Эмоции: помощник или вредитель

Sep 07, 2015 18:39

Эмоции везде. Они не только помогают нам, но и очень часто становятся козлом отпущения во всех неоднозначных ситуациях (потом жалеешь об разрыве с любимым человеком, потерянной работе, нанесенной обиде и т.д.).
Они не так страшны и не так неуправляемы.

Влияние эмоций на человека достаточно велико. Ведь различные переживания могут привести к психическому истощению нервной системы и организма в целом, преждевременному старению и появлению тяжелых заболеваний. Хирургами, работающими во время боевых действий, отмечено, что заживление ран происходит медленнее у солдат, попавших в плен, чем у солдат-победителей.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния
Эмоциональность человека можно описать несколькими терминами: настроение, эмоции, чувства, аффекты.
Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название «настроение») настрой на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение.
Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
Эмоции в жизни человека имеют динамичную основу, возникают мгновенно и также могут исчезать.
Собственно эмоции - это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Чувство - устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания.
Чувства носят предметный характер, Перечислю их : Элементарные чувства: радость, гнев, страх, интерес, удивление, стыд, вина. Высшие чувства: 1) интеллектуальные - радость от познания, удивление; 2) моральные - долг, благородство, альтруизм, благодарность, доброта; 3) эстетические - чувство прекрасного - безобразного.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень его организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.
Плохих и хороших эмоций не бывает. Каждая эмоция возникла и укрепилась генетически в связи с необходимостью этой эмоции для выживания. Например, считающаяся отрицательной агрессия она необходима для защиты себя, членов семьи, своей территории, имущества от других. Не умея выражать злость, гнев мы не сможем защитить себя в ситуации нападения или насилия.
Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.
Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое понимается окружающими.
Так отсутствие эмоционального общения, интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому развитию младенца, к частым болезням, холодности, низкой способности к сопереживанию и сочувствию.
Другой вопрос, что ситуация опасности прошла, а человек все еще находиться во власти гнева.
Продолжительность эмоции зависит от значимости события, от психологического типа человека. Например, уверенный в себе человек даст отпор противнику и успокоиться, а неуверенный в себе человек будет долго находиться во власти эмоций переживая все «если, может», что могло бы пойти не так, или если бы он повел себя иначе и т.д. чем неожиданее и опаснее была ситуация тем дальше человек будет во власти эмоций. Например, мать защитила своих детей от опасности, но ее беспокойство об их безопасности может сохраняться еще несколько дней, хотя дети находятся в безопасности.
Отрицательные эмоции. Все больше и больше данных указывает на то, что для здоровья нужны любые эмоции. Для человека важен не столько знак эмоции (положительная она или отрицательная), сколько ее наличие как таковой. При этом важна разумная позиция человека по отношению к собственным переживаниям, как к положительным, так и отрицательным. Поэтому сдерживание эмоции - стремление не всегда-полезное.
Вместе с тем, отрицательные эмоциональные переживания (например, тревога, депрессия), длящиеся в течение длительного времени, все чаще приводят к развитию таких болезней, как аритмия сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, аллергия, бронхиальная астма, и др.
Эмоциональные состояния возникают в результате
- оправдания ожиданий
- неоправдания ожиданий каких-либо событий
Или чрезмерные эмоции у людей с:
- врожденной эмоциональной неустойчивостью или воспитанной эмоциональной неустойчивости
- человек находящийся в длительной стрессовой ситуации
- физически ослабленный или больной человек
Степень эмоционального проявления зависит от значения события, физического состояния, внутреннего психологического фона (наличие внутренних противоречий которые ведут к обиде, злобе и др.)
Человек рождаясь приходит в мир с определенными свойствами нервной системы. Например слабая нервная система и человек склонен к меланхолии и обидчивости. Сильная нервная система и человек склонен к эмоциональным вспышкам свойственным холерическому темпераменту. Сильная нервная система и человек практически минимально выражает эмоции - и тогда его называют флегматиком.
Есть люди с выраженной особенностью - не понимать, не различать и не уметь выражать какие-либо эмоции. Это и аутисты и люди с синдромом аспергера; также особенность врожденная или под влиянием серьезной психической травмы в раннем детстве - алекситимия; они такими родились и для них особый труд в определении и описании эмоций, различение эмоций и телесных ощущений в купе с другими проблемами. Но это ближе к медицинскому диагнозу. А в норме это человек с определенным типом темперамента и индивидуальными особенностями отражающими индивидуальный опыт человека.
