БЕРИНГИЯ-2011. Впечатление фотографирующего волонтера.

Dec 21, 2011 14:00



Главное событие камчатской зимы - традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия». Всё началось в январе 1990 года, когда влюбленный в Север человек, Александр Печень, задумал и организовал первую на Камчатке гонку на собачьих упряжках - «Берингию». Гонка была всего 250 км, но это было начало. Уже следующая «Берингия», в 1991 году, прошла 1980  км и зарегистрирована в «Книге Рекордов Гиннесса», как самая протяженная в мире. С 2001 года традиционным стал маршрут 950 километров, от Эссо до Оссоры, который проходит по пересеченной местности, снежным просторам тундры и лесотундры, берегам Охотского и Берингового морей, преодолевает Срединный хребет через сложный и красивейший Карагинский перевал и по пути заходит в удаленные труднодоступные поселки эвенов, ительменов и коряков: Анавгай, Хайрюзово, Усть-Хайрюзово, Ковран, Седанка, Тигиль, Воямполка, Палана, Лесная, Карага. Для жителей этих населенных пунктов Камчатского края «Берингия» стала настоящим праздником, самым ярким культурным событием.

Гонка «Берингия» всегда была не только спортивным мероприятием, а являлась продолжением вековечных традиций Севера. Идея гонки в духе северной экспедиции, слаженности, взаимопомощи и дружбе участников, в возрождении и развитии ездового собаководства, в поддержании традиционного образа жизни и национальных культур коренных народов Камчатки.

Берингия доставляет в национальные поселки гуманитарную помощь, книги и кинофильмы, школьные принадлежности и игрушки, медикаменты и витамины. В проведении экспедиции и помощи населению участвуют выбранные из многочисленных желающих добровольцы. Православный священник, участник гонки, несет жителям маленьких поселений Слово Божие. Местные администрации и школы-интернаты всегда с нетерпением ждут и радостно встречают каюров, как самых дорогих гостей. Встречая «Берингию», северные поселки скидывают оцепенение долгой зимы, одеваются в яркие национальные одежды, самобытные национальные коллективы устраивают полные эмоций концерты.

В «Берингии» участвуют как профессиональные каюры, так и обычные люди - рыбаки, охотники, учащиеся и даже пенсионеры. Возраст участников не ограничивается - на трассу выходят и настоящие старейшины шестидесяти пяти лет и успешно проходят всю трассу, передавая свой бесценный опыт молодым участникам.

Сделать легкую и прочную нарту, шедевр народной инженерной мысли, из березы и веревки, без единой металлической детали - это искусство. Но еще сложнее искусство подготовки упряжки. Выбор и воспитание десятка выносливых и умных собак, обучение командам двух-трех передовиков, способных повести за собой упряжку, не сбиться с пути в пургу, вовремя остановиться, если хозяин отстал на сложном препятствии. Хорошие проверенные упряжки люди Севера используют в повседневной жизни - ходят на охоту и рыбалку, ездят к соседям в других поселках.

Участниками «Берингии» стали не только камчадалы, но и жители других регионов Севера, и даже знаменитые каюры из других стран.

Рожденная идеями энтузиастов, живущая уже третье десятилетие, Берингия прошла испытание временем, трудностями и тяжелейшими климатическими условиями, и стала значимым событием для всего Севера России.


Сейчас, по традиционному маршруту, Берингия длится порядка трех недель, бывает дольше, в зависимости от погодных условий. Поскольку это северные тундры, бывают такие метели, что и в паре метров ничего не видно, и тогда приходится задерживаться на стоянках еще день или два. Дневные переходы очень большие, по 50-70, бывают даже до 100 км.


Собачек в упряжки берут самых выносливых, и они бегут со скоростью 10-12 км/ч при нормальных условиях. Каждая упряжка, по правилам гонки, от 5 до 16 собак. В упряжке есть вожак, который держит всю стаю. Своими наставлениями, в том числе зубами, подгоняет ленивых и притормаживает особо ретивых, и есть передовик, который отлично знает как идти, который ведет упряжку. Собачья упряжка - средство передвижения для Севера необычайно полезное, уже потому, что если каюру (каюр - это человек, хозяин и погонщик упряжки) случается заблудиться, то он может положиться на своих собак, а собаки обязательно приведут его к человеческой стоянке - к оленеводам или в поселок. Сами понимаете, заблудиться или сломаться на современном техническом транспорте значительно опаснее. Известны случаи и на гонке Берингия, когда начиналась пурга и кто-то из гонщиков пропадал из виду, но к вечеру все собирались где нужно, потому что их приводили собаки.

