точки старта было метров четыреста! Можно было пройти их пешком.
Потом, километра через три, ситуация немного улучшилась. Вскоре к берегам реки приблизились хвойные леса, места стали очень живописными!




Здесь тоже, как видно, живут бобры:


На солнце хвойные леса поднимают настроение. Красиво же!


Мы приближаемся к устью реки Имбушка, первому ориентиру на маршруте.


Река вошла в участок с низкой поймой, но по берегам сухо. Уровень воды нужен выше как минимум на метр, чтобы его залить. Где-то здесь должна впадать Имбушка.


Вот же она!
Ручеек метр-полтора шириной, справа на фото (слева орографически, то есть, относительно течения):


Панорама, которую автосгенерила Пикаса. По ссылке - в большем разрешении. Я панорам в этом походе не снимал:



Места очень живописные. Сделали здесь короткий привал-перекус-прогулку.


Читал, что группы забрасывались и здесь, с пешей прогулкой от ближайшей населенки. Но по мне так лучше продираться через завалы, чем идти с 35кг грузом.
Стрелка Вели и Имбушки, 8 км, три часа от начала маршрута:


Незадолго до стрелки, по правому берегу к реке подходило какое-то СНТ, была видна пара домиков. Это первая "населенка" на маршруте. В общем, 8км без жилья по берегам - это для такого расстояния от Москвы нормальный результат. И в целом впечатление от мест - как от очень диких.
Хвойные леса вновь подошли к реке.


Следующие километров 7 препятствий было мало, но идти мне было тяжело. Давление в баллонах от холодной воды упало, лодка приобрела небольшой излом и стала гнать волну. Я стал сильно отставать от Алексея, и ему постоянно приходилось меня ждать, а мне - затрачивать большие усилия на греблю. Как потом я убедился, Викинг-3.6 существенно легче в движении, особенно при разгоне.


Ещё автосгенерированная панорама (по ссылке - в большем разрешении):



Вечерело, пора было искать стоянку.
Где-то через 15 километров после старта (Или 13? Не удосужился посмотреть трек) нашли удобное место и разбили лагерь.
Здесь произошел случай, который невозможно вспоминать без смеха! Разгружаю лодку, переношу вещи наверх, и обнаруживаю в ней, зажатую между баллоном и шкурой, тяжелую силуминовую сковородку, которую использовал для заклеивания, не вытащил, и с которой свернул лодку!
Я сразу испугался, что продрал под ней шкуру, так как "молот и наковальня" - самый болезненный вариант для таких лодок. Но нет, повреждений не было, может небольшая царапина. Возможно, потому, что с помощью попутчика получается с лодкой обращаться нежнее.
На горелке Алексея готовили еду, на костре в моем котелке варили чай.


Ночью температура упала до -3...-5, вода в бутылке частично замерзла, я подмерз совсем немного, на грани терпения.


Наши лодки.
Викинг - слева - сантиметров на 60 короче Щуки, имеет кильсон и штевни, а также место гребца посередине, и юбку, надевающуюся на обруч. Юбки - одна из самых неприятных особенностей Щуки, если часто вылезать-залезать, можно запутаться и искупаться в холодной весенней водичке. Если в реке хорошее течение, лодка протаскивается под бревном, гребец перелезает бревно сверху, такой риск конечно есть. И всё равно я люблю эту, прошедшую со мной столько маршрутов, необычайно надежную лодку. Намокшая ткань на деке, кстати, заледенела. Самое время подкачать баллоны, лодка и так холодная, значит, в воде давление ещё сильнее не упадет, и лодка будет идти легче.


Обратно придется тащить не только лишнюю воду в намокших тряпочках, карманах, и т.д. лодки, но и лишние пару килограмм силумина:


Вид от стоянки:


На стоянке забыл пластиковую бутылку пива. Топливо-то хрен с ним, а вот то, что намусорил, конечно, неприятно.
Через несколько минут после того, как в 10:45 примерно мы встали на воду, пошел сильный снег:


Ночью мы слышали звук работающего двигателя, думали, это где-то дизельгенератор, но оказалось, насос на валу трактора качает воду из реки, по словам тракториста, в пруд возле урочища Горшково.


Судя по комментариям к объекту в викимапии, там какой-то церковный объект.
Отдельные строения видно сквозь ветки деревьев. Когда они зазеленеют, деревня полностью перестанет быть видной с реки.


Мы приближались к деревне Святогорово, 18-20 км от начала маршрута, второй ориентир.
Незадолго до деревни у берега увидели обширную вырубку.


Интересно, кому, зачем понадобилось рубить здесь лес? Места для работы техники неудобные, крутые склоны подходят к реке, и тем не менее.


Что это? Для чего?
Сейчас в Подмосковье много проводится санитарных рубок в рамках борьбы с короедом-типографом, но лесовосстановительных мероприятий я на их месте не видел. Действительно ли эти рубки приносят пользу? Одна из санитарных ли это рубок? Мне неизвестно. Полагаю, если рубка в Мытищах, то скорее всего дело всё-таки в освоении земли. Но в таком неудобном месте?
Какое-то строение, не то баня, не то охотничий домик:


Река вошла в зону лугов и пастбищ, в районе деревни Святогорово. Название соответствует местности, река периодически течет меж холмов.


Насколько мне известно, в Святогорово даже не ведет асфальтированных дорог. Местных жителей здесь не видно. А часть построек деревни принадлежат какой-то джиперской либо охотничье-рыболовной базе отдыха.


Что же, конечно здесь хорошо отдыхать, места очень живописные.


Какой-то дом в районе Святогорово:


Странная постройка:


Преодолели несколько завалов в районе Святогорово, затем речка вновь вошла в лес, и начался самый интересный с точки зрения сплава её участок.