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания,
загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие - только на очень сильные. Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.
Этим очень пользуются на массовых мероприятиях, особенно политических - управляя толпой в нужном направлении.
Наследственно передаются и некоторое доминирование эмоций, эмоционального фона (поэтому дети часто похожи в эмоциональном плане на родителей)
Но главную роль конечно играет среда и воспитание. Родители это образцы эмоционального поведения. Дети копируют эмоции в ситуации опасности (у одних это агрессия и гнев, а у других это растерянность, плаксивость), как нужно радоваться, как и где и при каких обстоятельствах нужно скрывать свои эмоции. Попадая в детски сад, школу, ребенок перенимает навыки и у других людей. Таким образом обучаясь или нет регулировать своё эмоциональное состояние. Маленькие дети например очень чувствительны к нестабильной внешней среде (ссоры родителей, жесткой воспитательницы) проявляя свою неуверенность в страхах и беспокойстве.
Причины излишней эмоциональности тоже разнообразны - это и врожденная слабая нервная система и неспокойная семейная ситуация (конфликты, ссоры, нездоровая конкуренция между детьи, неполная сім’я и т.д.) и этот багаж человек несет во взрослый мир забывая первопричины. Так есть взрослые несущие страхи, тревожность и неуверенность из детства и от этого очень трудно избавиться.
Проблемы со здоровьем непосредственно влияют на эмоции. Физическая боль, ограничения в перевижении, нарушение режима сна и отдыха - это все те основы которые могут вызвать неадекватные эмоциональные состояния (плаксивость, жалость, нетерпение, тревожность).
Почему бывает так не просто понять свое эмоциональное состояние?
«Мы склонны подавлять и видоизменять эмоции, которые считаются социально или морально неприемлемыми. Мы сдерживаем себя, не имея возможности выразить коллегам свое раздражение, и компенсируем силу этой эмоции, например, тем, что начинаем неконтролируемо много есть. Или у нас возникают какие-то «необъяснимые» боли- в голове, животе. Или мы замыкаемся в себе, становимся безразличными. Если какая-то эмоция для нас под запретом, каждый раз, когда мы сталкиваемся с ней, мы трансформируем свои ощущения во что-то другое… и не понимаем себя. Так, зависть может превратится в агрессию, или даже восхищение человеком который ее вызывает.
Мальчики так же эмоциональны, как и девочки, но им предписано быть сдержанными и неуязвимыми. Поэтому, став взрослыми они скрывают свои эмоции и склонны замыкаться в себе. Женщины же, напротив, осмеливаются говорить о том, что чувствуют, демонстрировать разные эмоции, в том числе беспокойство или грусть
Есть одно чувство которое является проблемой для всего мира. Тревожность.
Есть ли в нашей тревожности хоть что-то положительное?
Тревожность-это естественно эмоциональное состояние и знакомое каждому из нас. Оно позволяет нам предчувствовать опасность и начинать действовать в соответствии с ситуацией, Некоторые люди имеют повышенную тревожность- это может быть свойством их темперамента, личности или же просто особенностью протекания их нервных процессов. Такой человек эмоциональнее реагирует на неудачи, чаще ощущает себя некомпетентным, беспомощным. И в этом случае со своей тревожностью можно и нужно справляться.
Как отвлечь свое внимание от беспокойных мыслей? - Переключение внимания.
Один из самых простых способов - углубиться в книгу или интересный фильм. Но чтение должно быть легким: полностью переключиться будет сложнее, если книга требует вдумчивости и внимания. Переключаться лучше на то, что увлекает: рисуйте, лепите, играйте на музыкальном инструменте, если любите и умеете это делать.
Ни одна из выше перечисленных причин (генетич., воспитат., здоровье, среда) не обязывают нас жить с неустойчивой эмоциональной сферой.
Не умея распознавать и регулировать эмоциональные состояния эмоции могут сподвигнуть на совершение ошибок. Например, убийство, насилие в состоянии аффекта, когда человек находится во власти эмоции не отдает себе отчет в совершаемых деяниях. Состояние аффекта довольно часто диагностируется специальной психиатрической комиссией в случаях убийства (своих насильников, обидчиков) и т.д.
Но эмоции и чувства сподвигают и на чудесные благородные поступки. Чувством радости, счастья, любви человек наполняет пространство и дарит всем окружающим. На таком подъеме например успеха спортивного, учебного, научного человек может создавать череду таких свершений.
Нас практически никто не учит целенаправленно регулировать свои эмоции. С опытом мы вырабатываем полезные привычки, но не всегда четко их осознаем, чтобы воспользоваться в моменты кризиса. Существуют целые системы борьбы со страхом, тревогой, агрессивностью.

психология

Previous post Next post
Up