Собаки Севера Камчатки воспитываются в тяжелых природных условиях и в повседневном нелегком труде с человеком, и выглядят иногда сурово. Некоторые хозяева на лето отпускают собак на какой-нибудь необитаемый островок без присмотра, а к осени забирают результат естественного отбора, чтобы получить такую необходимую выносливость. Это серьёзные собаки.

С началом Берингии энтузиасты нашли еще сохранившихся собак камчатской породы, привезли хаски, привезли ездовых собак из Аляски. Один из участников, интересный увлеченный человек, чтобы научиться ездовому делу, провел в 90-х два или три года на Аляске, откуда привез собак для развода. И сейчас в большинстве упряжек собаки - смесь всего лучшего, что удалось найти и вывести кинологам Камчатки.

Гонка проводится на деньги спонсоров, в ней участвует волонтеры, многие со своими снегоходами. Участие в гонке бесплатное. Организаторы умудряются добывать средства даже на вертолетные перевозки. На вертолетах доставляют некоторых участников вместе с собаками и нартами из их поселков на место старта и с места финиша обратно домой, на вертолетах же доставляют некоторых волонтеров с их снегоходами. Организаторы и добровольцы - сплоченная рабочая команда. Попадая в такую команду, радуешься знакомству с хорошими и сильными людьми.

Все фотографии здесь сделал на Берингии в марте 2011 года, когда в роли волонтера и одновременно фотографа прошел с участниками три недели, от Эссо до Паланы.

На титульной фотографии типичный пейзаж, в котором движется гонка. Здесь Север, тундры и сопки. Часть пути проходит по льду рек и озер. В этом году не повезло с погодой - была ранняя оттепель в феврале, а потом ударили крепкие морозы. Снег, где остался, превратился в мощный и тяжелый наст. Собачки ранили лапки, их лечили, надевали специальные носочки, некоторых собачек приходилось списывать в санитарный поезд, чтобы не повредить больше. Во время гонки действует правило: если собачка не может работать на дистанции, то такую собаку нельзя отпускать бежать рядом с упряжкой, ее нужно везти на нарте, пока на финише участка не сдашь в санитарный поезд.



Лиза Штрекер, немка из Фрайбурга, человек, любящий Россию и Камчатку, очень хорошо говорящая по-русски. В этом году Лиза участвовала в Берингии первый раз, собирается в 2012 году участвовать снова. Замечательный человек, познакомились мы с ней забавно. Она тренировалась перед гонкой, собаки ее упряжки сцепились с собаками другой упряжки, Лиза бросилась разнимать, ей покусали руки. Я случайно оказался рядом, а у меня с собой в рюкзаке всегда есть мини-аптечка (перекись, зеленка, пластырь, бинт и прочие нужности). Промыли раны, обработали, забинтовали-залепили, так и познакомились. Поскольку мы подружились, несколько фотографий здесь именно с Лизой.

Еще о собаках. Собаки одной упряжки - это крепкая стая, могут подраться с другой стаей-упряжкой. И как одно из напутствий фотографам - нужно вести себя очень аккуратно. Если вожак на вас кинется, то кинется и вся стая. Один интересный камчатский фотограф, Витя Гуменюк, лет 8 или 9 ездил снимать Берингию, тоже давал мне несколько напутствий, как более опытный коллега новичку. Одно из напутствий: вот упряжка номер Х, очень злые собаки. Держись подальше. В прошлом году именно они, упряжка Х, на меня, я назад, вдруг по пояс в снег, и никуда уже не деться. Вот, минус шапка, минус куртка, минус штаны, минус рукавицы… А сам? - сам цел :)

