http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&topic=77262 - Почему возник этот феномен современных православных - видеть помеху спасению более во внешних обстоятельствах и других людях‚ нежели в себе самих? Не отсюда ли досужие толки о “хороших“ и “плохих“ архиереях‚ о “правильных“ и “неблагодатных“ приходах‚ о “радетелях“ и “предателях“ Православия... На Украине‚ например‚ иногда считают‚ что если иконы в храме не мироточат‚ то и благодати в нём нет. Не в этом ли мирском по своей природе суемудрии‚ не в этом псевдоправославном рвении (сродни магизму) коренится немыслимая для верующих предшествующих эпох дерзость - публичные обвинения и даже оскорбления епископов Церкви в так называемой независимой православной прессе‚ явные и скрытые нападки на церковную иерархию вплоть до Святейшего Патриарха. Слишком многие православные‚ считающие себя борцами за чистоту веры‚ пребывают в крайне немирном расположении духа‚ повсюду видя происки “врагов“ - своих же братьев во Христе...
- Иногда в средствах церковной или околоцерковной информации случаются всплески самой настоящей истерии - в частности‚ по поводу проблемы ересей. Казалось бы‚ вопрос ставится своевременный и важный. Да‚ очень нужно говорить о сохранении неповреждённости Православной веры перед лицом сонма лжеучений‚ о защите Православия от ересей‚ от соблазнов‚ от тлетворного влияния “века сего“.
Всё правильно‚ однако не оставляет ощущение‚ что это доброе по своим целям делание осуществляется иногда весьма странным образом. Это уже не защита нашего Предания‚ а какое-то кликушество. К тому же борьба за чистоту Православия порой почему-то включает в себя весь набор безнравственных средств‚ к которым прибегают журналисты светской прессы‚ отрабатывая заказ своих хозяев: презумпция виновности “заказанного“ человека‚ измышление компромата против него‚ неспособность слышать собеседника‚ игнорирование аргументов противной стороны и - непременно - личные оскорбления. Причём всё это обрушивается не на злонамеренного сектанта‚ а нередко на православных людей‚ взявших на себя смелость отстаивать позиции‚ которые не устраивают отдельных богословов или группы лиц. Чаще всего речь идёт о так называемых “новых“ проблемах‚ по которым до сих пор не было общецерковного‚ а значит‚ и общеобязательного мнения. Неужели всё это и есть защита Православия? Разве во имя утверждения нашей веры обязательно выносить приговор тем‚ с кем мы не согласны‚ в предательстве Церкви‚ в вероотступничестве‚ в ереси? Или чем более бездоказательны и огульны наши обвинения‚ тем лучше мы защищаем Православие?
Я постоянно задаю себе вопрос: что это за явление‚ откуда оно пришло‚ чтобы утвердиться в нашей жизни‚ в чём причина его живучести?
Чаще всего роль наиболее непримиримых воителей за чистоту Православия присваивают себе люди‚ ещё вчера пребывавшие вне ограды Церкви. Это вчерашние атеисты‚ нередко комсомольские работники. Слава Господу‚ просветившему их помрачённый разум. Однако совершит такой поворот от безбожия к истинной вере способен только внутренне сильный‚ упорный‚ целеустремлённый человек. Чаще всего подобный жизненный выбор делают вполне осознанно‚ хотя‚ конечно‚ существует в наше время и своего рода конъюнктура в этих вопросах.
И если впоследствии новообращённый избирает в качестве своего служения стезю церковной журналистики‚ то вполне очевидно‚ что этот крутой поворот судьбы был для него решением выношенным. Но что происходит далее? Человек‚ бывший до своего обращения неверующим‚ имевший вполне языческие понятия о допустимости блуда‚ прелюбодеяния‚ винопития и прочего‚ вдруг прилепляется к Церкви. А это непросто - нужно менять образ жизни‚ преображаться внутренне. Это своего рода подвиг - так измениться‚ развернуть свою жизнь на 180 градусов! Он требует постоянной духовной работы‚ битвы против собственных страстей. Иными словами‚ человеку предстоит довершить подвиг внутреннего преображения. А сил на это не хватает‚ преображения не происходит‚ хотя чисто внешняя церковность присутствует. В душе человека начинает расти беспокойство‚ ибо такая ситуация испытывает его на разрыв.
И вот ему предлагается решение‚ на первый взгляд‚ снимающее все противоречия: защищать Православие от внешнего врага. Борьба с собственными “страстями и похотьми“ может подождать‚ когда речь идёт о битве за торжество истинной веры Все силы духовные‚ вся внутренняя энергия отныне обращаются на борьбу со вселенским злом. А уж сверх того привносится всё‚ чем богата наша натура: и оголтелость‚ и напор‚ и невысокий культурный уровень‚ и бытовой хамство. Чем менее преуспел человек в борьбе с самим собой‚ тем сильнее будет его натиск‚ обращённый вовне. Наверняка могут существовать и другие поведенческие модели. Например‚ из нашего общества никуда не исчезли силы‚ ненавидящие Церковь и боящиеся её авторитета и влияния. Эти силы обладают необходимыми финансовыми средствами и хорошо организованы. Я отнюдь не исключаю‚ что иные из наших “бескомпромиссных“ воителей‚ готовый “защищать“ Русское Православие вплоть до раскола церковного единства‚ действуют не без внушения антицерковных сил.
Нынешний уровень полемики по вопросам внутрицерковной жизни нередко достоин всяческого сожаления. Он - порождение прошлого и в прошлое должен рано или поздно канут‚ где память его “погибнет с шумом“. Ибо то‚ о чём мы говорим‚ суть признаки нездоровья всего общества‚ а когда болезнь с Божией помощью исцелится‚ пройдут и сопутствующие ей явления.
Иногда меня спрашивают:
- Почему вы не отвечаете на клевету и оскорбления?
Я в таком случае говорю:
- Некому отвечать. Я никогда публично не отвечал на критику ещё и потому‚ что был поражён невысоким уровнем этой критики. В ней чувствуется не только желание поспорить с какой-то идеей‚ найти истину‚ сколько иррациональное желание протестовать. Поэтому не надо слишком драматизировать это временное явление. Всё это пройдёт‚ и очень быстро. Потому что это признак нездоровья. А когда болезнь‚ с Божией помощью‚ исцелится‚ то и явление это пройдёт.
Но те‚ кто берут на себя ответственность говорит об этих процессах‚ о современных церковных проблемах - все пишущие и читающие‚ должны уяснить‚ что церковная пресса не вправе обращаться к средствам‚ которые противны духу Церкви. Церковная пресса не может также опираться на аргументы и мотивацию‚ которые выходят за рамки системы нравственных ценностей христианства. Если вы видите статью‚ автор которой демонстрирует заботу о чистоте Православия‚ но при этом прибегает к недостойным приёмам современной светской прессы‚ языческой и безбожной по своей сути‚ то отложите написанное им как очевидный соблазн: это не церковное дело. В лучшем случае - ошибка‚ отражающая духовное нездоровье пишущего. В худшем случае - очередной заказ врагов Церкви Христовой.
Случается также‚ что на участие в антицерковной кампании человека подвигают попаляющие его душу демоны гордыни или неудовлетворённого тщеславия. Ничего нового для Церкви во всём этом нет: меняется время - меняются и методы борьбы с Православием. Сегодня одним из таких поводов является область межхристианских отношений‚ завтра появится какой-то иной повод‚ и так далее‚ до скончания века...
Митрополит Кирилл. “Вызовы Современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь?“ - М.: Даниловский благовестник‚ 2002. Стр. 110-114.