Быстрое течение и камни в русле образовывали пороги шиверистого типа, небольшие сливы, с нависающими над водой бревнами, где надо и маневрировать, и пригибаться. Проходя один из сливов, я потерял флисовую шапку. Нагнулся было за ней, но Алексей крикнул мне не отвлекаться, и это правильно, в следующем сливе встал на камень, отвлекся бы сильнее, свесился бы от камня - мог бы и перевернуться. Без шапки было как-то непривычно дальше, чего-то не хватало.
Сфотографировать пороги не удалось, на это не было времени.
Фоновое течение выглядела примерно так:


Высокие берега:


Подходим к трассе А-108, здесь примерно 26 километров от старта. СНТ прямо возле дороги выходит к берегу. До этого от Святогорово населенки не было, ну может какая охотничья избушка на берегу.


Остатки старого моста, или какой-то недострой. По нему туристы, судя по немногочисленным сообщениям об этой речке на форумах, считают уровень воды. В этот раз правая арка проходима, и я рискнул сходу пройти через неё. Конечно, техногенные объекты таят в себе опасности и риск продырявить лодку, а то и самому пораниться, но обнос справа оказался не очень удобным: по нему пробирался Алексей, который как обычно меня ждал. Щука после подкачки баллонов шла легче, чем вчера, но я часто останавливался пофотографировать.


Леха у моста через пару километров после А-108:


Здесь хорошее течение, вновь начались небольшие пороги.


Алексей, уходя вперед, пару раз снимал мое прохождение на видео. Но проходил я их откровенно позорно. Даже при небольшом слаломе руки быстро устают, Щука легко вертится, но тяжело восстанавливает курс, при хождении вдвоем капитану почти не под силу исправить ошибки матроса. Когда идешь в одиночку, груз на носу меньше, но на несколько активных маневров подряд сил не хватает. Я неоднократно попадаю под "расчёски" нависающих веток: если река поворачивает сразу после шивер, попросту не хватает сил выгрести на финальном маневре.
Снова завалы:


Вот пришли к очередному ориентиру на маршруте - заброшенной мельнице, построенной не позднее конца позапрошлого века. Точнее сказать, даты неизвестны, но судя по комментариям к объекту викимапии, здесь находили пуговицу с формы того времени.


Остатки постройки:










Кстати, как оказалось, в известных описаниях и отчетах длинна маршрута занижена километров на 5.
Поэтому нам надо было торопиться, чтобы успеть на удобную выброску.
А река вновь вошла в лесистый участок:


Вновь высокие берега:


А здесь - широкая пойма:


За пару километров до финиша у деревни Кикино, начинает чувствоваться населенка:


Не то склад, не то стройка у деревни Сырнево, заинтересовало исключительно сводчатыми окнами на этой постройке.


Что тут было - усадьба, какой-то завод XIX века, или что - я не знаю. А пока фотографирую, Алексей опять уходит далеко вперед. Спасибо за ожидание!

Пешеходный мостик:


Речка.
Красиво!


Мы прибыли на место выброски, к мосту у деревни Кикино, примерно за час, даже чуть меньше, до отправления автобуса. Следующий - только через три часа, а тратить деньги на такси жалко! Здесь, не смотря на спешку, Алексей дал мне несколько минут покататься-потестдрайвить Викинг-3.6 . Лодка мне понравилась, легко набирает ход, хорошо держит курс, легко крутится. Лодка достаточно узкая, из старших моделей больше похожа на Гарпун, а не на "большой" Викинг, поэтому скорость держит хорошо, тормозится водой не сразу. Чуть более валкая чем Щука, забираться в нее было с непривычки тяжело, но проще чем в Илексу, на которой я сразу черпанул бортом воду. На воде тем не менее в Викинге почувствовал себя уверенно, думаю рыбачить с нее тоже не будет проблем.
Может быть возьму себе такую, в одиночных путешествиях она пожалуй позволит двигаться быстрее и эффективнее.
Но и Щука меня нисколько не подвела!
Мы закончили антистапель меньше чем за сорок минут и побежали к автобусу, который должен был отправляться в 19:03. Автобус, идущий в Сергиев-Посад, конечно же, минут на 15-20 опоздал, но рисковать было нельзя - следующий через три часа.
А места здесь живописнейшие!


В 21:40 мне было выходить из электрички. поблагодарили друг друга за хороший поход, и расстались - я вышел из электрички у себя на окраине, Алексей поехал к вокзалу.
Здесь я, ожидая автобуса, впервые за поход по-настоящему замерз.
Резюмируя - поход получился просто замечательным. Прошли, по моему навигатору, 36 километров 400 метров(по старым отчетам, длинна маршрута 31 километр), но метров на 50 заходили в Имбушку.
8 обносов, 16 проводок (для тех, кто не занимается туризмом, поясню, проводка - это когда из лодки приходится вылезать хотя бы одной ногой, но лодку на берег выносить не приходится, она протискивается-протаскивается через препятствие прямо на реке). Два пропила ножовкой.
Красивая весенняя природа, дикие места... Да, конечно, не Ушма, где вообще населенки нет, но для такого расстояния от Москвы мелкая деревня раз в 8 километров - это очень хороший результат!
Некоторое количество паводкового драйва, "коричневой воды" на маршруте... Но для надувной лодки вполне безопасного драйва... В общем, очень хорошая речка. Отличный поход.
Фотографировал на телефон и на мыльницу "с суперзумом" - за две недели до похода забыл на даче зарядку от фотоаппарата. Конечно, прогресс хорошо заметен, современный телефон дает лучший результат, чем мыльница, которой уже несколько лет. Цветопередача и четкость снимков у телефона лучше!

До новых встреч!

фото, походы, байдарка, снаряжение

Previous post Next post
Up