Был смешной случай и у меня, тоже бросались собаки. Хотел снять с нижней точки на широкий угол, это требует подойти довольно близко к проходящим упряжкам, а в творческом порыве почти не думаешь об опасности. Собаки бросились, успел отпрыгнуть, обошлось. Так было несколько раз, я заметил опасного вожака и стал внимательнее. А позже в тундре случилась проблемка, сломались одновременно нарта с грузом и снегоход - горючка, корм, еда, палатки, печки - все это возится снегоходами на грузовых нартах и на вездеходе. Я тоже ездил на снегоходе с добровольным снегоходчиком, причем замучал его большими расстояниями, чтобы раз за разом уйти вперед гонки, найти хорошее место для съемки, отснять упряжки, потом снова обойти гонку и найти новое место для съемки. Так вот, поломка нарты и снегохода у идущих впереди ответственных за разбивку лагеря. Встречаемся, тут у них еще и собачки с битыми лапками на санитарной нарте. Надо быстро перераспределить груз, собачек на санитарном нарте, оставить кого-то чиниться, и двигать дальше, чтобы кому-то раньше прийти на контрольный пункт, разбить лагерь, приготовить еду и корм. Был один из руководителей, он мне: “Ты быстро вот на эту нарту с грузом верхом садись, и держи в руках этого пса, ему нельзя в нарту с остальными - задирается. Держись, цепляйся в нарту, держи его чтобы не вылетел и двигайте дальше”. Прыгнул, вцепился, зверя обхватил покрепче, понеслись. А скорости большие, в районе 70, кочки под снегом, чудом держишься, ногами вцепишься в нарту, швыряет-кидает … Пес сразу почувствовал, что к нему с добром, сначала морду мне на колено положил, потом на плечо, потом еще и лизнул благодарно. Я же тоже в запале, все быстро, спешка, даже и не обратил внимание, что за зверя вручили, а приехали на стоянку, сдаю ветеринару, а сам узнаю - это ж тот самый вожак, который на меня несколько раз бросался. Ну, доброе слово и кошке хорошо, а собаке тем более :)



Со старта на очередную дистанцию. Часто именно в таких погодных условиях проходит гонка: снег, то сильнее, то слабее.



Снова Лиза, рубит мороженный корм собакам. Кстати, весь корм мы везли с собой. Много мороженной рыбы, а раз это Камчатка, то и рыба не простая - нерка, чавыча, кижуч, горбуша. И себе тоже жарили.



Готовка вечерней кормежки, и напряженное ожидание ужина :)

Кстати, с нами начальную часть пути, когда груза было больше, шел вездеход, на нем везли наиболее тяжелые грузы - бочки с горючкой и мороженный корм в брикетах.

Стоянки для ночевок были разные. Были дикие, например какой-нибудь охотничий домик, в нем организовывали кухню и столовую, там же в тепле спали женщины, мужики все в палатках. А были стоянки цивильные, в поселках. Спортзал, школа и тп. На кадре как раз культурная стоянка, когда мы спали в спортзале школы поселка Верхне-Хайрюзово.

Замечу, что многие поселки настолько изолированы, что в них можно попасть только вертолетом, снегоходом, на упряжке, к некоторым подойти морем. Тот же Ковран, на пути Берингии, известный своей вкусной корюшкой, а еще и знаменитым национальным ансамблем “Эльвель”, бывает долго изолирован от мира, потому что из-за плохой погоды не могут летать самолеты и вертолеты. Но к более крупным, Тигиль, Палана, уже подходят дороги. Не всегда для легковушек, местами только зимние, но дороги есть.



Какую-то часть пути, уже с середины, когда появился зимник в тундре, с нами шел трехосный камаз с кунгом. Он заменил вездеход, и тоже вез корм и горючку.



Типичный вожак. Нормальный рабочий пес, серьезный зверь, это он меня оценивает, хороший ли человек, вкусный ли, подпустить ли его с огромной телепушкой на фотокамере. От его взгляда, конечно, идет мощная жизненная энергетика.



Собаки сильно уставали - сложные переходы в таких условиях, когда наст, и за месяц до гонки один из вулканов накидал пепла, дорога стала как наждачка, лапки страдают. Этот пес приподнялся осмотреться, тут же стоя заснул, и после моего кадра сразу упал :)


Пережидаем непогоду, на два дня задержались в поселке Ковран. Было не ясно, ослабнет или усилится снег. Кстати, мы говорим про собак: “привязывать”, а на Севере говорят: “навязывать”.



Обязательная вечерняя песня. Певцов в упряжках много, поют по ночам иногда захватывающе, перепевают друг-друга.


А этот кадр сделал в вертолете, летел со снятыми с гонки собачками. Такая вот нежность у них бывает. И третий вроде не лишний.



Половина груза, перевозимого обозом Берингии - это гуманитарная помощь в поселки. Гуманитарку собирают спонсоры, жители и школьники Петропавловска, даже администрация края. Книжки, тетрадки, фломастеры, краски, игрушки - всевозможная помощь для детей в поселках, для школ и детских садов. Эта фотография из ительменского поселка Ковран. Ительмены - когда-то большой и сильный народ, отличающийся от всех наших северных народов тем, что они похожи на индейцев. Сами ительмены так и считают, что они индейцы. Есть интересные факты, по которым выходит, что у ительменов генетическое сходство с малазийцами. Причем, помимо генетического сходства, у них такие же лодки, как у малазийцев, и много других похожих предметов быта и труда. Как и когда они пришли на Камчатку - никто не знает. Но у них есть легенды, в которых отражается их приход из какого-то далекого и жаркого края. Во времена освоения Камчатки казаками ительменов было много, самый большой камчатский народ. Еще недавно, в 70-80-е годы прошлого века их оставалось 20-25 тысяч, сейчас их можно насчитать только тысяч 5-10, и большинство живет в поселке Ковран. Ительменский ансамбль “Эльвель” из Коврана известен не только на Камчатке, но и в остальной России, и за ее пределами. Они часто гастролируют, их зовут на национальные праздники во всем мире. У них необыкновенно зажигательная музыка и выразительные танцы, их же с радостью встретил на ярмарке “Сокровища Севера” в Москве на ВДНХ. Так вот, в поселке Ковран есть верующие - они православные с времен казачьего освоения, а вот церкви и батюшки нет. Один из гонщиков, каюр, это отец Владислав (в миру Ревенок), батюшка из поселка Эссо, где стартует гонка. Отец Владислав в поселках проводит богослужения, и везет гуманитарную помощь от церкви. Например, он привез православную литературу, причем на ительменском языке. Здесь на фотографии маленький ительмен на службе батюшки Владислава в обычном жилом доме.


Отец Владислав. В большом поселке Тигиль жители своими руками построили церковь, сейчас завершается внутренняя отделка. Но в Тигиле тоже священослужителя нет. Отец Владислав ездит по таким поселкам и несет Слово Божие людям. Очень интересный человек. Миссионер, и при том спортсмен-каюр. В шутку его спрашивают про азарт, говорит: “Азарт - это грех”. “А как же спорт ?” - спрашивают дальше. “Ну, спорт - это же спорт!” - улыбается. Долгое время он шел в лидерах гонки, на финиш пришел вторым, пройдя всю трассу всего за 93 часа, а это больше 10 км в час на участках самой сложной по малоснежным и погодным условиям Берингии за многие годы.


Собаку никто в бочку не засунул, это он сам в поисках перекусить.

Вообще живут люди в поселках бедно. Занимаются охотой и рыбным промыслом. Край богатый, и если бы у них была возможность сбыта рыбы и зверя, то жили бы не бедно, и страну обеспечивали экологически чистым продуктом. Но дорог нет, или дороги слишком тяжелые, и власти не озабочены обеспечением этого района коммуникациями.


Зрители, маленькие жители поселка, на финише очередного участка гонки. Детей в поселках любят, детей много. В школах и детских садах уютная домашняя обстановка, добрые отношения между детьми и учителями.

Как уже говорил, в каждом поселке встречали концертами. Ансамбли были и взрослые, и детские. Для жителей Берингия - событие года, весеннее пробуждение. Детки в ансамблях милые и интересные. Возможно, близость к природе и необходимость труда в семье делает их немного отличными от детей в больших городах. В чем-то они проще, в чем-то серьезнее и взрослее.



Здесь в фотографиях встречаются три местные национальности - коряки, эвены и ительмены. На этой фотографии артистка из ансамбля эвенов. Вообще с поездками по Северу все больше убеждаюсь - наши северные народы очень симпатичные.


Ительменская девочка готовится к концерту, волнуется.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось показать. В этой экспедиции много снимать не удалось, я ведь был волонтером, и работал вместе с остальными добровольцами по обеспечению гонки, часто в ущерб фотографированию. Пришлось становиться и грузчиком, и счетчиком-учетчиком, и прочие рабочие профессии осваивать. Но не жалею. Совместная работа позволила стать своим, стать членом команды, в которой собрались интересные люди Камчатки.

Записано по аудиозаписи моего выступления в Русско-немецком Доме в Москве 12 октября 2011г.
Олег Смолий, tuk-tuk@ops-photo.ru

коряк, Камчатка, Берингия, Православие, Ковран, ительмен, хаски, Тигиль, husky, Палана, собачья упряжка, эвен, ездовые собаки, зима, Россия

Previous post Next post
Up